Онлайн словарь
А
АА

Аарон-44

[loadfile: templates/common/google_ads.txt is empty]
 
е (Пс. 105:30 и дал.).  2) Один из сыновей Илия. См. «Офин». Финик  (Деян. 27:12), гавань на южном берегу Крита (теперь называется Лютро), куда корабль с Павлом и другими узниками, носимый по морю ветром, напрасно старался пристать. Финикия  (Деян. 11:10; 15:3). В широком смысле слова этим названием обозначалась узкая прибрежная полоса вдоль всего восточного побережья Средиземного моря, от Антиохии до Египта, но собственно Финикия состояла из прибрежных областей, принадлежавших городам Тиру и Сидону. Народ был хананейского племени; женщина, которая у ев. Марка названа сирофиникиянкой ( Map . 7:26), у Матфея называется хананеянкой (Мат. 15:22). Финикия была частью земли ханаанской, которая была дана евреям в наследие, но колена, которые должны были занять эту область, именно, — Дан, Асир и Неффалим, — не изгнали финикиян, и те остались жить по соседству с израильтянами, сохранив свою независимость во времена Иисуса Навила, а также Давида, Соломона и последующих царей. Наконец, они были покорены ассирийскими и вавилонскими царями, а затем подпали последовательно под власть персов, греков и римлян  Долгое время финикийцы славились богатством, образованностью и могуществом. Это государство представляло союз торговых городов, например, Тир, Сидон, Берутта, причем каждый из союзных городов вместе с принадлежавшей ему областью имел своего правителя.  Эта страна, расположенная между Средиземным морем и возвышенностями Ливана, была хорошо орошена и поэтому плодородна. На возвышенных мостах финикийцы занимались земледелием Они были первыми мореплавателями, которые, оставив родные берега, переплывали Средиземное море и распространили свою торговлю и колонии на далекие берега Европы и Африки На их рынках выменивались товары из всех известных стран (Иез. 27). Карфаген, ранний соперник Рима, был финикийской колонией; их колониями были также Кадикс и Фарсис в Испании (Иез. 38:13). Их язык имел большое сходство с еврейским; следы от него сохранились до сих пор в названиях различных испанских городов. Соломон нанимал из Финикии мастеров и рабочих для постройки храма и для снаряжения своих торговых судов. Финикийцы пользуются всеобщей известностью также благодаря своим многочисленным открытиям и изобретениям. Они изобрели стекло, чеканили монету, ткали пурпуровую ткань. Самое замечательное из их изобретений — это алфавит. До того писали при помощи различных знаков — иероглифами и клинописью. См. «Египет». Алфавит перешел от них к евреям, грекам, римлянам и нашим предкам. В отношении честности финикийцы пользовались дурной славой; « punlca fldes« — финикийская честность — невысоко ценилась римлянами. До сих пор еще народ, который живет в прежней Финикии, дерзок, нагл и вообще не заслуживает доверия. Фирас  (Тирас), младший из синовей Иафета (Быт. 10:2). Фирца  — Тирца.  Фирца — ханаан. царский город, покоренный Иисусом Навином (И. Нав. 12:24). Он был известен своей красотой (Песн. П. 6:4). В этом городе жили израильские цари со времени Иеровоама до тех пор, пока Фирца не была разрушена во время войны между Замврием и Амврием, после чего последний построил Самарию (3 Цар. 14:17; 15:21; 33, 4 Цар. 15:14 и дал; 3 Цар. 16:6,23). Предполагают, что теперешняя местность Таллуца к северу от горы Гевала, является прежним местоположением Фирцы. Фисон  (Пишон), одна из рек Едема (Быт. 2:11). См. «Едем 1» и «Хвила 1». Фисташковые орехи  растут в Сирии, Индии и т. д. Фихол  (Пихоль), военачальник царя Авемилеха (Быт. 21-22; 26:26). Флегонт,  христианин в Риме, которого Павел приветствует (Рим 16-14)  Фогарма — Тогарма. Фогарма,  один из сыновей Гоморра, а также племя Иафетян (Быт. 10:3), жившее на далеком севере (Иез. 38: 6), откуда они приводили на рынки Тира лошадей и лошаков (27:14). Эти места указывают на Армению, славившуюся в древности коннозаводством. Фой  — Той. Фой, царь имафский, послал Иорама, сына своего к Давиду с ценными дарами, чтобы поздравить его с победой над Адраазаром (2 Цар. 8:9; 1 Пар 18:9 и дал.). Фола  (Тола). 1) Старший сын Иссахара (Быт. 46:13; Чис. 26.23).  2) Сын Фуи из колена Иссахарова, жил в Шамире и судил израильтян в продолжение 23 лет после Авимелеха (Суд. 10:1,2). Фома,  т е. близнец, один из двенадцати апостолов (Мат. 10-3; Map. 3:18; Лук. 6:15; Деян. 1:13) Евангелие от Иоан -на отмечает три черты, выявляющие его характер. В Иоан. 11:16 он видит опасность, но все-таки готов следовать на смерть за своим Наставником. В 14:5, он сомневался, как ученики могут знать путь, не зная, куда идет Наставник. В 20:25, услышав о явлении Воскресшего Господа Иисуса Христа, он требовал осязательных доказательств для того, чтобы поверить в невероятное, т.