Онлайн словарь
А
АА

Аарон-45

[loadfile: templates/common/google_ads.txt is empty]
 
нием храма находился притвор 10 метров ширины и 5 метров длины (3Цар. 6:3; 2 Пар. 3:4), перед ним или при входе в него стояли два медных столба по имени Иахин и Воаз, каждый по 9 м вышиною, с капителями, искусно сделанными с углублениями и выпуклостями, и украшенные гранатовыми яблоками,- сетками плетеной работы и лилиями. Высота этих столбов была по 3 Цар. 15 и дал.; Иер. 52:21 и дал., 18 евр. локтей, не считая капителей в 5 локтей (2,5 м); а по 2 Пар 3.15 высота их, не считая капителей, составляла 35 локтей: наконец, по 4 Цар. 17-18 — 3 локтя. Высота этих столбов, вероятно, была та же, что и притвора; о ней не говорится в 3 Цар. 6, но во 2 Пар. 3:4, она указана в 120 евр локтей (60 м); некоторые видят в этом указание на башню, поднимавшуюся высоко над столбами; другие предполагают здесь описку. Вокруг продольной задней стены самого храма была пристройка в три этажа с комнатами для принадлежностей богослужения и запасов; она соединялась с храмом таким образом, что потолочные балки пристройки были укреплены на выступах стен храма; эти выступы в каждом этаже делали стены храма на локоть тоньше, а комнаты настолько же шире; поэтому нижний этаж пристройки был пяти локтей ширины, средний шести и верхний семи. Вышина каждого этажа была 2,5 м (3 Цар. 6:6 и дал.); поэтому стены самого храма значительно возвышались над боковой пристройкой и на них было достаточно места для окон, через которые свет проникал в Святое (3 Цар. 6:4). Святое же Святых подобно скинии, было темным. В боковую пристройку входили через дверь на южной стороне, откуда витая лестница вела в верхние этажи (3 Цар. 6:8).  Далее, вокруг храма были построены притворы, из которых ближайший к храму, внутренний двор для священников, был построен из 3 рядов плитняка и одного ряда кедровых брусьев (3 Цар. 6:36); вокруг него был внешний притвор, или большой двор для народа, закрывавшийся выложенными медью воротами (2 Пар. 4:9). Полагают, что это тот притвор, которой был увеличен Иосафатом и в 2 Пар. 20:5 называется новым двором. Из Иер. 36:10, где внутренний двор называется «верхним двором», видно, что он был расположен выше внешнего; по всей вероятности, и самый храм был расположен выше верхнего двора, так что все здание было построено терассами. Из 4 Цар. 23:1 и Иер. 35:2, 4; 36:10 видно, что большой двор был обстроен комнатами, портиками и т. п. для различных надобностей. О размерах внешнего двора ничего не сказано в Библии; вероятно, он был в два раза больше внутреннего двора, который равнялся 300 фут. (100 м) длин, и 150 фут. (50 м) шир., следовательно двор был 600 фут. длин. и 300 фут. ширины (200x100 метров).  В Святом Святых храма ковчег Завета поставленный между изображениями херувимов, которые были 10 локтей (5 м) вышины и сделаны из обложенного золотом оливкового дерева, с крыльями в 2,5 м длины, распростертыми так, что одно крыло каждого херувима касалось боковых стен, два же других крыла соединялись концами над ковчегом. Херувимы стояли на ногах с лицами обращенными к Святому (3Цар. 6:23 и дал.; 2 Пар. 3:10 и дал.). В Святом стояли следующие предметы: жертвенник для курения из кедрового дерева, покрытого золотом, 10 золотых светильников, каждый с 7 лампадами, 5 по правую и 5 по левую сторону перед задним отделением храма, и стол для хлебов предложения с их принадлежностями (3 Цар 7:48 и дал.). По мнению некоторых, в храме находилось 10 столов для хлебов предложения. См. «Стол для хлебов предложения».  На внутреннем дворе стоял медный жертвенник всесожжения 5 метров в высоту (2 Пар. 4:1) с его принадлежностями: тазами, лопатками, чашами и вилками (3Цар. 7:40,45,45; 2 Пар 4:11,16); затем большое медное море, или водоем, стоявшее на 12 медных волах (3Цар. 7:23 и далее; 2 Пар. 4: 2 и дал.) и на 10 искусно сделанных подставах с 10 медными умывальниками для ополаскивания жертвенного мяса (3Цар. 7:27 и дал.; 2 Пар. 4:6).  Когда храм был готов, его освятили великолепным торжественным жертвоприношением. Так как медного жертвенника не хватало для размещения жертв, то Соломон освятил среднюю часть двора перед храмом, как большее место для жертвоприношения (3Цар. 8:64; 2 Пар 7:7). Царь принес здесь в жертву 22.000 волов и 120000 овец (2 Пар. 7 15). Преклонив колена на возвышении из меди, он призвал благословение Божие на храм и на всех молящихся в нем (3Цар. 8; 2 Пар. 6). После молитвы сошел с неба огонь, поглотил всесожжение и жертвы и слава Господня наполнила дом (2 Пар. 7:1).  Храм Соломонов был ограблен уже во время царствования его сына Ровоама египетским царем Сусакимом (3 Цар. 14:26), а остальное серебро и золото, царь Аса послал в дар сирийскому царю Венададу, чтобы склонить его заключить с ним союз против Ваасы, царя израильского (15:18, 19) Так исчезла слава храма и внутренняя и внешняя! В последствии, разрушения храма чередовались с его восстановлениями. Храм был ограблен израильским царем Иоасом (4 Цар. 14:14), обобран иудейским царем Ахазом, чтобы подкупить Феглаффелласара (16:8), затем Езекиею, для уплаты дани Сенлахириму (18:15 и дал.). Восстановления же производились Иоасом (4 Цар. 12: 5 и дал.), Иоафамом (15:35) Манассия окончательно осквернил храм, поставив в нем истукан Астарты, идольские жертвенники и коней, посвященных солнцу, и поселив там блудниц (4 Цар. 21; 23:7,11); все это было удалено благочестивым Иосиею. Вскоре после этого пришел Навуходоносор и вывез все сокровища храма (4 Цар. 24:13), и, наконец, когда Иерусалим был разрушен его войсками, сгорел также и храм Соломонов до самого основания (4 Цар. 25:9; 2 Пар. 36:19) в 588 г. до Р.