Онлайн словарь
С
СЛ

Словарь-справочник по обществознанию-18

[loadfile: templates/common/google_ads.txt is empty]
 
ю прибавочной стоимости, рассмотрел движение капитала (кругооборот), в ходе которого капитал проходит стадии производства и обращения, сохраняя и увеличивая себя. На основе выявленного им противоречия между производст-венными отношениями и уровнем развития произ-водительных сил капитализма Маркс сделал вывод об исторической ограниченности капиталистического способа производства и необходимости его уничтожения. Маркс не увидел внутренних источников разрешения этого противоречия в рамках самого рыночного механизма. Основные идеи Маркса были развиты последователями в разных странах. В России идеи марксизма разрабатывались Г. В. Плехановым, В. И. Лениным и стали программой революционной деятельности партии большевиков. В СССР философские науки развивались в русле идей марксизма-ленинизма. Маршалл Альфред (1842—1924) — английский экономист, глава Кембриджской школы неоклассического направления. Родился в строгой протестантской семье кассира английского банка. Способности, честолюбие и денежная помощь родного дяди позволили Маршаллу поступить в университет Кембриджа. К экономической науке он впервые обратился, исследуя проблемы этики. Основная работа — «Принципы экономической науки-». Маршалл исследовал проблемы установления рыночного равновесия и механизм рыночного формирования цен. Основные параметры рынка: цена, спрос и предложение — рассматриваются им во взаимодействии. Маршалл полагал, что при идеальной рыночной ситуации равновесные цены устанавливаются при равенстве спроса и предложения. Он предложил графическое -изображение рыночного равновесия, которое получило название «крест Маршалла». Маршалл подробно рассмотрел влияние спроса и предложения на цену товара, разработал концепцию эластичности спроса по цене, - теорию потребительского поведения, которые легли в основу микроэкономического анализа. Маршалл признан крупнейшим представителем экономической науки. «Принципы экономической науки» способствовали дальнейшему развитию экономической теории в новом для нее направлении — социальной ориентации на человека. Монтескье Шарль Луи (1689—1755) — французский философ-просветитель, писатель, историк. Обладал обширными знаниями в областях естественных и общественных наук, искусства и религии. Главное философское произведение — «О духе законов». Философская концепция Монтескье основана на принципах деизма и механистического материализма. С точки зрения Монтескье, Бог является создателем и охранителем законов природы, действию которых подчиняется и он сам. Исходным пунктом теории познания Монтескье является отстаивание ценности опыта и здравого смысла. Источниками познания он считал окружающий мир и деятельность человеческой души, обладающей способностью к познанию. Социологическое учение Монтескье построено на обобщении исторических фактов. Монтескье выступал с критикой теологического подхода к истории. Он считал, что общественное устройство зависит от нравов, обычаев, убеждений, которые прежде всего определяются географической средой и политическими законами. Хотя люди равны от природы, различия географической среды обусловливают существенные различия в политическом устройстве. В холодном климате люди более здоровы, активны, целеустремленны; жара приучает их к лени, изнеженности, равнодушию. Жара и холод воздействуют на тело, которое определяет духовное состояние человека. Просвещенные правители, считает Монтескье, способны в любых климатических условиях воспитать достойных граждан. Эта точка зрения Монтескье отрицала религиозную идею предопределенности человеческой жизни. Первобытное состояние он представлял как состояние дружбы и мира, общения и взаимопомощи. Естественное же-лание жить в обществе приводит людей к созданию государства, гражданского права и частной собственности. В борьбе интересов Монтескье видел борьбу политических принципов, поэтому он критикует идею деспотизма и эксплуатации. Феодально-деспотическому режиму Монтескье противопоставляет конституционно-монархическое или республиканское политическое устройство. Монтескье отстаивает идею разделения властей, воплощающую компромисс между буржуазией и аристократией. Он считает, что целью государственного правления является благо общества, которое можно достигнуть с помощью прогрессивных законов. Законы государства обязательны для всех граждан. Законы религии обязательны для верующих, в том случае, если они не противоречат законам государства. Монтескье осуждал фанатизм и стремление к власти католической церкви, оценивал ее деятельность как препятствие общественному прогрессу. Мор Томас (1478—1535) — английский философ, писатель, гуманист, политический деятель. Родился в буржуазной семье. Был членом парламента, помощником шерифа Лондона, председателем палаты общин, лордом-канцлером правительства. Имел репутацию неподкупного государственного деятеля. Был сторонником верховной власти католической церкви и противником лютеранской Реформации. За отказ принести присягу королю Генриху VIII как главе англиканской церкви был арестован и казнен по обвинению в государственной измене. Впоследствии был канонизирован католической церковью. Основное произведение: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии». Утопия в переводе с греческого языка означает — нигде. Популярность книги была столь велика, что