е. увидеть живого Христа, крестный образ Которого врезался в его сердце. Неделю спустя Воскресший Господь явился ученикам и предложил Фоме вложить перст в Его раны, Фома ответил: «Господь мой и Бог мой!» Иисус сказал: «Блаженны не видевшие и уверовавшие (ст. 26 и дал). Фома присутствовал также при явлении Христа у Тивериадского озера (21-2 и дал.). Фома обладал склонной к скептицизму натурой и видел часто во всем лишь темные стороны, но в то же время был беззаветно предан своему Наставнику. Он не удовлетворился свидетельством других о дивном факте воскресения, которое в его представлении, как и в представлении прочих учеников, являлось чем-то странным и невероятным: о«, как и прочие ученики, нуждался в осязательных доказательствах, которые они и получили; на это указывает Иоанн в 1 Иоан. 1:1. Чем более размышляешь об этом, тем яснее становится тщетность попыток некоторых безумцев объяснить воскресение Христа самообманом, например, Ренан пытается уверить своих читателей, что выдумка о воскресении Христа принадлежит Марии Магдалине», и что «после Иисуса Мария Магдалина более всего сделала для основания христианства» — Пример Фомы учит нас противоположному. Фортунат.  См. «Ахаик» Фригия,  расположенная высоко в горах провинция внутри М. Азии между Вифинией на севере и Писидией на юге, богатая хлебом и вином, и известная хорошим скотом Из городов Фригии в Библии упоминаются Лаодикия, Иераполь и Колоссы. В первую Пятидесятницу в Иерусалиме находились евреи также и из Фригии (Деян. 2: 10) Павел проезжал через Фригию два раза (Деян. 16:6, 18:23). Фуа.  См. «Шифра». Фувал  — Туваль.  Фувал, пятый сын Иафета (Быт. 10:2), по Ис. 66:19 — народ, живущий среди далеких язычников, а по Иез. 27:13 торгующий с Тиром. В Иез. 38:2 и 39:1 этот народ упоминается среди подчиненных Геи у Срав. 32:26. По общему мнению, название Фувал обозначает упоминавшийся древними народ тибаренский, населявший южное побережье Черного моря и в клинописях называвшийся «Табал». Фул  1 ассирийский царь, который пошел на землю Израилеву, но получив тысячу талантов серебра, возвратился обратно (4 Цар. 15:19) Так как имени Фул не оказалось в списках ассирийских царей (хотя он упоминается у Берозуса под именем Фула, по как вавилонский царь, то предполагали, что Фул — другое имя какого-либо из перечисленных в списках царей, а именно Феглаффелласара, который, как предполагают, до воцарения назывался Фулом, но срав. 1 Пар. 5:26. Фура  (Пура), слуга Гедеона, последовал за ним в лагерь мадианитян (Суд. 7: 10 и дал.). Фут.  См. «Ливия». Футиил  (Путиэль), тесть Елеазара, сына Аарона (Исх 6-25) Хавила.  1) Земля, богатая золотом, которую обтекала райская река Фисон (Быт. 2:11). Предполагают, что это Кавказ (Колхида), населенный народом Хвалиссами. По их имени Каспийское море называли Хвалынским морем. Другие же ищут Хавилу в Персии или Индии; срав. «Едем».  2) Сын Хуша (Быт. 10:7).  3) Один из сыновей Иоктана (Быт. 10:29).  4) «От Хавила до Сура» граница владений измаильтян (Быт. 25:18) и амаликитян (1 Цар. 15:7). Из этого можно заключить, что Хавила находится в восточной части Аравии. Хавор.  См. «Ховар». Хагаб.  См. «Саранча». Хадаша,  город в уделе колена Иудина (И. Нав. 15:37). Халад,  город в колене Вениаминовом близ Лода и Оно (Езд. 2:23; Неем. 7: 37; 11:34). Хадрах,  земля или страна, о которой пророчествует Захария (9:1); по мнению некоторых, это Дамасская Сирия, другие полагают, что это мистическое название Персии: сильный-слабый. Хазва  (Чис. 25:15). См. «Зимри». Халван,  одна из составных частей святого курительного состава (Исх. 30: 34). Халван — род канифоли светло-желтого цвета; он горек на вкус и имеет отвратительный запах. Древние употребляли его, как средство против насекомых, для выкуривания пчел и т.д. Он получается из различных кустов и растений, как, например, бубон (Bubon galbanum ) в Африке, гальбан ( galbanum officinale ) в Сирии и т. д. Халдеи  (Дан. 2:2). См. «Звезды». Халдея  (Быт. 11:28) — земля халдеев (Иер. 50). По описании древних географов, она находилась около Персидского залива и граничила с Аравией, т.е. представляла, приблизительно, южную часть Вавилонских владений, обозначая все Вавилонское царство (См. «Вавилон»). Халдеи, евр. Касдим, описываются, как дикий и жестокий народ (Авв. 1 :б и дал.; Иов. 1:17). В ассирийских записях они называются Калдим или Калдиай, и провинция Вавилония названа там «мат Калду», т.е. страна Халдеев.  