Хр. после 416 летнего существования. Храм Зоровавеля.  2) Когда персидский царь Кир в 536 г. до Р.Хр. разрешил евреям, жившим в Вавилоне, возвратиться в Иудею и построить храм в Иерусалиме, он выдал им священные сосуды, которые Навуходоносор принес в Вавилон; кроме того, обещал им поддержку и повелел своим подчиненным всячески содействовать евреям в этом деле (Езд. 1:2 и дал.; 6:3 и дал.). Тогда Тиршафа, т.е. персидский правитель Иудеи, Заровавель и первосвященник Иисус, тотчас же по возвращении в опустошенный Иерусалим, начали постройку жертвенника всесожжения на его прежнем месте и восстановили жертвенное богослужение (3:1 и дал.). Они достали рабочих, привезли кедрового дерева с Ливана и таким образом положили вторично основание храму во втором месяце, второго года после возвращения из Вавилона, 534 г. до Р.Хр. (3:7 и дал.). Многие из стариков, видевших первый храм, при этом громко плакали, но многие также радостно восклицали. В это время вмешались самаряне и своими интригами добились того, что работы по восстановлению храма были приостановлены на 15 лет, до второго года царствования Дария Гистаспа в 520 г. до Р.Хр. (4:24). Этот царь, ознакомившись с повелением Кира (6:1 и дал.), отдал вторичное приказание относительно постройки храма и необходимой материальной поддержке (Езд. 6:6 и дал.). Ободренные пророками Аггеем и Захарией, князья и народ поспешили с продолжением работ, и храм был готов в 12 месяце 6 года царствования Дария 516 г. до Р.Хр., после чего он был освящен жертвою всесожжения, состоявшей из 100 волов, 200 овнов и 400 ягнят, и жертвою за грех, состоявшей из 12 козлов. После этого закололи пасхальных агнцев и отпраздновали праздник опресноков (6:15 и дал.).  По повелению Кира, этот храм должен был иметь 60 локтей в вышину и 60 в ширину, следовательно по размеру значительно больше Соломонова храма (Езд. 6:3), однако же из Езд. 3:12 и Агг. 2:3 видно, что он многим казался незначительным в сравнении с первым, хотя не следует понимать, что здесь имеются в виду его внешние размеры По роскоши и славе он не мог сравниться с первым храмом, ибо в нем не было ковчега завета и, следовательно, также отсутствовала «шехина», как видимый знак божественного присутствия. Святое Святых было пусто; на месте ковчега был положен камень, на который первосвященник ставил кадильницу в великий день очищения. В Святом был только один золотой светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник кадильный, а на дворе жертвенник всесожжения, сложенный из камня (1 Макк. 1:21 и дал.; 4:45 и дал.) Аггей утешал народ тем, что придет время и слава этого храма превзойдет славу прежнего, и что здесь Господь даст мир (Агг. 2:9); это пророчество сбылось в 3-м храме (который был увеличенной копией второго), ибо в нем учил Христос. Второй храм также имел притворы с комнатами, колоннадами и вратами (1 Макк. 4:38).  Этот храм был ограблен Антиохом Епифаном и осквернен идолопоклонством (1 Макк. 1:21 и дал.; 1:46 и дал.; 4:38), так что даже «мерзость запустения» — жертвенник, посвященный Юпитеру Олимпийскому, был поставлен на жертвеннике всесожжения в 167 году до Р.Хр. (1 Макк. 1:54; 2 Макк. 6:2). Храбрые Маккавеи вое-тали за свободу, изгнали сирийцев, восстановили Святилище, после 3-летнего унижения, вновь освятили храм (1 Макк. 4:36 и дал.) и укрепили гору храма стенами и башнями (4:60; 6:7).  В память восстановления храма был установлен 25 декабря 164 г. до Р.Хр. Иудою Маккавеем и обществом израильским новый праздник обновления (храма), евр. Ханука, причем его должно было праздновать в течение 8 дней после 25-го декабря. Он праздновался еще во времена Иисуса Христа и упоминается у Иоан. 10:22.  Впоследствии этот храм постигли новые удары, например, когда Помпеи после 3-месячной осады взял его в самый день очищения и на его дворах произвел ужасное кровопролитие, хотя без ограбления; или когда Ирод Великий с римскими войсками взял его штурмом и сжег некоторые из надворных построек. Храм Ирода.  Храм Зоровавелев показался тщеславному Ироду Великому слишком незначительным и он решил перестроить его, придав ему большие размеры. Он начал эту работу на 18 году своего царствования, приблизительно, за 20 лет до Р.Хр., или в 735 г. Рима. Самое здание храма было готово через полтора года, а дворы — через 8 лет, но внешние пристройки сооружались в продолжение целого ряда лет. Во время всенародного выступления Иисуса Христа срок постройки храма определялся в 46 лет (Иоан. 2:20), т.е. с 20 г. до Р.Хр. по 26 г. после Р.Хр.). Вся работа была закончена только во время Агриппы 2. (64 г. после Р.Хр.) — следовательно, только за 6 лет до окончательного разрушения. Так как евреи не допустили, чтобы храм Зоровавелев был сразу разрушен, то Ирод, уступая их желанию, убирал части старого храма по мере постройки новых, почему этот храм долгое время назывался «вторым храмом», хотя увеличенным и украшенным. Этот храм Ирода требует однако же особенного внимания, так как он украшал Иерусалим во дни нашего Спасителя. Он учил на его дворах и предвозвестил его гибель, когда ученики указывали Ему на роскошь и драгоценности храма (Лук. 21:5 и дал.). Этот храм, который со своими дворами занимал площадь равную одной стадии (Иос. Флавий) или 500 кв. локтей, т. е. 250 м2 (Талмуд), т.