предпринимались попытки найти этот остров. В произведении представлена критика жизни современной Мору Англии и описание общественного устройства на острове, социально-этические воззрения Мора, Экономической основой социального устройства Утопии является общественная собственность на средства производства и на результаты общественного труда. Основу благосостояния составляет труд всех граждан в сфере ремесленного и сельскохозяйственного производства, что делает возможным распределение продуктов по потребности. Тяжелую грязную работу выполняют рабы (военнопленные и наказанные преступники). Государственную власть и священ-ников выбирают. Все имеют равные права. Существует свобода вероисповедания. Принуждение к религии наказывается законом. Запрещена публичная пропаганда атеизма. Быт на острове публично организован. Общественные трапезы в специальных дворцах являются формой общения. Семьи образованы не только по принципу родства, но и на основе профессиональных занятий. При на-личии способностей к определенному ремеслу можно «перейти» в иную семью. Больные содержатся в общественных лечебницах, где им гарантирован надлежащий уход. В этом обществе нет бедных и несчастных, заброшенных и одиноких. Все люди образованны, умны, доброжелательны. «Золотая книга...» стала началом жанра социальной утопии, оказала огромное влияние на формирование мировоззрения многих поколений социальных реформаторов и революционеров. Ницше Фридрих (1844—1900) — немецкий философ. Основные произведения: «По ту сторону добра и зла», «Генеалогия морали», «Воля к власти», «Антихрист» и др. Поставил ряд вопросов: о природе человека, бытии, культуре как средстве человеческой самореализации. В мировой культуре, во всей истории человечества Ницше искал элементы универсальности, которая помогла бы человеку преодолеть внутреннее страдание от общения с миром. Именно поэтому Ницше обратился к духу греческого искусства. Ему казалось, что именно греки в полной мере ощущали трагичность чувственного бытия. Ницше полагал, что человеку нужно устремляться ввысь, в мир, который мог бы возвысить его над страданием бытия. Следовательно, человек не должен оставаться человеком. Ему суждено стать сверхчеловеком. Человеческая жизнь от рождения до смерти рассматривалась Ницше не как единственная. Он полагал, что одна земная жизнь не может быть достаточной. Однако в своих трудах Ницше не раскрыл эту идею других земных жизней человека. Его идея сверхчеловека предполагает преображение человеческой природы, культивирование более совершенных форм жизни. Сверхчеловек у Ницше призван уничтожить все лживое, болезненное, враждебное жизни. С этим постулатом связана критика христианства. Ницше критикует понятие прогресса как ложную идею, снижающую волю к власти, способствующую исчезновению высшего типа человека и распространению типа «маленького», «стадного» человека, мировоззрение которого ограничено поиском порядка бытия, цели и смысла жизни. Мировоззренческой альтернативой понятию прогресса, с точки зрения Ницше, является идея «вечного возвращения», выражающая устремленность человека к свободе, творчеству, к идеалу «сверхчеловека». С этой позиции мораль, религия, философия предстают у Ницше как способы оправдания слабости европейского человека. Европейская рационалистическая философия особо, с точки зрения Ницше, ответственна за дискредитацию жизни, за ослабление воли к власти. В результате сверхъестественный мир предстает как мир истинный, а мир земной, жизненный — как видимость, кажущийся мир. Стремление к истине рассматривается как высший смысл земной жизни. Таким образом, земная жизнь лишается собственного смысла. Религия и мораль закрепляют данное положение в глубинах обыденного сознания, формируя в качестве нормы ценности «маленького человека»: любовь, сострадание, смирение, долг, вина, грех. За абсолютными, нравственными и религиозными ценностями скрыта их психологическая основа и мотивация — страх «маленького человека». Мораль и религия, по мнению Ницше, закрепляют этот страх в культуре. Философия, мораль, религия, наука регламентируют, организуют, упорядочивают жизнь, не оставляя в ней места для свободного, творческого, ответст-венного решения и героического поступка. Таким образом, с точки зрения Ницше, культура выводит, человека из состояния свободы в общественное состояние, поэтому она способствует движению человечества вспять. Стадный образ жизни становится единственной нормой европейского челове-ка и мерой оценки индивида. Нравственно и ценно все, что полезно для стада, безнравственно все, что опасно для его существования, считает Ницше. Задачу собственной философии Ницше сформулировал как радикальную переоценку ценностей (нигилизм), суть которой он выразил афоризмом — «Бог умер». Бог (трансцендентное) не является мерой и смыслом земной жизни. Жизнь — иррациональна и самодостаточна, объективна. Теория прогресса, в которой бытие понимается как закономерно обусловленное отрицание прошлого, является утешением «маленького человека», теоретическим оправданием своего страха и слабости, отказа от свободы и ответственности. Творчество становится трагической судьбой человека, стремящегося упорядочить мир, в котором обречены любые созданные структуры и порядки. В отличие от «маленьких людей», творцы стремятся не к цели, а к идеалу. Новые ценности порождены восходящей жизнью. Не человечество определяет тип человека данной эпохи, а