Халдеи в некоторых местах Библии обозначают ученых людей, особенно астрологов. Наименование этих ученых халдеями произошло потому что вавилоняне ревностно изучали астрономию и т. п. науки. См. Дан. 2:2 и дал. Халев  — Калев.  Халев, сын Иефоннии (Чис. 13:7), названный Кенезеянином (Чис. 32:12; И. Нав. 14:6), один из соглядатаев.  После разведки только он и Иисус Навин ободряли народ, убеждая вступить в Ханаанскую землю (Чис. 13:31: 14: 6). За его полное повиновение Богу только он вместе с Иисусом Навином из всего старшего поколения сынов израилевых вступили в Обетованную землю (Чис. 14:24-30; 14:38; 26:25; Втор. 1:36). Он участвовал в дележе земли (Чис. 34:19) и получил во владение Хеврон с его окрестностями (И. Нав. 14:9 и дал.), который он должен был завоевать у сынов Енаковых (И. Нав. 15:13 и дал.). Хеврон впоследствии стал городом левитов, но его окрестностями с принадлежавшими им небольшими городами владели потомки Халева (И. Нав. 21:11 и дал.).  Владение Халева увеличилось (И. Нав. 15-15 и дал.). Впоследствии оно стало называться Халевом (1 Цар. 30: 14) или Халев-Ефрафой (1 Пар. 2: 24). Халколиван  (Отк. 1:15; 2:18) обозначает какой-то ценный металл или сплав металлов, который излучал яркий блеск. Его сравнивают с упоминаемой у Езд. 8:27 «лучшей блестящей медью», Дан. 10:6 «блестящая медь» и с Иез. 1:4,27; 8:2, где это еврейское слово «Хашмал» переведено словами «огонь», «свет пламени». Халах,  одно из тех мест, куда были отведены 10 племен (1 Пар. 5:26; 4 Цар. 17:6; 18:11); может быть, это Халкида, провинция в Месопотамии, упоминаемая Птолемеем.  Халке, один из городов Нимрода в земле Сеннаар (Быт. 10:10; Ис. 10:9) у Ам. 6:2 называется Калне и у Иез. 27:23 Хане(?). Халхул,  город в гористой части Иудеи (И Нав. 15:58) В настоящее время, недалеко от селения Халхул в северном направлении от Хеврона находятся развалины, где показывают также гроб пророка Ионы «неби Юнус» (вероятно, развалины магометанской мечети). Халкедон.  См. «Драгоценные камни». Хам,  т. е. жаркий, один из сыновей Ноя (Быт. 9:18); он известен своим непочтительным отношением к отцу и тем, что своим поступком навлек проклятие Ноя на своего сына Ханаана (9:20 и дал.). Сыновья Хама назывались: Хуш, Мицроим, Фут и Ханаан (Быт. 10:6). Хаммон.  1) Город в колене Асировом (И. Нав. 19:28). Думают, что это теперешнее небольшое селение Хамул, почти в двух км. к югу от Тира.  2) Укрепленный город в колене Неффалимовом (1 Пар. 6:76) называемый также Хамаф (И. Нав. 19:35), Хамос  — Кемош.  Хамос, главный идол моавитян (Чис. 21:29). Служение ему было введено в Иерусалиме Соломоном (3 Цар. 11 -7), но было уничтожено Иосией (4 Цар 23: 13) Хамосу, как и Молоху, приносились человеческие жертвы (4 Цар, 3: 27: Срав. Ам, 2.1). Моавитяне называются «народом Хамоса» в Чис. 21: 29. Хамоф-Дор  (Хамот-Дор) (И. Нав. 21: 32). Думают, что он находился близ теплых источников, в южном направлении от Тивериады Хамоф.  См. «Хаммон» Хамоф-Дар.  См «Хаммон». Ханаан  — Кнаан  Ханаан 1) Сын Хама, внук Ноя (Быт 9:18) праотец финикийцев (Сидон) и хананеев (Быт. 10:15 и дал.). То проклятие, которые Ной изрек Хаму, обрушилось на Ханаана потому что Ханаан, как думают евреи, участвовал в грехе отца (Быт. 9:20 и дал ).  2) По мнению некоторых, слово Ханаан означает низменность; вначале так называлась низменная полоса вдоль Средиземного моря, где жили хананеяне в узком значении этого слова Эта местность составляла часть всего Ханаана, куда входила и нагорная страна (См Чис 13:30; И. Нав 11:3). Этим именем называлась Финикия (Ис 23-11) и земля филистимская (Соф 2.5)  3) Впоследствии название Ханаан (в широком значении) стало применяться ко всей Ханаанской земле на запад от Иордана, в противоположность стране Галелеи, к югу от Иордана Колена Рувимово и Гадово поселились в 11 ране Галаад, и остальные колена пошли в Ханаанскую землю (Срав. Чис 32.29 и дал.; И. Нав. 22-9, 32) Следовательно, Ханааном называлась страна между Средиземным морем и Иорданом, от Ливана до потока Египетского (Чис 33:51; 34:1 и дал., 35.10, 14) О других названиях Ханаана см «Палестина».  Земля Ханаанская была покорена и разделена Иисусом Навином, который ветел сделать описание этой страны (И. Нав 18.4 и дал)  В храме Карнака в Египте недавно найдено описание 118 или 119 городов Ханаана, которые, как думают, были покорены египетским царем Тотмесом 3, до времени Иисуса Навина Это самое раннее известие о Ханаанских городах до дней Иисуса Навина Хананела,  башня на городской стене Иерусалима (Неем 3:1, 12:39). Хананеяне  - кнаниим  Хананеяне Это слово является 1) названием всех языческих народов: хетеев, иевусеев, амореев и т.