е. почти то же пространство, что и теперешняя площадь Харам, был построен террасами, так что каждый из внутренних дворов был расположен выше внешнего, а самый храм возвышался на западной стороне и, обозреваемый из города и его окрестностей, представлял величественное зрелище. «Посмотри, какие камни и какие здания», сказал Иисусу один из Его учеников ( Map. 13:1). Внешний двор, который был доступен также для язычников и нечистых, был окружен высокой стеной с несколькими воротами; он был вымощен разноцветными плитами; с трех его сторон шла двойная колоннада, а с четвертой, южной стороны — тройная колоннада под кедровой крышей, которая поддерживалась мраморными колоннами в 25 локтей вышиною. Эта южная колоннада, самая лучшая и большая, называлась царским портиком. Восточная была названа притвором Соломоновым (Иоан. 10:23), вероятно, как сохранившаяся с более древних времен. На этом внешнем дворе продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики, предлагавшие деньги для размена (Мат. 21:12; Иоан. 2:14). С внутренней стороны этот двор был отделен от внутренних дворов храма каменным парапетом в 3 локтя вышиною и террасой в 10 локтей шириною. На этом парапете в нескольких местах были помещены доски с греческими и латинскими надписями, которые воспрещали не евреям — под страхом смертной казни — проходить дальше. Такая доска из Иродова храма недавно найдена в Иерусалиме с греческой надписью следующего содержания; «Никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует». Даже сами римляне с уважением относились к этому запрещению. До какой степени евреи проявляли фанатизм по отношению к преступившим это запрещение, указывает случай с Павлом и Трофимом (Деян. 21:28; срав. Еф. 2:14 о преграде). Самое место храма внутри этой преграды было со всех сторон окружено стеною, которая с внешней стороны бы л а 40 локтей (20 метров) вышины, а с внутренней только 25 локтей (12,5 м) вследствие уклона горы, так что туда должно входить по лестницам. Сперва вступали на двор женщин, имевший 135 кв. локтей (67,5 м2).  Главные из ворот, которые вели во двор женщин, были восточные или Никаноровы ворота, покрытые коринфскою медью, которые назывались также Красными (Деян. 3:2,10). (Некоторые полагают, что эти ворота были во внешней восточной стене). Со двора женщин попадали через несколько ворот на расположенный выше вокруг здания храма большой двор — 187 локтей длин, (с востока на запад) и 135 локтей ширины (с севера на юг). Часть этого двора была ограждена и называлась двором израильтян; внутренняя его часть называлась двором священников; здесь стоял большой жертвенник всесожжения 30 локтей длины и ширины, и 15 локтей высоты и умывальница, предназначенная для священников, а дальше, в западной части со входом с востока, находилось само здание храма. Величину и великолепие этих дворов с их пристройками, стенами, воротами и колоннадами, кроме Талмуда, блестяще описал Иосиф Флавий. О царском портике, который тянулся вдоль южного края храмовой горы с востока на запад, он говорит так: «Это было самое замечательное произведение искусства, которое когда-либо существовало под солнцем. Кто смотрел с его вершины вниз, у того кружилась голова от высоты постройки и глубины долины. Портик состоял из четырех рядов колонн, которые от одного края до другого стояли друг против друга, все одинакового размера. Четвертый ряд до половины был вделан в окружавшую храм стену и состоял, следовательно, из полуколонн. Три человека требовалось для того, чтобы обхватить одну колонну; высота их была 9 метров. Число их было 162 и каждая из них оканчивалась коринфской капителью, удивительной работы. Между этими 4-мя рядами колонн было три прохода, из которых два крайние были одинаковой ширины, каждый по 10 метров, имея 1 стадию длины и более 16 метров вышины. Средний проход был наполовину шире боковых и в 2 раза выше их, высоко возвышаясь над боковыми сторонами». Предполагают Соломонова притвора на востоке имеется в виду в Мат. 4:5, как «крыло храма».  Внешняя стена, которая окружала все дворы и возвышалась высоко над уровнем земли, представляла особенно с западной и южной сторон замечательнейший вид глубоких долин у подножия горы. Раскопки последних лет показали, что южная стена храма, которая возвышается на 20-23 метров над теперешней поверхностью, тянется сквозь массы развалин до 30 метров в глубину под землей, — следовательно, эта стена возвышалась на 50 метров выше горы, на которой она была построена. Вполне понятно, каких огромных трудов стоило возведение таких стен и планировка храмовой горы, особенно когда подумаешь о том, как огромны те камни, из которых складывались эти стены. Если посмотреть на большие каменные плиты, например, в «стене плача» или на «арке Робинзона» (См. Иерусалим») и подумать о том, что здесь стена спускается глубоко под землю, пока не достигнет монолитной скалы, то не удивляешься изумлению, которое выражают Иосиф Флавий и ученики Христа.  