тип человека определяет ступень, которой достигло человечество данной эпохи. Ницше полагает, что не индивид подтверждает свою ценность по отношению к всеобщему, а нравственная ценность задается личностью. Задача этики у Ницше заключается не в оценке единичного поступка в со-ответствии с определенным масштабом, а в оценке самого масштаба. Этика высших людей — это этика активного героизма, свободы и творческого созидания. Христианская этика, с точки зрения Ницше, этика пассивного мученичества. Она порождает как мучеников, так и деятельных мучителей. Ее результатом является утрата человеком способности к совершению героического, самостоятельного поступка. Традиционной этике добродетелей (норм) Ницше противопоставляет этику благородства, главной задачей которой, по его утверждению, становится воспитание «знати», нравственно-психологической элиты будущего общества («высших людей»). Жизненная задача и призвание «высших людей» заключаются в сохранении духовных ценностей, свободы. «Этика свободы» Ницше несовместима с ценностями и нормами утилитаристской этики. Критериями «этики свободы» у него становятся: возрастание силы индивида, красоты, отдаления между людьми, уникальность личности. Парсонс Толкотт (1902—1979) — американский социолог, создатель структурно-функциональной теории социальных систем. Основные работы: «Структура социального действия», «Экономика и общество», «Общество: эволюционный и сравнительный подходы», «Система современных обществ». Парсонс исходил из идеи соответствия между действующими субъектами и социальной системой. Общество, с его точки зрения, представляет собой совокупность хорошо организованных институтов, а нормальное поведение индивида есть поведение, способствующее функционированию общества. Оно определяется ролями, соответствующими статусу человека. Связь индивида и общества, по мнению Парсонса, носит нормативный характер. Индивиды в процессе своего взаимодействия вырабатывают социальные нормы и образцы взаимодействия, которые закрепляются социальными институтами. Так в обществе формируется нормативный порядок. Индивид воспринимает и воспроизводит социальные нормы как необходимое. Происходит соединение социальной системы и глубинных слоев личности. Однако человек действует в зависимости от субъективных ситуаций. Парсонс разработал общую теорию социального действия. В ней он строит обобщенную модель любого действия человека. Она включает в себя действующее лицо (деятеля) и ситуационное окружение, состоящееиз двух элементов — изменяемых и неизменяемых. Социальное действие понимается Парсонсом как сознательный и рациональный выбор деятеля между различными целями и способами их достижения. Создавая общую теорию социальных систем, он определяет характеристики, которые являются универсальными для всех систем и базируются на потребностях: адаптации, достижения цели, интеграции и поддержания нормативного образца. Для удовлетворения этих функциональных потребностей формируются специализированные функциональные подсистемы. Парсонс считает, что общество развивается в направлении повышения общей адаптивной способности на основе функциональной дифференциации и усложнения социальной организации. Так, в результате промышленной революции произошло выделение экономической подсистемы, «демократическая революция» привела к выделению политической подсистемы и т.д. Платон Афинский (427—347 до н.э.) — древнегреческий философ. Настоящее имя Аристокл. Происходил из царского афинского рода. Испытал влияние философских идей своего учителя Сократа, после казни которого бежал из Афин, путешествовал. Платон основал в Афинах академию. Основ-ные произведения: «Государство», «Пир», «Федр», «Парменид», «Политик» и др. Отстаивая идеалистический взгляд на мир, Платон активно боролся против материалистических учений своего времени. Для объяснения бытия развивал теорию о существовании бестелесных форм вещей, которые называл «видами» или «идеями» и отождествлял их с бытием. «Идеям» он противопоставил небытие, отождествленное с материей и пространством. Чувственный мир, с точки зрения Платона, порождение «идей» и «материи» и занимает срединное положение между ними. «Идеи» вечны, не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. Платону принадлежит учение о «мировой душе», психологии как учении о том, что душа за-ключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощёниям. Он различал виды познания в зависимости от различий познаваемых предметов. Достоверное знание, полагал Платон, возможно лишь об истинно сущих «видах». Источником познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире вещей, созерцаемом ею до вселения в смертное тело. О чувственных вещах и явле-ниях возможно не знание, но только вероятное «мнение». Между «идеями» и чувственными вещами Платон поместил математические объекты, доступные рациональному познанию. Методом познания является «диалектика», под которой Платон понимал двойной путь: восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до высших родов и об-ратное нисхождение до самых общих понятий меньшей общности. По своим политическим взглядам Платон был представителем афинской аристократии. В учении об обществе изобразил идеальное аристократическое государство, существование которого основано на рабском труде. Государством правят «философы». Охраняют его «стражи», или «воины». Ниже этих разрядов свободные граж-дане — «ремесленники». Учение