д. (Быт. 10:15 и дал.), которые жили в Ханаане до покорения его евреями и которые, наполнив меру своих грехов, были осуждены Богом на истребление Израилем Но Израиль не истребил их. поголовно, а оставил часть из них Суд 1 -21, 27 и дал ) на горе и как сеть для себя (Суд. 3:5 и дал.)  2) Этим словом называется один из упомянутых народов — хананеяне, в узком смысле слова (Быт. 15:21), жившие у берега моря и около Иордана (И. Нав 11.3, Чис. 13:30) Вероятно, это были финикийцы — торговый народ, населявший побережье Средиземного моря к северу от Кармила. Срав. И Нав. 5:1: 13-4; Ис. 23: 11; Авд. 20 — земля Ханаанская до Сарепты, Мат. 15 22. Поэтому слово хананеянин иногда употребляется в значении купца, торговца. Срав. Ис. 23:8, Иез. 17-4; Прит. 31:24 и дал. Ханани,  брат Неемии, сообщивший последнему о бедственном положении Иерусалима (Неем 1:1 и дал.). Впоследствии ему было поручено наблюдение за городскими воротами (7:2 и дал.). Ханания,  начальник Иерусалимской крепости времен Неемии, верный и боящийся Бога человек (Неем. 7-2). Хане.  См «Халде». Ханес  (Ис. 30:4), город в Египте, быть может, тот же, что и Анизис у Геродота или Гераклеополь в среднем Египте. Ханох.  1) Первый сын Рувима (Быт. 46:9).  2) Один из сыновей Мадиана (Быт. 25:4) Харбона  (Есф. 7.9) рассказал царю Артаксерксу о виселице, поставленной у дома Амана для Мардохея. Евреи вспоминают е: о во время праздника Пурим. Харгол.  См. «Саранча». Харод,  источник и местность близ Изрееля, у подножия горы Галаад, может быть, обильный водою источник Айн-Джалуд, недалеко на восток от Изрееля (Срав. 1 Цар. 29:1). Возможно, что герои Давида — хародитяне — были из этой местности (2 Цар. 23: 25). Харошев-Гоим,  родина Сисары в Галиме (Суд 4:2, 13, 16), вероятно, теперешнее село Хартиже, к юго-востоку от Хайфы, у подножия Кармила Харран,  место, где жил Авраам после выхода из Ура халдейского, до переселения в Ханаан (Быт 11:31 и дал.; 12.5) Вероятно, это Харран, римский Каррэ (в Деян. 7.4 — Харран) в северо-западной части Месопотамии, между Евфратом и Хавором. Из этого «города Нахорова» Исаак получил себе жену (Быт 24:10: срав. 27:43). Сюда бежал Иаков от Исава (28:10). Город торговал с Тиром (Иез. 27:23) и был покорен ассирийцами (4 Цар. 19:12). Харшив.  См «Навозные ворота». Хаслев.  См. «Месяцы». Хацар-Гадда,  город в южной Иудее (И. Нав. 15.27). Хацармавеф  (Хацармавет, т. е. двор смерти; Быт. 10:26), третий сын Иоктана, также область в Адрамитии, южной части Аравии, родина ладана. Хацар-Суса,  город в колене Симеоновом (И. Нав. 19:5) Хацер-Шуал,  город в южной Иудее (И. Нав 15:28; Неем. 11:27). Хацацон-Фамара.  См. «Енгедди». Хевер.  1) Внук Асира (Быт. 46-17), праотец поколения Хеверова (Чис. 26: 45).  2) Кенеянин, отделился от кенеян, ушел на юг и поставил свой шатер близ Кадеса в колене Неффалимовом Его жена, Иаиль, убила Сисару (Суд. 4:11, 17 и дал.). Хеврон.  1) Третий сын Каафа (Исх. 6: 18), брат Амрама, отца Моисея (Чис. 3 19, 1 Пар. 23 12)  2) Древний город в гористой части Иудеи. По Чис 13:23, он построен за-7 лет до египетского города Цоана Хеврон расположен в 30-ти км от Иерусалима в южном направлении, почти на 900 метров выше уровня моря. Древнее название этого места было Кириаф-Арба, т.е. город Арба (Быт. 23-1, 35:27; И Нав. 14:15). Здесь раскидывали свои шатры Авраам, Исаак и Иаков (Быт 13-18; 35:27; 37:14). Здесь Авраам купил себе пещеру, где он и покоится со своими потомками (Быт 23:2 и дал.; 25 10; 49:29 и дал ; 50 12 и дал.). Хеврон был взят у хананеян и отдан во владение Халеву (И. Нав 14:13 и дал; 15-13); впоследствии он сделался городом убежища и местом жительства священников, но земля все же принадлежала потомкам Халева (И. Нав. 20:7; 21:11 и дал ). Хеврон был резиденцией Давида в течение 71/2 лет, когда он Царствовал только над коленом Иудиным (2 Цар. 2.3; 5.5). Здесь Авессалом поднял восстание (2 Цар. 15:9 и дал.) Город этот был укреплен Ровоамом (2 Пар. 11.10). После Вавилонского плена он стал называться прежним именем — Кириаф-Арба (Неем. 11: 25) Теперешний Хеврон расположен в долине Вади-эль-Халиль, из которой он поднимается по склону горы Арабы называют этот город Эль-Халиль, т.