Само здание храма было расположено 12 ступенями выше двора священников, в северо-восточной части храмовой горы; оно было построено на новом фундаменте из огромных белых мраморных плит и богато выложено золотом внутри и снаружи. Его вышина и длина вместе с притвором достигали ста локтей, ширина с севера на юг от 60 до 70 локтей; на каждой стороне притвора были выступы в 20 (или 15) локтей, так что ширина его достигала 100 локтей. Притвор внутри был 10 локтей в глубину (с вост. на запад), 50 локтей ширины и 90 высоты, с порталом в 70 локтей вышины и 25 локт. шир. без дверей (внутри сплошь покрытый золотом. Храм, как и прежний, был разделен на Святое и Святое Святых. Портал имел две открытые двухстворчатые двери, 55 локтей вышины и 16 локтей ширины, они служили входом в Святое; над ними было украшение в виде огромной золотой виноградной лозы с кистями в человеческий рост.  При входе висела вавилонская завеса, сотканная из священных цветов. В Святом, которое было 40 локт. дл., 20 шир. и 60 выш., стоял золотой светильник, стол для хлебов предложения и жертвенник для курения. Стена с дверью и завеса отделяли Святое от Святого Святых, которое было 20 локт. длины и ширины и 60 высоты и внутри было совершенно пусто. Эти и другие определения размеров Иродова храма, основанные на сведениях Иосифа Флавия и других, нельзя считать безошибочными. По сведениям раввинов, между обоими помещениями не было стены, а только двойная завеса из двух полотнищ с промежутком в один локоть. Об этой завесе Талмуд говорит, что «она была толщиною в ладонь, выткана из 72 нитей утока, причем каждая нить была скручена из 24 нитей; она была 40 локтей длины и 20 ширины». Это была та завеса, которая разодралась при смерти Христа (Мат. 27:51; Срав. Евр. 6:19; 9:3; 10: 20). До крыши храма над Святилищем оставалось еще 40 локтей, которые, по всей вероятности, употреблялись, как верхние горницы. С боковых и задней сторон храма были, равно как и в Соломоновом храме, пристройки в три этажа, внутри 10 локтей ширины и все вместе 60 локтей высоты, так что самый храм возвышался на 40 локтей выше их. Крыша была двухскатная, низкая, украшенная золотыми шпицами.  Уход за храмом и охрана его лежали на обязанности священников и левитов. Во главе стражи стояло пользовавшееся почетом лицо, называвшееся «начальником стражи» при храме. Этот начальник упоминается наряду с первосвященником (Деян. 4:11; 5:24-26). Это же слово встречается также во множественном числе, когда говорится о его помощниках (Лук. 22:4, 52). Иосиф Флавий сообщает, что ежедневно требовалось 200 человек для закрывания ворот храма; из них 20 человек только для тяжелых медных ворот на восточной стороне.  Для защиты и охраны дворов храма служила также крепость Антония (Деян. 21:34), расположенная в северовосточном углу храма, как раз там, где соединялись северная и западная колоннады. По Иосифу Флавею, она была построена на скале в 50 локтей вышиною и облицована гладкими каменными плитами, которые делали затруднительным ее взятие и придавали ей великолепный вид. Она была окружена стеною в 3 локтя вышины и снабжена четырьмя башнями, из которых 3 были в 50 локтей вышины, и четвертая на юго-востоке — 70 локтей, так что оттуда было видно все местоположение храма.  Этому роскошному храму, в притворах которого благовествовали Иисус и апостолы, не надолго было дано сохранить свою славу. Мятежный дух народа наполнил его дворы насилием и кровью, так что Иерусалимский храм представлял подлинный вертеп разбойников. В 70 году после Р.Хр. он был разрушен при взятии Иерусалима Титом. Тит хотел пощадить храм, но римские солдаты сожгли его до тла. Священные сосуды были вывезены в Рим, где изображения их еще и теперь можно видеть на триумфальной арке (см. «Светильник»). На прежнем месте храма возвышается теперь мечеть Омара, приблизительно там, где находился царский портик. Мечеть Омара — роскошное восьмиугольное здание, около 56 м вышины и 8 сторон по 22,3 м в окружности с величественным куполом; она называется также Куббетес-Сахра (мечеть скалы), по находящемуся внутри ее обломку скалы, около 16,6 м длины и ширины, который, по преданию, был гумном Орны, местом жертвоприношения Мелхиседека, центром земли и т. д. Под основанием храма ниже поверхности земли можно еще и теперь ходить по огромным коридорам со сводами и колоннадами древних времен; но от самого храма не осталось и камня на камне. Хранилище  (Мат. 23:5), греч. филактерии. В Исх. 15:9-16, сказано в постановлении относительно празднования Пасхи и освящения первенцев, что оно будет Израилю знаком на руке его, и памятником перед глазами его (ст. 9), и вместо повязки (евр. тотафот) над глазами их; в Втор. 6:8; 11:18 повторяется то же относительно всех заповедей Господних вообще. Эти предписания некоторыми были поняты как иносказательные обороты речи, имеющие целью запечатлеть важность того, чтобы закон Божий всегда был как бы перед глазами; так понимают это евреи-караимы, отвергающие предания. Другие же думают, что в этих местах имеются в виду внешние знаки, как напоминание при молитве. Языческий обычай татуировать на теле «священные» знаки, например, у древних египтян или у теперешних бедуинов, строго воспрещался законом (Лев. 19:28); но он допускал ношение известных внешних знаков с надписями для святой цели. Таковым знаком была золотая дощечка на кидаре первосвященника с надписью: «Святыня Господня» (Исх. 28:36); срав. знак Иезекииля (Иез. 9:4) и конские уборы Зах. 14:20). По их мнению, имеется в виду нечто подобное, также и в вышеприведенных постановлениях закона. Так же понимали это во времена Христа евреи, которые в соответствии с этими постановлениями, пользовались при совершении молитв особыми молитвенными ремнями (евр. тефиллин); их Иисус имел в виду, когда в Мат. 23: 5 говорит, что «они расширяют хранилища свои; они назывались филактериями или хранилищами и предназначались для лучшего сохранения в памяти закона Божия или для защиты от злых духов.  