Платона оказало огромное влияние не только на развитие античной философской мысли, но на формирование и развитие всей европейской философской мысли. Рикардо Давид (1772—1823) — английский экономист, последователь трудовой теории стоимости, представитель классической политической экономии. Проведя анализ экономических явлений и процессов, сформулировал ряд экономических законов, которые вошли в сокровищницу экономической науки. Основная работа — «Начало политиче-ской экономии и налогового обложения». Развил идею о том, что стремление людей к личной выгоде находится в гармоничном единстве с интересами общества. Рикардо считал капитализм самой рациональной системой хозяйствования, а норму прибыли — основным стимулом производства и дохода. Он был сторонником трудовой теории стоимости, которую дополнил идеей о том, что в основе цены труда (заработной платы) лежит стоимость средств существования рабочего и его семьи. Рикардо поставил вопрос о естественной (реальной) стоимости труда, прожиточном минимуме, кото-рый, по его мнению, зависит от исторических условий, традиций и сложившихся норм потребления. Рикардо занимался разработкой концепции денежной эмиссии и денежного обращения, которые должны контролироваться государством. Он развил теорию международной торговли и международного разделения труда и разработал закон сравнительных издержек, утверждая, что страны должны производить и экспортировать товары, которые обходятся им относительно дешево, а импортировать те товары, которые производятся за границей сравнительно дешевле, чем внутри страны. Русоо Жан Жак (1712—1778) — французский философ-просветитель, писатель, теоретик искусства. Сотрудник «Энциклопедии». Наиболее известные произведения: «Рассуждение о происхождении и основания неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права», «Эмиль, или О воспитании», «Юлия, или Новая Элоиза» и др. В философии представлял позицию деизма. Критиковал христианство, но рассматривал Бога как активное бытие, гарантирующее сохранение порядка в природе. В теории познания разделял позицию сенсуализма, т.е. абсолютизировал роль чувств в познании, считая разум ответственным за человеческие заблуждения. Признавал врожденность таких моральных принципов, как стремление к добру и справедливости. В социально-политической теории выражал позицию мелкой буржуазии. Критерием анализа общественной жизни считал «естественное состояние» равенства и свободы, утраченное с развитием цивилизации. Возникновение государства рассматривал как результат общественного договора, отчуждавшего все права и собственность индивидов в распоряжение верховной власти. Верховной властью Руссо считал принцип социальной организации, всеобщую волю граждан. Долгом гражданина, с точки зрения Руссо, является высшая моральная и рели-гиозная добродетель, но поскольку дух христианства способствует тирании и рабству, оно должно быть заменено «гражданской религией». Платой за прогресс Руссо считал падение нравственности и деспотизм в политике. Причину неравенства он ви-~дел в частной собственности. Идеалом политического устройства считал демократическую респуб-лику, наделяя народ правом революционного свержения деспотической власти. Не только религия, по утверждению Руссо, но и аристократическая система воспитания подавляет врожденные добродетели. Детей следует воспитывать в естественных условиях, обучая ремеслу в соответствии с их способностями. Искусство должно воспитывать патриотизм, великодушие и справедливость. Он отрицательно относился к аристократическому искусству, считая его безнравственным за отсутствие идей равенства и свободы. В философии Руссо отразилась социально-политическая и духовная ситуация предреволюционной Франции. Сен-Симон Клод Анри (1760—1825) — французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Основные труды: «О реорганизации европейского общества», «Индустрия», «Индустриальная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство». В учении Сен-Симона значительное место занимают размышления о роли науки в истории обще-ства, о механизмах общественного развития, проблема прогресса, создание общественного строя как «промышленной системы». Сен-Симон распространял законы природы на общество. Он полагал, что в истории действует закон «нелинейного» прогресса. Пока общество развивается на основании установленных идейных принципов и форм собственности — оно «органично». Как только в сфере идей, ценностей появляются признаки неустойчивости, общество вступает в «критическую» фазу развития, ведущую к построению более высокого общественного строя. Сен-Симон впервые в истории социальной мысли рассматривает общество как закономерно развивающийся целостный орга-низм. Прогресс, по мысли Сен-Симона, есть поступательное движение человечества от низших форм к высшим, ориентирующимся на позитивное, научное знание. Он считал, что пока люди нуждаются, они не могут быть счастливы. Поэтому обществу необходима «наука-политика», целью которой является создание наиболее благоприятных для про-изводства условий. Политика, с точки зрения Сен-Симона, есть наука о производстве. Эта идея Сен-Симона лежит в основе его плана создания рационального общественного строя как «промышленной системы». Общество будущего должно быть основано, по мнению философа, на научно и планово организованном промышленном и сельскохо-зяйственном производстве, введении обязательного для всех производительного труда, равных возможностях применения своих способностей, распределении «по способностям». Сен-Симон видел необходимость в постепенном утверждении всемирной ассоциации народов. Он выдвинул идею всеобще-го мира и стирания национальных границ. Учение Сен-Симона оказало значительное влияние на передовую общественную мысль, в частности, на развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России. Смит Адам (1723—1790) — шотландский экономист и философ. Один из основателей классической политической экономии. Главный труд — «Исследование о природе и причинах богатства народов». Основная идея в учении Смита является — экономический либерализм, т.