Онлайн словарь
С
СЛ

Словарь-справочник по обществознанию-11

[loadfile: templates/common/google_ads.txt is empty]
 
пример, распределение благ государством в современном обществе). Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры). Любые общественные изменения осуществляются через изменения в социальных институтах, которые определяют социальный тип общества (институты собственности, институты власти, институты образования). Информационное общество* — одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не инду-стриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии. Информационное общество — это общество, в котором информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в валовом внутреннем продукте (ВВП), Новые информационные технологии становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке; имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука. Происходит перераспределение ре-сурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в 3 раза больше активов всех американских корпораций. Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор — уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии; информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями. Появляются новые критерии оценки уровня развития общества — количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д. Вырабатываются правовые основы ин-формационного общества; формируется единая ин-тегрированная информационная система на основе технологической конвергенции {слияния телеком-муникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники). Создаются единые национальные информационные системы (в США — в 80-е гг., в Западной Европе — в 90-е гг. XX в.). Информационное общество формируется как глобальное общество, основанное на едином информацион-ном пространстве. В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и т.п., что ставит сложнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, «физи-ческой» экономикой. К Каста (от лат. castus — чистый) — 1) замкнутая, эндогамная (см. Экзогамия и эндогамия) группа людей с приписанным членством (см. Статус социальный) и полным отсутствием социальной мобильности (см. Мобильность социальная), составляющая основу особой исторической формы социальной стратификации — кастовой. В чистом виде кастовая система существовала в индуистской Индии, Корни ее уходят далеко в историю (около 3 тыс. лет). Кастовая система при помощи религии жестко закрепляет определенное разделение труда, сформировавшееся на этнической основе, каждой касте разрешается только определенный род занятий. Касты занимают свои места в соответствии со степенью «ритуальной чистоты», т.е. по ре-лигиозному признаку. С 1947 г. кастовое разделение в Индии перестало поддерживаться государством, но его социальная роль все еще остается очень значительной; 2) употребляется в переносном смысле для обозначения замкнутой привилегированной общественной группы, в которую затруднен доступ. Класс (от лат. classis — группа, разряд)^ — понятие, которое употребляется в социологии в нескольких смыслах. Для обозначения социальных страт, составляющих особую, «открытую» систему социальной стратификации (см. Стратификация социальная), характерную для индустриального общества. Для нее, в отличие от «закрытых» кастовой и сословной систем стратификации, характерны преимущественно статус достижений, «открытые» социальные границы и высокий уровень социальной мобильности (см. Мобильность социальная). Может употребляться как самый общий термин в теориях социальной стратификации для обозначения определенного положения в системе иерархических различий (высший, низший и средний класс) и как понятие, лежащее в основе классовых теорий общества. В классической и современной социологии имеются две наиболее влиятельные классовые теории — марксистская и веберовская. В марксизме понятие «класс» используется как наиболее общее понятие, характеризующее место индивидов и социальных групп в общественной системе, прежде всего в системе общественного производства. Основным критерием выделения классов считается собственность на средства производства. Все классовые системы характеризуются наличием двух основных классов — эксплуататорского и эксплуатируемого. Отношения между ними носят антагонис-тический характер. Классовая борьба выступает решающим фактором социальных изменений. Основными классами капиталистического общества являются буржуазия и пролетариат. К. Маркс выделял понятия «класс в себе» — это класс, члены которого еще не осознали своих общих классовых интересов, и «класс для себя» — класс, выработавший классовое самосознание. Таким образом, в марксизме классы — это не просто описательные понятия, но реальные социальные общности и реальные социальные силы, способные изменить общество. Марксистская традиция классового анализа и в настоящее время остается одной из самых влиятельных, особенно в России. Веберовская теория классов альтернативна марксизму. М. Вебер рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е., как и у Маркса, классы, по Веберу, — это «экономические классы». Однако отношение к собственности в