Евреи-талмудисты пользуются двумя родами молитвенных ремней или тефиллин. Первый род, который называется «тефиллин шель рош», т.е. молитвенный ремень для головы, приготовляется следующим образом: на деревянном кубике взрезаются три продольные выемки глубиною, приблизительно, в конечный сустав мизинца; благодаря этим выемкам, получаются четыре выпуклости, на которые накладывается размоченная в воде кожа чистого животного; после того, как она высохнет, ее снимают, таким образом, получается маленькая кожаная коробка с четырьмя отделениями. В эти отделения кладут четыре кусочка пергамента, на которых мелким и красным шрифтом написаны следующие 4 места из закона Моисеева: 1) Исх. 13: 2-10: «Освяти Мне каждого первенца» и т.д.; 2) Исх. 13:11-16: «И когда введет тебя Господь в землю Ханаанскую» и т. д; 3) Втор. 6:4-9: «Слушай Израиль: Господь Бог твой, Господь един есть» и т. д.; 4) Втор. 11:13-21: «Если вы будете слушать заповеди Мои» и т. д. Ко дну коробки, сделанному из крепкой двойной кожи, прикрепляется длинный ремень из мягкой кожи, которым коробка привязывается к голове. Все это должно быть окрашено в черный цвет и сделано евреем. Концы ремня должны спускаться по плечам на грудь.  Второй род хранилища называется «тефеллин шель яд», т. е. молитвенный ремень для руки. Он состоял из кожаной коробочки с ремнями; но эта коробка немного меньше и только с одним отделением, в которое кладется один кусок пергамента с теми же библейскими текстами, что и в первом случае. Эти молитвенные ремни укрепляются на левой руке так, что когда рука сгибается, коробка прижимается к сердцу, согласно слов закона: «Положите сии слова Мои в сердце ваше» (Втор. 11:18). Ремень должен быть настолько длинным, чтобы его можно было 7 раз обернуть вокруг руки и 7 раз вокруг среднего пальца, и чтобы он мог затем немного свисать с пальца.  Употребление молитвенных ремней вообще свято соблюдается евреями. Они одевают их всегда во время совершения утренней молитвы. Молитва, которую произносит еврей, одевая тефиллин, гласит так: Да будешь Ты прославлен, Господь Бог наш, Царь мира, Который освятил нас Твоими заповедями и дал нам повеление о тефиллин».  Другим внешним знаком набожности являлись кисточки, которые израильтяне укрепляли на четырех углах покрывала для того, чтобы они напоминали им о соблюдении заповедей Божиих (Втор. 22:12). В каждой кисти должна была выделяться нить голубого цвета (Чис. 15:38 и дал.). Так как, по исчислению раввинов, в законе находится 248 заповедей и 365 запрещений, в суме 613 — число, равное количеству букв в 10 заповедях, то они дали подробные предписания о том, как должны быть сплетены и обмотаны нити кистей для того, чтобы получить символическое значение упомянутого числа. Некоторые раввины объясняют, что заповедь о кисточках у покрывал так же важна, как все остальные. Кисточки покрывала первоначально находились на верхнем платье, состоявшем из длинного куска материи с отверстием для головы посередине, так что оно было своего рода мантией. Когда же ношение его евреями вызвало всеобщие насмешки и стало признаком для их познания во время преследований, то они уменьшили эти покрывала и стали носить их как нижнее платье. Правоверный еврей носит еще и теперь свое покрывало с 4 кисточками, В субботы и праздники в синагогах евреи поверх своих одежд одевают большое покрывало с кистями. Эти кисти фарисеи делали очень большими, что известно из Мат. 23:5. И когда мы читаем, что больные хотели прикоснуться к «краю одежды Его», то тут имеется в виду подобная кисть на Его покрывале (Мат. 9:20; 14:36; Лук. 8:44). Хризолиф.  См. «Драгоценные камни». Хризолит.  См. «Драгоценные камни». Хризопраз.  См. «Драгоценные камни». Христиане.  Так впервые были названы последователи Христа в Антиохии (Деян. 11:26) около 43 г. по Р.Хр., вероятно, потому что тамошняя церковь, состоявшая из верующих евреев и язычников, была известна, как община, отделенная от евреев. Это название дано было им язычниками; сами же они называли себя «верующими», «братьями» или «святыми»; евреи называли их назореянами (евр. ноц-рин или галилеянами. Следовательно, название христианин в Новом Завете является презрительным прозвищем. Срав. его употребление в Деян. 26:28; 1 Пет. 4:16. Христос  — греческий перевод еврейского слова Мессия, т.е. помазанник. См. «Мессия». Хроника Исайи,  сына Амосова, пророка. См. «Библия». Хуб  — народ или страна, упоминаемая вместе с Египтом и Эфиопией (Иез. 30:5). Хуза,  домоправитель Ирода Антипы; жена его Иоанна была одной из тех женщин, которые служили Иисусу своим имением (Лук. 8:3). Хул  — один из сыновей Арама (Быт. 10:23); предполагают, что его потомки жили в Сирии, в местности вокруг озера Мерома, к югу от Ермона, которая до сих пор называется Хуле. Некоторые считают местом их жительства Целезирою — долину между Ливаном и Антиливаном. Хусарсафем  — Кушая Ришатаим. Хусарсафем — царь Мессопотамии, который покорил израильтян и был для них орудием наказания в течение 8 лет, пока они не возопили к Господу и Он не воздвиг им избавителя в лице Гофониила (Суд. 3:8). Хулить. Хула  — евр. хилуль, каала. Хула или поношение имени Бога наказывалось смертью (Лев. 24:10 и дал.). За «хулу» приговорили к смерти Иисуса Христа и Стефана Хула на Духа Святого состояла в том, что чудеса Иисуса, сотворенные «перстом Божиим» и силою Святого Духа, приписывали силе и действию сатаны (Мат. 12:31 и дал-; Map. 3:28 и дач.; Лук. 12:10 и дал.). Хусий  — Хуши.  