е. минимальное вмешательство государства в рыночное саморегулирование на основе свободно складывающихся цен, под воздействием спроса и предложения. При этом, считал Смит, возможно достижение максимального удовлетворения потребностей и органичного сочетания личных и общественных интересов. Такой процесс саморегулирования рыночной экономики он назвал «невидимой рукой». Смит был сторонником ограничения функций государства как регулятора, поддерживающего свободную конкуренцию и противодействующего монополизму. Особое значение он придавал финансовой деятельности государства. Смит заложил основы налоговой политики, внес значительный вклад в теорию стоимости, определяя ее количеством затраченного на производство товара трудом. Он показал роль производительности труда как созидателя стоимости, подчеркнул значение разделения труда как условия повышения его производительности; ввел понятия основного и оборотного капитала. Смит по праву считается «отцом классической политической экономии». Соловьев Владимир Сергеевич (1853—1900) — русский философ и богослов, поэт и публицист. Основные философские труды: «Критика отвлеченных начал», «Чтения о Богочеловечестве», «Духовные основы жизни», «История и будущность теократии», «Теоретическая философия», «Оправдание добра», «Смысл любви», «Три разговора». Цель своей жизни Соловьев видел в разработке религиозной философии, в обосновании христианского мировоззрения. Акценты исследования и даже взгляды Соловьева в течение жизни менялись. Центральной в. его учении является идея «всееди-ного сущего», или «всеединства». Последнее рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а реальный мир как ее самоопределение и воплощение. Посредником между ними является мировая душа, или София, мудрость божья. Мир эволюционирует, проходя через стадии природы и общества по направлению к совершенному «духовному организму», т.е. к всеединству. Эта эволюция возможна, полагает Соловьев, потому что весь мировой процесс, включая его вещественные элементы, одухотворен. Он отстаивает идею единства теологии, философии и науки. В обществе идея «всеединства» раскрывает себя как богочеловече-ский союз лиц, или вселенская церковь, объединяющая все национальности и определяющая цели человечества: преодоление эгоизма и вражды посредством любви и создания на Земле царства Божьего. Мыслитель явно склонялся к религиозному социализму. Задачу России Соловьев видел в «собирании» христианского общества в живое «всечеловеческое» единство, снимающее все про-тиворечия между Востоком и Западом. Соловьев во многом определил направление религиозно-философских исканий в философии начала XX в. Сорокин Питирим Александрович (1889—1968) — российско-американский социолог и культуролог. В юности участвовал в революционной борьбе, был связан с эсерами. Закончил юридический факультет Петербургского университета. В 1922 г. был выслан из страны вместе с группой ученых и литераторов. Основные работы: «Социальная мобильность», «Современные социологические теории», «Социальная и культурная динамика». Впервые ввел в науку такие понятия, как «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная мобильность». С точки зрения Сорокина, «вертикальная мобильность».— это передвижение по социальной лестнице, влекущее за собой изменение в социальном статусе индивида или группы. Социальные перемещения, не влекущие за собой подобных изменений, относятся к сфере «горизонтальной мобильности». Одно из важных понятий, анализируемых Сорокиным, — «социальная стратификация», под которой он понимал разделение людей на классы в определенной иерархии. Он определил формы «социальной стратификации»: экономическую, политическую и профессиональную. Сорокин считал, что в истории общества нет постоянной тенденции ни к всеобщему равенству, ни к чрезмерной дифференциации (разделению), поскольку тенденция социальной пирамиды к возвышению дополняется тенденцией к уравниванию. Когда экономическая или социальная пирамида слишком удлиняется, вступают в действие «проти-восилы»: революции, перевороты и другие социальные катаклизмы, которые как бы отсекают вершину пирамиды, превращая ее в трапецию. Затем эти силы уступают место тенденции к дифференциации, что опять ведет к росту пирамиды, — так до бесконечности. Одним из основных понятий, раскрываемых Сорокиным, является понятие «социокультурной системы», или суперсистемы. Он полагает, что в истории существуют три суперсистемы, периодически сменяющие друг друга: идеа-циональная, идеалистическая и чувственная. Каждая из них характеризуется тем или иным пониманием реальности, природой потребностей, степенью и способом их удовлетворения. Всякая великая культура, считает Сорокин, — это не просто разнообразные явления, сосуществующее и не связанные друг с другом, а есть единство, все составные части которого пронизаны основополагающим принципом и выражают одну ценность. Для идеаци-онального типа культуры характерна существующая в науке, искусстве и т.