е. друг, в память друга Божия (Иак. 223), могила которого, как они утверждают, находится в мечети Харама, на восточном склоне долины Там находятся две большие цистерны (водохранилища), обложенные кирпичами; одна из них, расположенная в северной части, имеет 12 саж. 10 верш. (26 м) в длину, другая, в южной части, — 19 саж (40 метр.) в длину Этими цистернами все еще пользуются, несмотря на их древность. Возможно, что последняя цистерна и есть тот «пруд в Хевроне», над которым Давид приказал повесить убийц Иевосфея (2 Цар. 4:12). В городе 9 мечетей и 3 синагоги. Улицы его узки; дома каменные с плоскими крышами, украшенными небольшими куполами Окрестности прекрасны и плодоносны  Холмы засажены роскошными оливковыми рощами; фисташки, гранаты и фиги здесь хорошо произрастают.  Особенно замечателен превосходный крупный виноград, который разводится здесь в изобилии.  В современном Хевроне живут около 40 тысяч арабов, почти все — мусульмане. С 1948-го года Хеврон принадлежал Иордании, в 1967 году был занят израильскими войсками и с тех пор управляется израильской военной администрацией. Арабское население занято в стекольном, гончарном и кожевенном производстве. Хефциба,  мать Манассии (4 Цар. 21:1). Хелбон,  место, откуда привозилось дамасскими купцами в Тир замечательное вино (Иез. 27:18); теперешнее селение Халбун в долине Ливана, в 10-ти км к северу от Дамаска, известно и до сих пор своими виноградниками. Оно встречается в записях Навуходоносора под имением Хилбунув, как место, доставляющее царю в виде дани вино и елей. Хелдай  — прочный (Зах 6:10); в ст. 14 назван Хелем — крепкий; вместе с двумя другими мужами — Товием (Бог благ) и Иедаем (Бог знает) был послан жившими в Вавилоне евреями в Иерусалим с золотом и серебром для постройки храма. В Иерусалиме они были приняты сыном Софонии Иосией (Бог опора), который называется также Хен (благодать). Все эти имена символически обозначают «полноту язычников» и «остаток Израиля». Из этих приношений сделали двойной венец, который возложили на голову первосвященника (Зах. 6:11) и сохранили в храме на память. Хелефеи  (Кретим) и Фелефеи (плетим). Хелефеи и фелефеи, телохранители Давида из критян и филистимлян, которых он набрал себе после того, как покорил филистимлян (2 Цар. 8:18; 15:18; 20:7,23 и т.д.). Срав. «филистимляне». Хелкаф-Хаццурнм  (т.е. поле меча), место близ Гаваона, где произошло кровавое столкновение между 12 слугами Иевосфея и 12 слугами Давида, во время которого все пали (2 Цар. 2: 14 и дал.). Хен.  См. «Хелдай». Херет,  лес в колене Иудином, где прятался Давид (1 Цар. 22:5). Херувим  — Керувим. Херувим был поставлен Богом, чтобы охранять путь к дереву жизни (Быт. 3:24). Золотые изображения херувимов украшали крышку ковчега завета (по одному на двух противоположных узких краях), покрывая ее своими распростертыми крыльями; лица их были обращены друг к другу и склонены вниз, к крышке (Исх. 25:18 и дал.; 37:7 и дал.). На завесе также были вытканы изображения херувимов (Исх. 36:35). В Соломоновом храме, во святом святых стояли две огромных фигуры херувимов из оливкового дерева, обложенные золотом (3 Цар. 6 23 и дал.) Кроме изображения херувимов находились на всех стенах храма и косяках дверей (3Цар. 6:29,32,35; 2 Пар. 3:7), так что херувимы, вместе с львами, волами и пальмами составляли украшение храма (3Цар. 7:29, 36). В псалмах херувимы называются престолом Всевышнего (Пс. 79.2, 98:1). Так как Бог желал являться своему народу над ковчегом завета, то Он часто называется Богом, «сидящим на херувимах» (1 Цар. 4:4; 2 Цар 6.2, 4 Цар. 19:15; Ис. 37:16). В видении Иезекииля херувимы подпирали прозрачный свод, над которым возвышался престол как бы из сапфира, и на нем подобие славы Божией в образе человека, от которого исходило сияние, подобное радуге (Иез. 1:22,26,28; 10:18-20).  Получить ясное понятие о виде херувимов по приведенным выше местам очень трудно. Вообще их понимают как символические изображения славы и силы Иеговы, проявляющейся в Его творении. Известно, что древние народы при совершении своего богослужения имели разные изображения, которые соединяли в себе черты различных животных, символизирующие более высокие и совершенные существа, нежели те, которые их окружали в действительности. Египетские сфинксы, ассирийские крылатые быки с человеческим лицом, грифоны греч. мифов с орлиными крыльями и львиными когтями, которые стерегли золотые сокровища севера и т. д., достаточно говорят об этом. Предполагают, что Моисей, под руководством Божиим, принял эту известную всем евреям идею символического крылатого существа, облагородив и одухотворив эту идею, очистив ее от идольских представлений.  Египтяне также имели священные ковчеги, украшенные окрыленными изображениями, но в этих ковчегах находились кошки, крокодилы и змеи, в качестве предметов поклонения. Ковчег же Завета заключал в себе только закон Божий, написанный на двух каменных скрижалях и сокрытый от всех взоров; над ним восседал Бог, не внутри херувимов, но между ними, не в телесном виде, но невидимый для взора смертных.  