веберовской концепции становится частным классообразующим критерием, главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Принадлежность к классу порождает различия в жизненных шансах на рынке товаров и рынке труда. Классом, по Веберу, является сообщество людей, разделяющих сходные «возможности жизни», прежде всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на боле высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим — квалификация и образование. Соответственно этому Вебер выделял четыре «экономических класса»: 1) собственников; 2) интеллектуалов, администраторов и менеджеров; 3) мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников; 4) рабочий класс. Согласно Веберу, классовый конфликт может возникать между любыми из этих групп, а не только между рабочими и капиталистами. Кроме экономических факторов, Вебер выделял и другие факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж. Поэтому помимо «экономических классов» и классовой структуры возможно существование в обществе других иерархических структур (политической, социокультурной и т.п.) и социальных групп, выделяющихся в этих иерархических структурах (см. Стратификация социальная). В современной социологии существует тенденция к переоценке центрального значения понятия «класс». Класс, классовый тип социальной стратификации рассматриваются как имеющие ограниченное историческое значение — только в современном индуст-риальном обществе, разделение на классы составляет главную основу социальной организации и центральный источник динамики общества. В постиндустриальном обществе класс перестает определять характерный для него тип социальной стратификации, а высокий уровень социальной мобильности снижает влияние классовой принадлежности на индивидуальную карьеру. Однако в настоящее время обе версии классового анализа продолжают существовать и развиваться. Контроль социальный — это совокупность средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям. Механизмы и средства социального контроля чрезвычайно многообразны. Социальный контроль осуществляется в обществе прежде всего через социализацию, в процессе которой происходит усвоение индивидами социальных ролей и распространение ценностей и норм данного общества. Таким образом, через социализацию социальный контроль осуществляется как внутренний контроль личности за своим поведением. Внешний контроль осуществляется прежде всего через механизмы группового давления, поскольку каждый индивид включен в группу {и не в одну), в которой существуют собственные культурные нормы, свой кодекс поведения. Отклонение от них немедленно карается соответствующими санкциями — от осуждения до исключения из группы. Внешний же контроль осуществляется и через механизмы формального — административно-правового принуждения, насилия или угрозы насилия. Во всех обществах, включая и современное, насилие является важнейшим средством социального контроля. В современном обществе единственным легитимным институтом насилия признается государство. Экономическое давление также является мощным инструментом социального контроля, который используется не только собственно в сфере производства, на рынке труда, но и в других общественных сферах (экономическая мотивация в системе образования, искусстве и т.п.). Таким образом, индивид включен в различные общественные отношения, которые обладают собственными системами социального контроля, определяющими область его возможного поведения практически во всех жизненных ситуациях. Конфликт социальный* — открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий. В социологии существуют два направления, по-разному оценивающих природу \л роль конфликтов в обществе. Еще в XIX в. некоторые ученые рассматривали конфликт как неизбежное явление в истории человеческого общества, как социальную форму борьбы за существование, стимул и важнейший механизм общественного развития. К.Маркс предложил модель классового конфликта, который носит антагонистический (непримиримый) характер и разрешается социальной рево-люцией/разрушающей существующий строй. В 50— 60-е гг. XX в. оформилась концепция, получившая название «теория конфликта». Она основывается на утверждении о конфликтной природе социума. Не отрицая классового конфликта, ученые, разрабатывающие эту теорию, ^читают, что основной конфликт в обществе возникает по поводу распределения власти и авторитета, а не собственности. Конфликт рассматривается как результат сопротивления существующим в любом обществе отношениям господства-подчинения, следовательно, как неустранимый. Сторонники данной концепции считают, что конфликт выполняет позитивную функцию, способствуя стабилизации общества и сохранению существующего порядка. В сложных плюралистических обществах социальный конфликт носит «перекрестный» характер, когда противники в одном вопросе являются сторонниками в другом. Снижение остроты и количества классовых конфликтов, которые на ранней стадии индустриального общества носили угрожающий характер, теоретики конфликта объясняют наличием в обществе специальных институтов, таких как профсоюзы, арбитражные суды и т.