Хусий, друг Давида, пошел к нему навстречу, когда последний бежал от Авессалома. Одежда Хусия была разодрана и голова посыпана прахом. По просьбе Давида он возвратился в Иерусалим, сделался советником Авессалома и повел дело так, что план Ахитофела не удался (2 Цар. 15:32 и дал.; 16:16 и дал.; 17).  2) Слуга Иоава, посланный к Давиду после битвы с Авессаломом, ему пришлось только сообщить печальное известие (о смерти Авессалома), ибо Ахимаас первый рассказал Давиду о победе (2 Цар. 18:21 и дал.). Хуш  (евр. Куш) упоминается в родословии (Быт. 10:6), как старший из сыновей Хама. Это имя стоит в Библии в близкой связи с Мицраимом, т.е. Египтом; в клинописях слово Кузи (Хуш) помещено рядом с Музур (Мицраим). Следовательно Хуш обозначает народ, живший по соседству с Египтом. Это подтверждается тем, что титул: «царь Египта и Хуша» в клинописях чередуется с титулом «царь Египта и Милухи» (вероятно, Мероэ). Хуш обозначает Эфиопию к югу от Египта; в Ветхом Завете Египет и Эфиопия (Хуш) часто упоминаются вместе (Ис. 20.3 и дал., Иер. 46:8 и дал.) В некоторых местах слово Хуш, вероятно, нужно понимать в более широком значении, как южные народы вообще. В таком смысле некоторые толкуют слово Хуш в Быт. 10:8 и 2: 13). Цаан  (Мих. 1:11). См «Ценан» Цаанним.  См «Цананним .  Цананним, место в колене Неффалимовом (И Нав 19:33), вероятно, то же место, что и Цаанним, где кенеянин Хевер раскинул свой шатер (Суд 4:11). Цапля  (Лев. 11:19). См «Нист». Цареда,  родина царя Иеровоама 1. (3 Цар. 11:26)   Царедворец  обозначает: 1) начальника с телохранителей, его дом был соединен тюрьмой (Быт. 37:36; 4 Цар. 25:8); 2) начальника дворца, основ, текст — «над домом» (3Цар. 4:6; 4 Цар. г8: 18) и 3) начальника волхвов. См. «Волхв». Царера  (Суд 7:22). См. «Цареда». Цари и земля Израилева  — евр. мелех Исраэль и Арец Исраэль.  Цари и земля Израилева. После судей израильский народ стал управляться царями. Три первых из них: Саул, Давид и Соломон, царствовали над всем, еще не разделенным Израилем. После смерти Соломона, при его сыне Ровоаме, отпали 10 колен в 975 г. до Р.Хр. и создали особое царство, называемое Израильским Только 2 колена, Иудино и Вениаминово, остались верными дому Давида и составили царство, называемое Иудейским (3 Цар 12.23; 4 Цар 11:12) Впоследствии большая часть колена Вениаминова соединилась с северным царством, или царством Израильским, и только южная его часть со столицею Иерусалимом принадлежала Иудейскому царству (Срав 3Цар. 15:22). Но Иудейскому царству принадлежали еще владения Дана и Симеона — природные границы были причиной этого; этим коленам было невозможно присоединиться к Израильскому царству, т. к. они были отделены от него могущественной Иудейской страной. Города колена Данова: Цора и Аиалон причисляются к коленам Иудину и Вениаминову (2) Пар 11:10); также Секе-лаг и Вирсавия, принадлежавшие колену Симеонову, считались за Иудеей (1 Цар 27.6; 3Цар. 19:3). Израильское царство было гораздо больше и многолюднее Иудейского. По «Библейскому атласу» Киперта, площадь Израильского царства была в 3 раза больше площади царства Иудейского.  Если предположить, что отношение между способными к войне мужами и всем народам равно 1 к 5, то количество всего населения выразится числом 6.500.000 чел.  Израильское (север.) царство иногда называется пророками Ефремом, потому что колено Ефремове занимало первенствующее место среди остальных. В колене Ефремовом находился также город Самария, который одно время был столицей царства. (См. Ос. 6; 7; 8; Ис. 11:13 и другие места).  О количестве населения этих двух царств нет определенных сведений, но можно все-таки вывести некоторые заключения, принимая в расчет число воинов; счисление Давида дало 800.000 мужей способных к войне из израильтян и 500000 из иудеев (2 Цар. 24:9) или, по 1 Пар. 21:5 — 1.100.000 израильтян и 470.000 иудеев. Иеровоам имел войско в 800.000 мужей, иудейский царь Авия 400.000 (2 Пар. 13:3). Эти цифры указывают на население в 5.000.000 человек. Страна, в границах которой жила и двигалась вся эта масса людей, была совсем незначительной, по сравнению с теми могущественными государствами, которые ее окружали. Вся израильская земля, т.е. оба царства вместе, занимали площадь, равную 40.000-50.000 кв. километров, — ничто, по сравнению, например, с Аравией, занимающей пространство в 5 млн. км2. Северная и средняя части Ханаана были, без сомнения, самые плодородные. Но насколько царство Израильское имело больше преимуществ в отношении границ и количества населения, настолько оно уступало Иудейскому царству по своей внутренней силе Во все время 250-летнего существования царства Израильского мы видим постоянные внутренние междоусобицы, частую смену царей, безнравственность и идолопоклонство За это время царство управлялось 19 царями, принадлежавшими к 9 различным княжеским домам Все они, без исключения, были безбожниками Иудейское же царство, существовавшее 387 лет после разделения, в течение всего времени, управлялось 19 царями, исключительно из дома Давидова, и некоторые