д., даже в быту, ориентация на потусторонние (сверхчувственные) ценности. В культуре чувственного типа преобладают материальные и материалистические ценности. В идеалистическом типе культуры синтезированы ценности двух вышеперечисленных типов. Существует, с точки зрения Сорокина, тип культуры, где ценности всех типов сосуществуют, не образуя связи. Такой тип культуры характерен для периода упадка. Современную ему эпоху Сорокин считал периодом кризиса, который закончится созданием новой идеациональной культуры. Центр культурного лидерства, по мнению Сорокина, на рубеже XX— XXI вв. должен переместиться в Россию. Спенсер Герберт (1820—1903) — английский фи-лософ, один из основоположников позитивизма. Основные работы: «Система синтетической философии», «Основные начала», «Основания социологии», «Основания этики», «Основания психологии». Создал оригинальную систему, основанную на идее эволюционизма как основного принципа бытия. Эволюционные изменения Спенсер представлял как переход материи и движения от бессвязной однородности к связанной разнородности, как сочетание процессов интеграции и дезинтеграции. Пределом, который эволюция не может перешагнуть, является равновесие системы. С точки зрения Спенсера, нарушение равновесия ведет к распаду, который со временем становится началом нового эволюционного процесса. Цикличность развития и распада присуща абсолютно всему. Спенсер полагал, что наука не способна проникнуть в суть вещей, она, по его мнению, исследует лишь феномены, явления, поэтому причины эволюции искать не следует. Общество, с точки зрения Спенсера, — это часть природы. Оно не создано Божьей волей, не возникло в результате «общественного договора». Общество функционирует по законам живого организма. Имеет место, по мнению Спенсера, нарастание дифференциации социальных институтов и возникновение между ними новых связей. Сословное деление общества он уподоблял разделению функций организма и считал его необходимым для любого общества. Но отдельные личности не тождественны клетке организма, они относительно ав-тономны. Люди, составляющие общество, при всем различии их интересов, должны отстаивать общие цели, диктуемые общественным развитием. Степень зрелости общества определяется тем, как это осуществляется — добровольно или принудительно. На этой основе Спенсер выводит два ти-па общества: военное и промышленное, которые в разных вариантах сочетаются в процессе исторического развития. Различие между ними Спенсер определяет характером исполнения людьми обязанностей по отношению к социальному целому. Военный строй принуждает, промышленный допускает личную свободу. Однако будущее, по мнению Спенсера, за третьим.типом, в котором осознанное служение обществу будет одновременно и удов-летворением личных потребностей. Содержание исторического процесса, с точки зрения Спенсера, представляет собой переход от принуждения к органическому объединению людей на основе общности интересов. Спенсер видит картины будущего индустриального общества, открытого для международного сотрудничества, основанного на принципах самоорганизации и самоуправления, охраняющего права и свободы человека. Социальные революции рассматриваются Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство — как аномалия единства социальной системы и эволюционного процесса. Тойнби Арнольд Джозеф (1889 — 1975) — английский историк, дипломат, общественный деятель, социолог, философ. Основные работы: «Исследование истории», «Изменение и обычай», «Цивилизация перед лицом испытания», «Мир и Запад». Центральным понятием философии истории для Тойнби является понятие цивилизации как общества с более широкой протяженностью в пространстве и во времени, чем национальные государства. С точки зрения Тойнби, ни одна из цивилизаций не охватывает всего человечества. Цивилизации сопоставимы друг с другом. Тойнби насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию. К настоящему времени, полагал Тойнби, их оставалось пять; западная христианская, православная христианская, исламская, дальневосточная, индуистская. По его мнению, цивилизации могут влиять друг на друга, они не замкнуты. Каждая цивилизация проходит в своем развитии ряд стадий. Первая стадия — генезис, новая цивилизация возникает на развалинах «материнской» цивилизации. Затем следует стадия роста, которая может перейти в стадию на-длома. Затем наступает стадия распада. Распавшись, цивилизация либо исчезает с лица Земли, дает начало новым цивилизациям. Тойнби считал, что цивилизацию нельзя назвать организмом, живущим отдельно от людей: «Личности, а не общества создают историю». Общество у Тойнби является посредником, с помощью которого люди взаимодействуют между собой. С признанием человеческой активности связана другая идея Тойнби — «вызова» и «ответа». Вызовы могут быть внешними и внутренними (творческий порыв гения, развитие науки). Вызовы делятся по силе вызываемой ответной реакции. Слабый вызов не может привести к новому, слишком сильный может разрушить обще-ство. Наиболее стимулирует социальные изменения средний по силе вызов. Чтобы общество сумело ответить на вызов, необходимо наличие в нем «сверхлюдей», выдающихся личностей. Это