п., и соответствующих ценностно-нормативных систем, предназначенных для урегулирования конфликтов. Другое направление, представленное современными «теоретиками равновесия», рассматривает конфликт как нарушение функций в равновесной социальной системе, как патологию. Оно ориентировано- не столько на изучение конфликта, сколько на обоснование консенсуса. В рамках современной социологии сложилось особое направление — соци-ология конфликта. В ней разрабатываются теорети-ческие проблемы и практические методы анализа и разрешения конфликтов разного рода. Особое внимание отводится проблеме типологии конфликтов, рассматриваются разные основания: тип участников (личностные, групповые, национальные), тип отношений: (внутри- и межсистемный (индивидуально -психологический) уровни, внутри- и межгрупповой (социально-психологический) уровни, внутринациональный и международный (социальный) уровни. Конформизм (от лат. conformis — подобный, сходный, согласный) — приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п. От конформизма следует отличать другие проявления единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, которые формируются в процессе социализации, а также изменение взглядов под влиянием убедительной аргумен-тации. Конформизм — это принятие индивидом определенного мнения «под нажимом», под давлением общества или группы. Он обусловлен главным образом боязнью санкций или нежеланием остаться в изоляции. Изучение конформистского поведения в группе показало, что примерно треть людей проявляют такое поведение, т.е. склонны подчинить свое поведение мнению группы. Причем, как установлено, влияние группы на индивида зависит от таких факторов, как размер группы (максимальное влияние — в группе, состоящей из трех человек), групповая согласованность (при наличии хотя бы одного «инакомыслящего» эффект группового давления снижается). Склонность к конформизму зависит также от возраста (с возрастом снижается), от пола (женщины в среднем не-сколько более конформны). Л Лидерство — этот термин в социологии обозначает ведущее положение отдельных личностей, класса, партии, государства, а также один из механизмов социальной интеграции, управленческого воздействия. Лидер — это человек, способный объединить людей для достижения определенной цели. Тип лидерства связан с природой общественного строя, характером группы и конкретной ситуацией. 8 рамках веберовской традиции исследования лидерства выделяются три типа лидерства, соответствующие различным формам авторитета (харизматический, традиционный и легальный). В малых группах различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер назначается или избирается, приобретая таким путем статус руководителя. Неформальный лидер — это член группы, который способен объединить группу на основе личного влияния. Отношения при формальном и неформальном лидерстве выстраиваются по двум типам: руководитель — подчиненные или лидер — последователи. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга (в лице авторитетного руководителя), либо вступают в противоречие, ведя к снижению эффективности организации. По стилю различают: авторитарное лидерство, предполагающее единоличное управление деятельностью группы; демократическое, вовлекающее в управление членов группы, и анархическое, когда группа предоставлена самой себе. В разных типах организации различные типы лидерства могут оказаться эффективными в разной степени. На природу лидерства оказывает влияние набор качеств, обладаемых лидером, а также условия, в которых действует лидер. Люмпены —деклассированные элементы, т.е. лица, утратившие устойчивые связи с социальными группами (см. Группа социальная), опустившиеся на «дно» общественной жизни. Причины роста этой группы людей - экономические и социально-политические кризисы, массовая безработица, обнищание низших слоев населения. М Маргинальность (от лат. margo — край) — «погра-ничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в обществе, находящихся на грани двух или нескольких культур. Участвуют во взаимодействии этих культур, но не примыкают полностью ни к одной из них. Маргинальность означает также промежуточное положение между какими-либо социальными группами. Мобильность социальная* — перемещение индивидов и социальных групп общества между различными позициями в системе социальной стратификации (см. Стратификация социальная). Проблематика социальной мобильности и сам термин были введены в социологию П. А. Сорокиным. Движение вверх в соответствующей статусной иерархии представляет собой восходящую мобильность, вниз — нисходящую. Индивидуальная социальная мобильность связана с социальными перемещениями отдельных индивидов, групповая ¦>— с изменениями социальной структуры общества и самих оснований социальной стратификации (революции, реформы). Выделяют также мобильность между поколениями — различия между отцом и сыном, социально-экономическим классом или статусом семьи происхождения человека по сравнению с достигнутым им лично, и мобильность внутри поколения — взлеты и падения индивидуальной карьеры. В современной социологии существуют многообразные способы количественного измерения социальной мобильности, индексы мобильности, коэффициенты связи мобильности с полом, уровнем образования, национальностью и т.