из них были «мужами по сердцу Господа» Столицей Израильского царства были поочередно Сихем, Фирца и Самария Отделение от святыни Иерусалима, внутренние раздоры, вызванные борьбой партий и частые нападения внешних врагов с разных сторон сделали то, что разложение здесь произошло гораздо раньше, чем в Иудее. В 721 году до РХр. последний царь Осия был уведен в плен, вместе с большей частью народа, часть которого уже ранее была выселена Самария пала и Израильское царство прекратило свое существование Северные колена, как целый народ, больше не возвратились из плена Те же отдельные группы, которые возвращались, смешались с потомками Иуды и Вениамина Но и в то темное время упадка пророки смотрели на оба разделенные друг от друга народа, как на ветви одного и того же «народа Божия», на «два дома Израиля» (Ис-8 14) Иезекииль же пророчествует о времени, когда оба народа будут составлять одно, под властью одного царя, Давида (Иез 37 15-28) Царица Неба,  см. «Астарта». Царская долина  — евр. Эмек амехех. Царская долина или долина Шаве — место, где Авраам был встречен содомским царем. Туда же вышел Мелхиседек благословить его (Быт. 14:17). Полагают, что это была Кедронская долина, на восток от Иерусалима. В этой царской долине Авессалом поставил себе памятник (2 Цар. 18:18). Царство Божие.  См. «Царство небесное». Царство мертвых.  См. «Ад». Царство Небесное  - евр. Макат Шамаит.  Царство Небесное, собственно «Царство Небес» (Мат. 3:2), название, которое встречается только у евангелиста Матфея; предсказано Даниилом (Дан. 2:44; 7:13 и дал.), чаще называется Царством Божиим (Мат. 12:28; Map. 1:14 и дал.; Лук. 6:20; Иоан. 3:3; Рим. 14:17) и изредка Царством Христа (Лук. 1:33; Еф. 5:5; Кол. 1:13). Некоторые придерживаются того мнения, что Царство Небесное и Царство Божие исключительно обозначают то Царство Христа, которое явится в будущем; конечно, многие места Писания должны пониматься так, например, Мат. 8:11; 13:43; 16:28; 25:1,34; Map . 14:25; Лук. 13:29; 19:11; 22:16, 18; Мат. 6:10 и также то место, где Павел выражает надежду, что Господь избавит его от зла и сохранит для Своего Царства (2 Тим. 4:18; Срав. 2 Тим. 4:1). Но верно и то, что эти слова в некоторых местах Писания обозначают уже существующее здесь на земле Царство Божие, а также и господство Христа над душами: «Праведность, мир и радость в Духе Святом (Рим, 14:17) объединяются словами «Царство Небесное» или «Царство Божие». Когда, например, Христос говорит: «приблизилось Царство Небесное» (Мат. 4:17; 10:7), достигло до вас «Царствие Божие» (Мат. 12:28), или, «отнимется от вас Царствие Божие» (Мат, 21:43), «Царство Небесное силою берется» (Мат. 11:12). «всякий усилием входит в него (в Царствие Божие (Лук. 16:16) или когда Христос говорит книжнику: «недалеко ты от Царствия Божия» (Map. 12:34), и когда Павел побуждает верующих благодарить Отца, Который избавил их от власти тьмы и ввел в Царство Сына Своего (Кол. 1:13), то ясно, что эти места нельзя понимать в смысле будущего царства, но царства, существующего уже теперь. В противовес мнению фарисеев, что Царство Божие приидет приметным образом, Иисус говорит, что Царствие Божие внутри них (Лук. 17:21). Посреди них было Царство Мессии, потому что Христос был и действовал среди них (Иоан. 1:26). Там, где находится Он, законный Царь, поддерживающий Свое Царство, назначенный для того Своим Отцом (Лук. 22:29), — там и было видимое Царство Мессии (которое Он окончательно установит при Своем втором пришествии) в первоначальной форме, подобно семени, горчичному зерну, закваске и т.д.» (Меиер). И это Царство Мессии или Небесное Царство, короче говоря, есть подчинение всего Богу через Христа, так что «Бог будет все во всем» (1 Кор 15:25 и дал.). Цартан.  1) Место близ города Адама, где остановились воды Иордана при переходе израильтян; может быть, то же, что  2) Цартан близ Сокхофа, в окрестностях которого Соломон отливал в глинистой земле разные вещи из меди для храма (3 Цар. 7:46) и то же, что  3) Цартан в 3 Цар. 4:12, близ Беф-Сана, в верхней Иорданской долине.  4) Цартан (3Цар. 7:46). См. «Цереда». Царь  — евр. мелех.  Царь. Это слово в Священном Писании не всегда обозначает властелина большой области. Отдельные города или города с прилежащими селами имели своих собственных царей. Нередко царями называли таких лиц, которых мы назвали бы начальниками или предводителями. Этим объясняется, почему небольшой Ханаан имел множество царей, из которых 31 были побеждены Иисусом Навином (И. Нав. 12:9 и дал.), а остальные бежали от него. Адони-Везек, самый могущественный из хананейских царей, говорит о 70 царях, которых он покорял и отрубил им пальцы (Суд. 1:7; Срав. 3 Цар, 4: 24).  Израильтянами управляли сперва старейшины, например, в Египте, затем вожди, избранные Богом, например, Моисей и Иисус Навин, и, впоследствии, судьи, например, Гедеон и Самуил. Эти вожди и судьи не были властителями народа, как цари у язычников. Гедеон отказался от предложенной ему царской власти, потому что только один Иегова должен был быть Владыкой народа.  Израильтяне имели теократический образ правления, т.