С херувимами Иезекииля сравнивают четырех животных в Отк. Иоанна, которые уподоблялись — первое льву, второе — тельцу (быку), третье — человеку, четвертое — летящему орлу, все они, имея крылья и множество глаз, громко и беспрерывно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:6 и дал.).  Следовательно, эти херувимы символически изображают служение Богу всей природы и духовных существ в совокупности, и проявление этого служения в исполнении воли Божией. Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море воспевало хвалебную песнь Богу, и четыре животных говорили: аминь (Отк. 5:13,14), Также Пс. 148 призывает все создание к такому прославлению.  Некоторые же считают херувимов не символами, а настоящими сверхъестественными духовными существами, которые окружают престол Божий. «Херувимы славы» (Евр. 9:5 греч. текст) — не животные, но живые существа.  Относительно значения слова херувим мнения расходятся. Некоторые думают, что оно происходит от слова рахав, т. е. ехать верхом, ездить (если переставить буквы в корне слова, потому что Иегова восседает на них, как на животных или колеснице. Другие производят это слово от карав, т. е. хватать, и сравнивают греческое грипс с германским грип, грипа, гриффин и т.д. Хет,  второй сын Ханаана (Быт. 10:15), праотец Хеттеев, или сынов Хетовых, ханаанский народ в пределах Хеврона (Быт. 15:20; 23:3), который, несмотря на приговор об их истреблении (И. Нав. 3:10), долго еще жил в Палестине (1 Цар. 26:6; 3Цар, 9:20; II : Те хеттеи, о которых говорится в 3 Цар. 10:29 и 4 Цар. 7:6, что они имели своих царей, были, вероятно, другой ветвью того же племени (или другой народ?), жившей к северу от Палестины. Хеттеи.  См. «Хет». Хеттура  (Ктура), вторая жена Авраама, от которой он в своей старости имел много детей (Быт. 25:1). Хецрон,  сын Рувима (Быт. 46:9). Хешмон,  город в южной части Иудеи (И. Нав. 15:27). Хиддекель,  одна из рек Эдема (Быт. 2: 14), называемая Даниилом «большой рекою» (Дан. 10:4), река Тигр, которая отделяла Ассирию от Месопотамии; ее теперешнее название Диджле ясно указывает на древне-еврейское название, а также на его ассирийскую форму — Диглат. Греческое название Тигр, происходит от персидского Тигра. Река берет начало недалеко от истока Евфрата и течет параллельно до слияния с ним. Раньше обе реки были соединены каналами, которые орошали местность, расположенную между ними. Тигр протекает теперь через пустыню. См. «Евфрат». Хидоново гумно.  См. «Нахоново гумно». Хилеон,  сын Елимелеха, муж Орфы (Руф. 1:2 и дал.). Хилкия  (Хелкня), верный первосвященник во времена царя Иосии, который нашел книгу Закона в храме. Он руководил реформационной деятельностью царя Иосии. При нем было совершено торжественное празднование Пасхи (4 Цар. 22:4, 8 и дал.). Хилмад  (Иез. 27:23), местность, которая торговала с Тиром. Хим  — Ким.  Хим (Плеяды), известное созвездие в восточной части небесного свода (Иов. 9:9; Ам. 5:8). В Иов. 38:31 «можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль?», д-р богословия Мелин делает следующее примечание: «Хим, действительно, представляет соединенную группу звезд в количестве около ста, из которых только семь видны невооруженным глазом; это созвездие,_ с центральной звездою Альционой является центром притяжения нашей звездной системы. Созвездие же Орион только кажется соединенной группой, но на самом деле это обособленные звезды». Химам,  селение близ Вифлеема (Иер. 41:17). Хиннереф  — Кинерет.  Хиннереф — укрепленный город в колене Неффалимовом на западном берегу Геннисаретского озера (И. Нав. 19:35); в 11:2 назван Хиннарофом; в 3Цар. 15:20 он назван Киннерофом и, невидимому, обозначает как город, так и его окрестности. Срав. «Геннисарет». Хиннароф.  См. «Хиннереф». Хиос,  теперь Окна, остров в Эгейском море у берегов Ионии, между Лесбосом (Деян. 20:15) и Самосом. Хирам.  1) Царь Тира, который послал работников и древесный материал в Иерусалим (2 Цар. 5:11; 1 Пар. 14:1) сперва для постройки дворца Давиду, другом которого он был до конца его жизни (3Цар. 5:1), затем Соломону для постройки храма (3Цар. 5: 10; 2 Пар. 2), с которым он заключил торговый договор (3 Цар. 5:11 и дал.). Хирам доставил Соломону много материала для построек и подарил ему 120 талантов золота. Соломон отблагодарил его 20 городами в Галилее (3Цар. 9:11,14); но Хирам не был доволен этими городами (3Цар. 9:11 и дал.). Впоследствии Соломон и Хирам соединились для больших торговых экспедиций (3Цар. 9:26 и дал.; 10:11,22; 2 Пар. 8:18). По Иосифу Флавию, Хирам много сделал полезного для своего народа за время своего 34-летнего царствования.  