могут быть отдельные люди, социальные группы, творческое меньшинство. Но цивилизованным можно назвать такое общество, в котором слились воедино усилия новаторов и всех остальных. Вызовы-стимулы могут быть как природными (бесплодие почвы), так и социальными (реакция на нападение). Прогресс цивилизации проявляется в развитии техни-ки, в искусстве, в интенсификации религиозного сознания, в переходе к идее единой божественной Личности. В условиях роста цивилизации проблема «человек—природа» переходит в проблему «человек—человек». По мере развития общества противоречия «человек—природа» отодвигаются на второй план, на первый выходят социальные, национальные, религиозные противоречия. Рост цивилизации обусловлен изменениями во внутреннем мире индивидов, членов творческого меньшинства. Тем самым, по мнению Тойнби, усиливается разрыв между меньшинством и большинством, возникает опасность надлома. На стадии распада происходит разделение общества на три части. Первая — правящее меньшинство, потерявшее творческий потенциал и создавшее универсальное государство для удержания власти. Вторая — «внутренний пролетариат», не доверяющий правящему меньшинству и в ответ на его действия создающий вселенскую церковь. Третья — на внешних границах цивилизации заявляет о себе «внешний пролетариат» (народы, находящиеся на предшествующей цивилизации стадии), который ослабляет своими агрессивными действиями ослабевшую цивилизацию. В духовной сфере наступает хаос. Завершение распада закан-чивается появлением нового творческого меньшинства, вышедшего из пролетариата и создающего новую систему ценностей, новую религию. Тойнби считает, что в истории отдельной цивилизации нет фатального исхода. Он видит спасение западной христианской цивилизации в объединении существующих религий, в приобщении к вселенской религии, в духовном единении человечества. Фома Аквинский (1225—1274) — средневековый философ и богослов томизма (от лат. Thomas — Фома), Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма философии, об истинности католической веры против язычников». Фома Аквинский стремился дать философское обоснование католическому вероучению, примирить веру со знанием. С его точки зрения, вера не противоречит разуму, так как и то, и другое истинно. Если выводы разума противоречат откровению, то это лишь говорит о неправильном ходе рассуждения. Догматы веры разделяются на рационально постижимые, которые можно объяснить средствами как теологии, так и философии (существование Бога, бессмертие души и др.), и рационально не постижимые (сотворение мира, троичность Бога и др.). Последние являются предметом только веры и теологии, они недоступны логике. Религиозные догматы и принципы разума, полагает Фома Аквинский, не зависят друг от друга. Теология использует философию для того, чтобы сделать истины откровения более доступными для человеческого разума. Тело, с точки зрения Фомы Аквинского, соучаствует в духовной деятельности человека, но и предопределяет ее. Фома Аквинский настаивал на приоритете интеллекта над волей. Воля человека свободна, считал философ. Совершенное познание, как и совершенное блаженство, состоит в созерцании Бога, что возможно лишь в раю или в состоянии религиозного экстаза. В основе человеческой добродетели лежит «естественный закон», который находится в сердце каждого и требует избегать зла и творить благо. Целью земной жизни является достижение загробного блаженства. Добродетельная жизнь — средство для его достижения. Фома Аквинский считал, что без содействия божественной благодати нельзя достичь блаженства. Общественно-политические воззрения его заключались в том, что все виды власти на земле от Бога. Главная задача государственной власти— в содействии общему благу, в заботе о сохранении мира и справедливости в обществе. Из всех форм государственной власти предпочитал монархию. Однако считал, что народ имеет право свергнуть несправедливого и жестокого правителя. Полагал, что церковная власть выше власти монарха. Все земные государи должны повиноваться Папе Римскому, власть которого «от Христа». Учение Фомы Аквинского есть наиболее развитая, классическая форма схоластики. После смерти его учение становится официальной доктриной католической церкви, на основе которой в XIX—XX вв. развивается неотомизм. Фрейд Зигмунд (1856—1939) — австрийский психолог и невропатолог, основатель психоанализа. Основные работы: «Толкование сновидений», «Психопатология повседневной жизни», «Три очерка по теории сексуальности», «Массовая психология и анализ Я», «Я и Оно» и т.д. Основа учения Фрейда — концепция психоневроза и учение о психическом аппарате, базирующиеся на идее бессознательного. Ученый считает, что бессознательное представляет собой ту часть психики, в которой сосредоточены инстинктивные желания человека и вытесненные из его сознания идеи. Бессознательное иррационально. От сознания оно как бы «отгорожено» областью предсознательного. Предсознательное — это разумное «Я» человека, это память, мышление. Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного. Сообразуясь с реальностями мира, пред-сознательное вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые (эгоистические, антиобщественные и т.д.) желания и идеи. Оно сопротивляется попыткам их проникновения в сознание. Желания, сохраняющие свою активность, пытаются проникнуть в сознание окольными путями, к которым относятся сны человека, оговорки и т.