е. их главою был Бог (даже в вопросах, касающихся политики), Который управлял народом посредством данных Им законов и тех представителей, которых Он избрал, чтобы творить суд и расправу (Суд. 8:23; Втор. 33:5). Недовольный плохим управлением Иоиля и Авии, сыновей Самуила, и боясь аммонитского царя Нааса, народ стал просить у Самуила царя (1 Цар. 8:5; 12:12). Их просьба была неугодна Богу, так как этим израильтяне изменнически и мятежно отказались от Его непосредственного управления (1 Цар. 8:7). Несмотря на это, Бог дал им царя. В законе такой случай был предвиден (Втор. 17:14 и дал.); в нем указывалось на то, что царь должен изучать Закон Господень и поступать по нему, чтобы в будущем для Израиля остались в силе слова: «Господь — судья наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш» (Ис. 33:22); свобода царя была ограничена законом: он не мог быть иностранцем; ему воспрещалось заводить для себя множество коней, иметь много жен и умножать себе серебра и- золота (Втор. 17). Страх Божий должен был быть его основным законом, следовательно, идолопоклонство было государственной изменой. Пророк или первосвященник Божий помазывал царя, возлагал венец на его голову и давал ему скипетр в руки (1 Цар. 10:1; 12:12 и дал.; 3 Цар. 1:39,45; 4 Цар. 9:1 и дал.; 11:12; Пс. 20:4). Через Своих священников и пророков Бог давал нужные и испрошенные указания, касающиеся государственных дел; и эти орудия Божий (пророки и священники) имели большое влияние на историю народа. О Иудейских и Израильских царях см. «Цари и земля Израилева». Цафнаф-пансах.  См. «Иосиф 1.» Цветок кипера  (Евр. кофер, араб, ал-хенна), куст около 3,3 м вышины (Lawsonia inermls ) из семейства Lythra ria с благоухающими светло-желтоватыми цветами, напоминающими виноградную кисть. Его родина в Ост-Иидии, Персии, Сирии и Египте. Египтянки носили эти цветы на груди; аравитянки до сих пор красят отваром из листьев этого растения ногти, концы пальцев, лицо и ноги. Иногда можно встретить девушек, у которых руки так окрашены этим растением, как будто они в перчатках. Полагают, что в Песн. П. 1:13; 4:13 говорится про это растение. Цветок  — евр. ховацелет-шарои. Цветы в Сароне (Песни П. 2:1) считают, что это нарциссы, которые вместе с другими растениями из семейства лилии, покрывают весною Сарон чудными коврами; у Ис. 35:1 они называются нарциссами. Цевоим.  1) Долина в колене Вениаминовом, простирающаяся почти до Иерихонской пустыни (1 Цар. 13:18).  2) Один из городов, которые были истреблены вместе с Содомом (Быт. 10:19; 14:2-8; Втор. 29:23; Ос. 11:8). Цедад,  место на северной границе Ханаана (Чис. 34:8; Иез. 47:15). Цела,  город в колене Вениаминовом (И. Нав. 18:28); где Кис, отец Саула, имел семейную могилу, в которой были погребены Саул и Ионафан (2 Цар-21:14). Целцаха,  место на границе колена Вениаминова, близ гроба Рахили (1 Цар. 10:2). Цемараим,  город в колене Вениаминовом (Ис. Нав. 18:22). Цемараимская гора,  расположена в гористой части колена Ефремова (2 Пар. 13:4). Цемарей  (Быт. 10:18; 1 Пар. 1:16), хананейское племя в северном Ханаане. Следы этого названия находят в «Сумра», развалины к северу от Ливана. Ценан,  юрод в низменной части Иудеи (И. Нав. 15:37); у Мих 1:11 он назван Цааном. Церуа.  мать Иеровоама, сына Наватова (3Цар. 11:26). Цефат,  долина близ Мареши, к юго-западу от Иерусалима, где Аса разбил эфиоплянина Зарая (2 Пар. 14:10). Цефаф  - Цефат. Цефаф,  хананейский царский город на южной границе Иудеи. Он был завоеван после смерти Иисуса Навина и впоследствии назван Хорма, т.е. опустошение (Суд. 1:17), под каковым названием он обыкновенно и упоминается (И. Нав. 12:14; 15:30; 19:4, и даже в Чис. 21:3). Здесь израильтяне были отброшены при своей первой попытке проникнуть в Палестину Чис. 14:40 и дал.; Втор. 1:44). Следы этого названия одни находят в горном ущелье Сафа в расстоянии 30 км. к юго-западу от Мертвого моря; другие же видят его в Себете, расположенном в 70 км. к югу от Газы, где имеются значительные остатки башен, стен и водоемов. Цивеон,  евеянин, отец Аны (Быт. 36:2), вероятно, то же, что и Цивеон. хорреянин, сын Сеира (ст. 20:24, 29). Цивья  (газель) из Вирсавии, мать Иудейского царя Иоаса (4 Цар. 12:1). Циддим,  укрепленный город в колене Неффалимовом (И. Нав. 19:35). Циклаг  (Секелаг), город в пределе колена Иудина (И. Нав. 15:31), предназначенный колену Симеонову (19:5). Он находился в руках филистимлян во время Саула; Анхус отдал его Давиду, который жил там некоторые время. Впоследствии город был имением иудейских царей (1 Цар. 27:6; 2 Цар. 1:1; 4:10) Однажды в отсутствие Давида он был ограблен амаликитянами, которые были наказаны за это Давидом (1 Цар. 30). После плена евреи поселились также в Циклаге. Цилла,  одна из двух жен Ламеха, мать Тувалкаина (Быт. 4:19 и дал.). Цифрон,  одно из северных пограничных мест Ханаана близ Цедада (Лев. 34:8, 9). Циц,  возвышенность близ Фекоя, где Иосафат разбил аммонитян и моавитян (2Пар. 20:16).  Цоан, древний город в Египте (Чис. 13:23; Ис. 30:4); в нем совершились некоторые из чудес Моисея (Пс. 77: 12,43); князей этого города пророк Исайя называет «обезумевшими» (Ис. 19:11,13); Господь угрожает истребить Цоан огнем (Иез. 30:14). Цоан то же, что упоминаемый греками царский город Танис, у Таинского рукава Нила. Теперь он представляет груды развалин, обелисков и т. п., которые еще носят прежнее название — Цоан. Срав. «Фараон» и «Рамзес». Цора,  город в колене Иудином или Да-новом, родина Маноя и Самсона (Суд. 13:2,215; 16:31; 2
на заглавную О сайте10 самыхСловариОбратная связь к началу страницы
© 2008-2014

online
magazines pdf download
download magazine pdf
download ebooks pdf
XHTML | CSS
1.8.11