2) Искусный мастер по выделке всяких медных вещей, которого тирский царь Хирам прислал к Соломону. Он был сын вдовы из колена Неффалимова, отец его был медник, житель Тира (3Цар. 7:13 и дал.). Во 2 Пар. 2:13 он назван Хирам-Авия. Хлеб  — евр. лехем. Хлеб пекли, обыкновенно, из пшеничной муки; ячмень употреблялся бедняками, а также во время голодных годов. Мололи вручную, сколько нужно было на день, замешивали тесто и пекли хлебы в печах (Лев. 2:4; 7:9; 26: 26). Квашня упоминается в Исх. 8: 3; 12:34. При выходе из Египта израильтяне возложили на плечи свои квашни и обвязали их одеждами. Когда Авраам увидел, что три шедших мимо мужа решили остановиться у него, то он поспешил в шатер и сказал Саре: «Поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы» (Быт. 18:6). Также волшебница в Аэндоре, увидев Саула ослабевшим, поспешила замесить муки и испекла хлебы (1 Цар. 28:29). Так и теперь простой народ в Палестине ежедневно печет свой хлеб. Печью служит или изогнутый в виде конуса, железный лист, внутри которого разводят огонь, а пекут снаружи, или же глиняный горшок, с отверстием на дне или без него, который нагревается изнутри хворостом, травою и т.п. (Иер. 7:18; Мат, 6:30), также углем или раскаленными в огне камнями. После того, как горшок достаточно нагреется, к его наружным стенам прилепляют раскатанное тесто и через несколько минут хлеб готов. Иногда хлебы пекут прямо на раскаленных углях или камнях. Бывает и так, что печью служит яма в земле, которую сначала раскаляют горючим материалом, а потом к ее краям прилепляют тесто. При этом топливо бывает иногда необыкновенного рода. Однажды в Назарете мне пришлось видеть бедную пекарню, где горючим материалом, на котором пекли хлебы, служил конский навоз. Этот горючий материал избирают потому что он дольше других сохраняет тепло. Иногда в Палестине можно наблюдать старушек и детей, крадущихся вдоль дороги и собирающих этот навоз. Такой способ печения хлеба хорошо объясняет нам Иез. 4:12-15, где пророку в виде особой милости разрешается Господом употребить коровий навоз для печения хлебов. В настоящее время навоз (кизяк) употребляется в некоторых странах для отопления. Большие печи, может быть, подобные нашим, упоминаются у Ос. 7:4,6,7. Специальные пекарни были только в больших городах (Иер. 37: 21; Ос. 7:4). В Быт. 40:1 и далее мы читаем о главном пекаре фараона. Самуил говорит народу, желавшему выбрать царя, что царь возьмет их дочерей в прислуги для варки кушанья и печенья хлеба (1 Цар. 8:13). Хлеб Божий.  См. «Жертва». Хлебное приношение  (по-еврейски минха,) то есть дар — общее название приношений из растений: хлеба, елея, курения, а также соли. Хлебное приношение состояло из растолченных зерен, из колосьев, высушенных на огне (Лев. 2:14) или из мелкой муки (2-1), — в обоих случаях с прибавлением елея и Ливана (Ст. !, 15); также из хлебов, приготовленных тремя способами, а именно: печеных хлебов смешанных с елеем, лепешек помазанных елеем, и печенья, приготовленного в горшке из пшеничной муки с елеем (ст. 4 и дал.). Ко всем этим видам хлебного приношения нужно было добавлять соль (ст. 13), но употребление закваски или меда не допускалось (ст. 11). Хлебное приношение обыкновенно сопровождалось возлиянием, соответствовавшему размеру жертвы (Чис. 28:5 и дал.; 29:6 и дал.)  Хлебное приношение было или самостоятельной жертвой, или же соединено с жертвами всесожжения и заклания. Самостоятельной хлебной жертвой являлась та, которую священник приносил за самого себя (Лев. 6:14), а также приношение ревнования, которое описывается в Чис. 5:15, 25; может быть, также приносили самостоятельно жертвы, описанные в Лев. 2. Кроме того, хлебные жертвы и жертвы возлияния сопровождали ежедневные, субботние и праздничные жертвы, как добровольные, так и по обету, соответственно количеству и роду приносимых в жертву животных, так, например, на одного агнца — 1/10 ефы муки, на одного овна — 2/10 ефы, на вола или тельца 3/10 ефы муки, а также вина и елея по уставу (Чис. 15:4 и дал.; 28:28 и дал.).  