д. Другой важной теорией Фрейда явилось учение о либидо и детской сексуальности. Подавленное и вытесненное «либидо» (энергия сексуального влечения) является причиной как безобидных, так и патологических реакций, приобретающих характер психонев-роза. В отличие от инстинкта самосохранения, сексуальные влечения, полагал Фрейд, не требуют непосредственного обладания объектом, который может замещаться другим, несексуальным объектом в процессе сублимации (переключения энергии сексуального влечения на другой вид деятельности). С точки зрения его учения о либидо, процесс психического развития человека есть биологически детерминированный процесс превращений его сексуального инстинкта. Теория личности находит в теории Фрейда свое завершение. Пространство психики приобретает, по Фрейду, определенную структуру: «Я», «Оно» и «Сверх-Я». Сознательное «Я» (Ego) является как бы полем борьбы двух сил: «Оно» (libido), исходящего из биологической сферы влечений, и «Сверх-Я» (Super Ego) — и установок общества. К содержанию «Оно» относится заданное (телосложение), унаследованное, врожденное. В «Сверх-Я» воплощаются зависимость ребенка от родителей, воспитателей, запреты семьи, установления социума. Сознательное «Я» переживает свое настоящее под углом зрения будущего в зависимости от собственного прошлого. Чтобы понять нынешние трудности в жизни индивида, надо вернуться от настоящего к ранним этапам его жизни, к детству. Смысл сегодняшних событий, полагает Фрейд, заключен в далеком прошлом. Расширяя сферу применения психоанализа, Фрейд распространяет его принципы на всю человеческую культуру вплоть до истолкования религии как специфической формы коллективного невроза. Основная функция культуры, считает Фрейд, заключается в обеспечении совместной жизнедеятельности, путем ограничения асоциальных влечений и предоставления возможностей выхода подавленных, вытесненных желаний. Социализация человека, с точки зрения Фрейда, состоит в отказе от попыток непосредственного удовлетворения стрем-лений. Человек, все больше ограничивая свое «естество», реализует влечения обходными путями, облекая их в культурные формы. Сублимация — центральное понятие в психоаналитической трактовке культуры, которая рассматривается Фрейдом как результат компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области современной западной культуры, и особенно на теорию искусства и художественное творчество. Меньшее влияние имеет сейчас в неврологии и психиатрии. Фридмен Милтон (род. 1912) — американский эко-номист, родоначальник и один из идеологов концепции монетаризма, лауреат Нобелевской премии Основные работы: «Налогообложение в целях обуздания инфляции», «Очерки по позитивной экономике», «Теория факторов потребления», «Причины и следствия инфляции» и др. Монетарная теория Фридмена исходит из определяющей роли денег в экономике и политике государства. Его работы легли в основу экономической политики, проводимой Рейганом в США, Тэтчер в Великобритании, Гайдаром в России. Фридмен утверждал, что только полная свобода выбора в действиях экономических субъектов ведет к максимальной экономической выгоде. Спады производства он объяснял процессами в сфере денежного обращения. Основной заслугой Фридмена считается разработка теории денег как формы богатства. Фромм Эрих (1874—1980) — немецко-американ-ский философ, психолог и социолог, создатель «аналитической социальной психологии», ведущий представитель неофредизма. Основные работы: «Заметки о психоанализе и историческом материализме», «Душа человека», «Бегство от свободы», «Психоанализ и этика» др. Главная тема творчества Фромма — философские и социально-психологи-ческие основы интеграции общества. Фромм выходит за рамки психоанализа Фрейда, приближаясь к философской антропологии, марксизму. Разделяя в определенной мере социально-экономическую доктрину марксизма, Фромм выявляет духовные тенденции, играющие, по его мнению, решающую роль в современном обществе. Он говорит о свя-зях социальных позиций, групповых ценностей с экономическими, социальными и политическими условиями, определяющими образ жизни человека. Корни психической патологии личности, полагает Фромм, надо искать в экономическом фундаменте и особенностях социальной организации. Тем самым Фромм создает предпосылки объединения марксизма и психоанализа в рамках «анали-тической социальной психологии». Он говорит о «социальном характере», который является связующим звеном между психикой индивида и социальной структурой общества. Устранение исторических противоречий, зависящих от социальных условий жизни людей, соотносит он с построением общества, основанного на принципах гуманистической этики, активизации индивида посредством гуманистического управления. В основе «социального характера», по мнению Фромма, лежат под-^ сознательные порывы, влечения, которые под влиянием действительности трансформируются в установки, принципы, устойчивые позиции челове- ка. Они определяют его мышление, чувства, поступки. В зависимости от степени адаптации к обществу у человека формируется нормальный или невротический характер. «Социальный характер», считает Фромм, является важнейшей итоговой «производительной силой», вызывающей изменения как в способе производства, так и
на заглавную О сайте10 самыхСловариОбратная связь к началу страницы
© 2008-2014

online
magazines pdf download
download magazine pdf
download ebooks pdf
XHTML | CSS
1.8.11