д. Это одно из основных направлений изучения социальной структуры общества, сравнительного анализа различных стран. Различные типы обществ существенно различаются по ха-рактеру и уровню мобильности. Общества, обладающие ограниченными возможностями социальной мобильности, обычно называют «закрытыми». В качестве предельного варианта такого общества можно рассматривать кастовый строй в Индии, где социальная мобильность (теоретически) невозможна в принципе. В целом традиционные общества обычно считаются «закрытыми». Соответственно, «открытые» общества — это общества с высоким уровнем и сложным характером социальной мобильности. Таково современное индустриальное общество. В современном постиндустриальном обществе уровень и темпы социальной мобильности еще больше повышаются. Модерн {франц. moderne — современный, модный) — вся совокупность условий жизни, созданных в ходе экономической, политической, философской, научной, религиозной и культурной эволюции, начавшейся в Европе с эпохи Нового времени. Модернизация — процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Это более широкий социальный процесс, чем индустриализация или переход к капитализму. В классической социологии этот процесс анализировался К. Марксом через противопоставление «первичной» (архаической) и «вторичной» общественных формаций, традиционных естественных, непосредственно личных отношений и отношений отчужденных, материально-вещных, опосредованных разделением труда и товарным обменом. О. Конт анализировал этот процесс через противопоставление военного и промышленного общества и т.д. Для современной социологии соотношение «традиция — современность» остается базовой, фиксирующей общее направление социальных изменений в процессе модернизации. Общая направленность таких изменений характеризуется как переход от жестких социальных структур к более подвижным, более гибким социальным структурам, в конечном счете — от традиционной общинности к индивидуальной автономии. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации описывают ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в усло-виях существования «образца», например в виде за-падноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути такая модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культуры и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности. Н Нация (от лат. natio — народ) — в отечественных социальных науках вплоть до недавнего времени нацию трактовали как особый исторический тип этносоциальной общности, сложившийся в период становления капитализма на основе экономических связей, единства территории, языка, некоторых особенностей культуры, психологии и развития национального самосознания. В современной науке нет единой теории нации. Существует уже несколько сотен определений этого понятия, но ни одно из них не является общепризнанным. Большинство ученых придерживаются одного из трех основных подходов к пониманию этого феномена. Объективистский подход отождествляет нацию и этнос, полагая, что нации являются органичными социальными (или биосоциальными) образованиями, существующими независимо от воли людей и складывающимися в процессе исторического развития человека. Инструменталистский подход представляет нацию как социальную группу, связанную общими интересами и использующую свой национальный статус в качестве средства политической борьбы. Конструктивистский подход предполагает, что нация — искусственное образование, не имеющее исторических корней и созданное интеллигенцией и политиками для мобилизации людей на коллективные действия во имя политических или социальных целей. Большинство исследователей все же склонны видеть в нации этнополитическую общность, но при этом подчеркивают, что этнический компонент не сводится к единственному этносу: в национальном государстве (см. Государство) может доминировать одна этническая группа, но это не является нормой или правилом. Несмотря на различия в понимании сущности и происхождении нации, большинство выделяют два типа наций: этнокультурный и гражданский. Пример первого типа — немцы и итальянцы, чьи нации сложились до образования национальных государств на основе общности языка, культуры, исторического наследия. Чтобы быть немцем, надо считать родным немецкий язык и иметь немецкое происхождение. Пример второго типа — французы и англичане, чьи нации образовались в пределах уже существующих государств в результате общей политической истории, т.е. чтобы быть французом, надо прежде всего быть гражданином Франции. Для современной этнополитической карты мира более характерны полиэтнические государства (например, использование понятий «американская нация» — для США, «бразильская нация», «швейцарская нация»). Эти понятия выражают главным образом не этнический, а гражданский компонент термина «нация». Изучающие проблемы развития наций отмечают, что существует этнонационализм — стремление к политическому доминированию одной этнической группы и гражданский национализм, где интегрирующую роль играет идея гражданского общества, гражданских прав и свобод. Норма социальная* — предписания, служащие общими указаниями для социального действия и выражающие социальные ожидания «правильного» или «надлежащего» поведения. Определенная упорядоченность поведения людей в обществе как раз и является результатом следования общим ожиданиям или нормам, система которых называется нормативным порядком, обеспечивающим сохра-нение и воспроизводство образца. Социальная норма не обязательно выражает реальное поведение — это скорее «ожидаемое» поведение. Нормы предполагают наличие легитимности. Они осваиваются в процессе социализации индивидов и обеспечиваются механизмами социального контроля (см. Контроль социальный). Меры воздействия в случае отклонения от норм (см. Девиантное поведение) наказываются санкциями. Различают формальные санкции — воздействие со стороны общества или государственных органов и неформальные — реакция членов группы, друзей и т.д. Общество потребления — одна из характеристик современного общества, которое во все большей степени оказывается организованным на основе принципа потребления. Это связывается обычно с такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления (все больше средств тратится не на товары первой необходимости, а на предметы длительного пользования, досуг и т.п.); снижение продолжительности рабочего и рост свободного времени; размывание классовой структуры и многофакторный характер социальной дифференциации (см. Дифференциация социальная), ведущий к тому, что формирование идентичности все более и более смещается от трудовой сферы к сфере досуга и потребления; индивидуализация потребления, которая формирует индивидуальный стиль и имидж. Что касается экономики, то ее в соответствии с этими изменениями часто называют «экономикой потребителя» (а не производителя), где не предложение формирует спрос, а, напротив спрос формирует предложение. Рынок сегментирован, а индивидуальное потребление отражает не только социальные характеристики потребителя, являясь демонстрацией его социального статуса {см. Статус социальный), но и особенности его индивидуального образа жизни. Общность социальная* — широкое понятие, объ-единяющее различные совокупности людей, некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания. Они складываются на различной основе и крайне многообразны. Эти общности могут формироваться в сфере общественного производства (классы, профессиональные группы и т.п.), вырастать на этнической основе (народности, нации), на основе демографических различий (половозрастные общности) и др. Исторически первой формой социальной общности была семья и такие, основанные на кровнородственных отношениях, социальные общности, как род и племя. В дальнейшем социальные общности формируются также и на других основаниях и несут на себе отпечатки конкретного социально-экономического строя. Для со-циальных общностей характерно не только наличие общих объективных характеристик, но и осознание единства своих интересов по сравнению с другими общностями, более или менее развитое чувство солидарности. Именно на этой основе происходит превращение простой (статистической) совокупности людей, обладающих общими объективными характеристиками, в реальную социальную общность. Люди одновременно являются членами различных общностей, с разной степенью внутреннего единства. Поэтому часто единство в одном (например, в национальной принадлежности) может уступить место различию в другом (например, классовой принадлежности). Отклоняющееся поведение поведение. см. Девиантное Отношения социальные — это определенная, упорядоченная система взаимоотношений индивидов, входящих в различные социальные общности (см. Общность социальная). Люди взаимодействуют друг с другом не случайным образом. Они являются членами определенных социальных групп, занимают определенные статусные позиции. Поэтому с другими людьми они вступают в отношения, соответствующие этим позициям. Эти отношения более или менее устойчиво воспроизводятся в процессе функционирования общества. Изменение социального статуса (см. Статус социальный) индивида неизбежно влечет за собой изменение характера его отношений с другими людьми. Социальные изменения (см. Изменения социальные) предполагают изменение всей системы взаимоотношений в этой сложной конструкции социальных связей и взаимодействий. П Постиндустриальное общество — одно из принятых названий в типологии общественного развития (см. Типология обществ). Это понятие было впервые введено Д. Беллом в 1962 г. Оно зафиксировало вступление во второй половине XX в. развитых стран Северной Америки, Западной Европы и Японии, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития. Несмотря на терминологические различия в описании этого общества {«сверхиндустриальное», «технотронное», «информационное») принципиальные характеристики его совпадают, Прежде всего ему присуще снижение доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг является основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. Важной теоретической составляющей постиндустриального общества является переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, состоящее в смене фундаментальных теоретических ориентиров. Экономический рост перестает выступать основным, единственным критерием общественного разви-тия. Происхождение общественного богатства объясняется уже не трудовой, а информационной теорией стоимости. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия. Постиндустриальное общество определяется также как общество «постклассовое», что отражает распад устойчивых социальных структур, характерных для индустриального общества. В новом обществе хотя и сохраняется социальная неоднородность, но основную часть населения составляют средние слои (см. Средний класс), уменьшается роль частной собственности, но появляются новые формы отчуждения, остается деление общества на управляющую интеллектуальную элиту и массы. Д. Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею нового класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе власть принадлежит не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс. Другие же считают, что в действительности принципиального изменения в распределении экономической и политической власти не произошло. Однако происходят существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с возрастанием роли знания и его носителей в обществе (см. Информационное общество). Статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры и т.п. Можно согласиться с утверждением Д. Белла, что «изменения, которые фиксируются термином «постиндустриальное общество», могут означать историческую метаморфозу западного общества». Наряду с изложенными выше представлениями о постиндустриальном обществе, в середине 70-х гг. появляются идеи о необходимости возвращения человечества к доиндустриальному состоянию, что продиктовано экологическим кризисом и оскудением природных ресурсов. Престиж социальный — общественная оценка положения отдельного человека или социальной группы в социальной системе. Различные статусные позиции в обществе наделяются различным социальным престижем, выражающим оценку привлекательности тех или иных жизненных позиций. На основе социального престижа происходит, например, выбор образования, профессии. Социальный престиж является важным показателем социальной стратификации (см. Стратификация социальная). Он символически оформляет и закрепляет поляризацию общества, взаимные оценки, притязания и ожидания социальных групп, становится механизмом консервации новых отношений. Равенство социальное — состояние общества, которое характеризуется отсутствием существенных социальных различий. Одна из гуманистических общечеловеческих ценностей. Первоначально идея социального равенства носила религиозный характер. Согласно христианству и некоторым другим религиям все люди равны от рождения. В смысле равенства возможностей понятие социального ра-венства использовалось в качестве одного из трех основных принципов буржуазных революций (свобода, равенство, братство) и буржуазного права. Оно было направлено против феодально-сословных привилегий и утверждало новый принцип организации системы социальной стратификации, связанный с большей социальной мобильностью (см. Мобильность социальная). Предполагалось, что все социальные позиции в обществе должны завоевываться в открытой конкурентной борьбе на основе личных достижений и личного таланта. Все люди, независимо от происхождения, расы, пола и т.п., имеют равное право участвовать в этой борьбе. Все люди равны перед законом и имеют равные гражданские права. Однако такое равенство оказалось формальным, поскольку представители различных социальных групп в силу различий в собственности, образовании, культуре и социальном престиже изначально находятся в неравных условиях. Поэтому для обеспечения большего социального равенства некоторые государства, так называемые «государства всеобщего благосостояния», проводят политику «позитивной дискриминации» (ущемление прав и интересов) в пользу на-именее привилегированных групп. Такая политика направлена на достижение равенства условий прежде всего в сфере образования и социального обеспечения путем компенсации неблагоприятных условий для некоторых социальных групп. Социализм углубил идею либерально-буржуазного равенства возможностей до идеи фактического равенства. Необходимой предпосылкой его достижения считается социальная революция, которая должна устранить причины социального неравенства, прежде всего частную собственность на средства производства, и обеспечить удовлетворение потребностей всех членов общества, в котором «всестороннее развитие каждого является условием всестороннего развития всех» (К. Маркс). Существовавший опыт воплощения марксистской идеи (в том числе и в СССР) не имел успеха, но способствовал поиску более справедливой организации общественной жизни. Роль социальная — данный термин активно ис-пользуется как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению индивида, находящегося на определенной социальной ступени социальной системы (см. Статус социальный). Любая социальная структура (см. Структура социальная) общества может быть представлена как определенная статусно-ро-левая структура. Другими словами роль социальная — это модель поведения, ориентированная на определенный статус. Социальное роли усваиваются индивидом в процессе социализации. Роль является осознанным и социально признанным образцом поведения, благодаря которому человек чувствует свое место в обществе, но представляет собой лишь отдельный аспект целостного поведения индивида, состоящего из сложного ролевого набора. Человек, выполняющий всегда несколько (множество) ролей в обществе, может столкнуться с ролевым конфликтом, когда он пытается придерживаться требований несовместимых ролей (например, ученика и члена дружеской компании). Социологи различают роли стандартизированные, безличные, которые строятся на основе прав и обязанностей и мало зависят от того, кто их исполняет (официальные роли — продавец, кассир и т.п.), и роли, которые определяются индивидуальными особенностями их участников (роли влюбленных). Семья* — основанное на браке или кровно-родственных отношениях система связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функцию воспроизводства человеческого рода. Регулирует все эти связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм. Семья является первичной социальной формой совместной жизни людей. Современная семья выступает как малая социальная группа, поскольку объединяет родственников. Основу семьи составляет брак — это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские отношения и родственные права и обязанности. Жизненный цикл семьи состоит из нескольких этапов: вступление в брак — образование семьи; начало деторождения — рождение первого ребенка; рождение последнего ребенка; вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.-Как социальный институт (см. Институт социаль-ный) семья выполняет две важнейшие функции. Первая — репродуктивная — это биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях — в личностном. Вторая — социальная, подразделяется на множество конкретных функций. Воспитательная — социализация молодого поколения; культурное воспроизводство общества. Хозяйственно-бытовая — поддержание физического здоровья членов обще-ства, уход за детьми и престарелыми членами семьи. Экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, т.е. экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов. Семья является сферой первичного социального контроля (см. Контроль социальный). Она морально регламентирует поведение своих членов в различных сферах жизнедеятель-ности. Семья выполняет такие важные социальные функции, как: духовное взаимообогащение ее членов; организация рационального досуга; предоставление определенного социального статуса (см. Статус социальный) ее членам; психологическая защита и эмоциональная поддержка. Каждый член семьи играет определенные семейные роли (см. Роль социальная), которые обусловлены местом и функциями индивида в семейной группе. Семейные роли подразделяются на: супружеские (жена, муж); родительские (мать, отец); детские (сын, дочь, брат, сестра); межпоколенные (дедушка, бабушка); внутрипоколенные (старший, младший) и т.д. Исторические типы семьи: групповая матриархальная (все мужчины и женщины одного рода находились между собой в половых связях); парная (с неустойчивым союзом мужчины и женщины); большая патриархальная (общины во главе с предводителем); малая патриархальная (с беспрекословным подчинением отцу); нуклеарная (супружеская пара с детьми, не состоящими в браках). Последняя сейчас наиболее распространена и именуется простой семьей. Для нее характерна ориентация на лично-стные характеристики индивидов в семейных связях. В современных условиях возрастает роль норм права, реализующих права и обязанности супругов, родителей и детей. Семья — саморазвивающаяся система, и ей присущи свой образ жизни, традиции, обычаи, конфликты. Характер последних зависит от масштаба семейных интересов, а спо-собы их разрешения - от общей культуры людей. Сословие — социальные страты, составляющие особую историческую систему социальной стратификации (см. Стратификация социальная). Для нее, как и для кастовой системы (см. Каста), характерны аскриптивное (приписанное) членство и ограниченная социальная мобильность. В отличие от касты, сословная система, также закрепляющая общественное разделение труда, поддерживалась не религиозными, а законодательными средствами. Специальными законами определялось место каждого сословия в иерархической системе, его права и обязанности, регулировалась допускаемая мобильность между сословиями, членство в сословиях определялось наследованием. Сословная система сложилась в период феодализма. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где общество делилось на высшие сословия (дворянство, духовенство) и непривилегированное третье сословие (крестьяне, ремесленники и купцы). В России со второй половины XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия разрушались в ходе буржуазных преобразований и революций, которые в качестве одного из важнейших требований выдвигали требование юридического равенства всех граждан, ликвидацию сословных привилегий. В России сословная система была ликвидирована рево-люциями 1917 г. Социализация* (от лат. socialis — общественный) — процесс усвоения и дальнейшего развития, индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Социализация делает возможным существование общества и передачу его культуры, ценностей, традиций от поколения к поколению. Социализация охватывает все процессы включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовать в социальной жизни. Осуществляется посредством образования и воздействия внешней среды. Процесс социализации продолжается всю жизнь, поскольку человек за свою жизнь осваивает множество социальных ролей (см. Роль социальная). Этот процесс делится на различные этапы: начальный (социализация ребенка, преимущественно в семье), средний (обучение в школе) и завершающий (социализация взрослого человека, осваивающего новые роли, — супруга, родителя, дедушки и т.п.). Выделяют первичную социализацию, которая осуществляется ближайшим неформальным окружением, прежде всего семьей, друзьями, учителями и т.д.; вторичную социализацию — осуществляется на более формальном уровне через воспитательные и учебные заведения, коллективы, общественные организации, СМИ. Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». На этот процесс оказывает воздействие индивидуальность человека, его активность, природные задатки и склонности. Средний класс — слой в системе социальной стратификации (см. Стратификация социальная), который расположен между высшим и низшим классом. Теоретическое осмысление этого понятия не имеет общей позиции. Используются различные критерии его выделения и определения. Самый простой экономический критерий — средний для данного общества уровень текущего дохода, а также накопленного богатства («стандартный» имуще-ственный набор в виде жилищных условий, машины, предметов длительного пользования и т.п.), в совокупности определяющий уровень общей материальной обеспеченности. Как показывают опросы населения, именно этот критерий используется в качестве основания самоотнесения к среднему классу. В развитых странах основная масса населения (60—80%) имеет общий уровень материальной обеспеченности, близкий к среднему, число бедных и богатых относительно невелико (в США они составляют равные доли — около 5% населения). К среднему классу принято относить врачей, учителей, преподавателей вузов, инженеров, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих, руководителей (менеджеров). С точки зрения развития социально-политической ситуации, средний класс обычно рассматривается как гарант стабильности в обществе, носитель центристских политических взглядов, опора эво-люционного развития общества. Сравнивая западное и российское общества, многие ученые склонны считать, что в России среднего класса в общепринятом смысле не существует либо он крайне немногочислен. Для России характерна другая схема — глубокая поляризация общества по уровню дохода и материальной обеспеченности в целом. В российском обществе продолжается процесс социальной поляризации, «вымывающий» традиционные советские средние слои и затрудняющий становление «нового среднего класса». Статус социальный (от лат. status — положение, состояние) — место человека или группы людей в социальной системе, связанное с определенными правами, обязанностями и ролевыми ожиданиями. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне, иных знаках социальной и профессиональной при-надлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Статус индивида может быть приписываемым (аск-риптивным), т.е. определяться по рождению, полу, возрасту, расе и т.п. Приписываемый статус характерен главным образом для традиционного, «закрытого» общества. Он может быть достигнутым — приобретенным посредством личных усилий, по желанию, свободному выбору либо благодаря удаче и везению. Это наиболее характерно для современного, «открытого» общества. В традиционных обществах социальный статус индивида был относительно устойчивым, закреплялся религией или законом (см. Каста, Сословие). В современных обществах статусные позиции индивидов более подвижны. Однако в любом обществе существуют оба вида статусов. Некоторые статусы, например половые, в основном предопределены, другие достигаются в конкурентной борьбе. Достигнутый статус тоже в значительной мере определяется наследуемыми признаками. Так, возможность получения хорошего образования, которое в современном обществе является предпосылкой высокого социального статуса, может быть прямо связана с преимуществами семейного происхождения. В теориях социальной стратификации (см. Стратификация социальная) статус рассматривается как синоним престижа (см. Престиж социальный), характеризующего позиции индивида или социальных групп в иерархической системе. Необходимо различать два вида статуса: личный и социальный. Термин «статус социальный» указывает на положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (п
на заглавную О сайте10 самыхСловариОбратная связь к началу страницы
© 2008-2014

online
magazines pdf download
download magazine pdf
download ebooks pdf
XHTML | CSS
1.8.11