При приношении хлебной жертвы исполняющему обязанности священнику предписывалось брать муки с елеем и весь ливан для сожжения, в память и в благоухание приятное Господу, остальное доставалось священникам (Лев. 2:2 и дал.; 6:15 и дал.; 9:17). Исключение составляла жертва, которую священники приносили за себя: ее должно было сжигать целиком (6:22 и дал.). Хлебное приношение (хлебы, лепешки), составлявшие часть мирной жертвы, состояло из пресных хлебов, лепешек из муки, смешанных с елеем; приносящий эту жертву, должен был отдать по одному из всех видов этих хлебов священнику, как дар Господу (7:12 и дал.), остальные же, по всей вероятности, оставались у принесшего для трапезы после жертвоприношения. Особого рода хлебную жертву за грех закон разрешал приносить бедному; если он был в состоянии приносить двух горлиц или двух молодых голубей, то ему разрешалось принести в жертву за грех 1/10 часть ефы пшеничной муки, но без елея и Ливана. Священнику предписывалось взять из этого «полную горсть в память» и сжечь при жертве всесожжения на жертвеннике, остальное же должно было принадлежать священнику, как хлебная жертва (Лев. 5:11 и дал).  Значение хлебной жертвы понимают в том смысле, что она прообразовала плоды святой жизни, которые производила у молящегося благодать примирения. Подобно этому, обращение язычников через свидетельство верующих, представляется, как жертва, благоприятная Богу (Ис. 66:20; Рим. 15:16) Хлебы предложения  — лехем-паним. Хлебы предложения, евр. хлебы лица (Божия), (Исх. 25:30; 35:13; 39:36; 40:4,23, — двенадцать опресноков, каждый весом в 2/10 ефы мелкой пшеничной муки, которые клались перед лицом Божиим в святилище, друг на друга в два ряда по 6 в каждом; поэтому по-еврейски они называются также «хлебами порядка» (1 Пар. 9: 32; 23:29; евр.), на каждый ряд клали чистого ливана, «в память, в жертву Господу» (Лев. 24:5 и дал.). Каждую субботу хлебы предложения заменялись свежими; священники съедали старые, сжигали на жертвеннике ливан и клали свежие хлебы со свежим Ливаном, на стол (Лев. 24:5 и дал.). Заготовление этих хлебов было поручено сынам Каафовым (1 Пар. 9:32). Эти хлебы получил Давид от Ахимелеха и съел их (1 Цар. 21:1 и дал.). Этот случай приводится Христом в защиту учеников, когда те, проходя в субботу засеянными полями, срывали колосья (Мат. 12:1 и дал.; Лук. 6:4).  Эти хлебы предложения считаются символом той духовной пищи, ради которой Христос побуждал учеников подвизаться (Срав. Иоан. 4:32 и дал.; 6:27). Ливан (ладан), полагаемый на хлебы, служит символом того, что истинный духовный плод дается только по молитве; поедание хлебов символизирует духовную радость, которая является следствием посвящения жизни Богу. Хлоя,  христианка, от домашних которой Павел узнал о положении дел в Коринфе (1 Кор. 1:11). Хова,  к северу от Дамаска (Быт. 14:15), местность, до которой Авраам преследовал царей, ограбивших Содом. Ховад  — Ховав.  Ховад, сын Рагуила, шурин Моисея, не согласился на предложение Моисея оставить свою родину и быть проводником израильского народа в пустыне (Чис. 10:29 и дал.). Из Суд. 4:11 заключают, что Ховад все-таки согласился и последовал с израильским народом. Хозай,  автор летописи царствования Манассии (2 Пар 33:19). Холм Божий,  евр. Гиват-Елогим (1 Цар. 10:5), может быть, холм в Гиве Вениаминовой, где филистимляне имели гарнизон и где находилась школа проронив, основанная Самуилом. См. Типа 5». Холм обрезания  (евр. Гиват-ааралот; И. Нав. 5:3) — место обрезания еврейского народа. Впоследствии назван Галгалом. Хомер.  См. «Мера». Хоразин,  город в Галилее, который вместе с Вифсаидой получил грозное предупреждение от Господа (Мат. 11: 21; Лук. 10:13). Следы от него ищут в развалинах Керазе, в часе пути к северу от Тель-Хума (Капернаум?). Хораф  — Керит.  Хораф, поток к востоку от Иордана, близ которого пророк Илия скрывался некоторое время, и куда вороны приносили ему хлеб и мясо (3 Цар. 17: 3-6). Хорив.  См. «Синай». Хорма.  См. «Цефаф». Хоронаим,  город в моавитской стране (Ис. 15:5; Мер. 48:3,5,34), родина Санаваллата (Неем. 2:10?). Хорошие пристани,  залив и гавань близ гор. Ласея на острове Крите, где остановился корабль с Павлом на пути в Рим (Деян. 27:8). Хорреи,  древний народ, живший в земляных пещерах горной страны Сеир, к югу от Мертвого моря (Быт. 14:6); оттуда их изгнали и истребили Идумеи (Втор. 2:12,22), но не целиком, ибо в Быт. 36:20 и дал. перечисляются некоторые хоррейские князья (называемые «сынами Сеира») в земле Едома, вместе с едомскими князьями. Возможно, что в Иов. 24:5 и дал.; 30:3 и дал. описывается бедственное положение остатка хоррейского народа. Ховар  — Квар.  Ховар, река (Иез. 1:1,3), у которой Иезекииль видел некоторые свои видения, и где жили пленные евреи (Иез. 3:15); она является притоком Евфрата, в который впадает при Кархемисе; называется теперь Кабуром. Греки называли эту реку Хабором. Полагают, что это та же река, что и Ховар при реке Гозан (4 Цар. 17:6). Храм  — евр. бейт-микдаш, т. е. дом святилища.  Храм (лат. templum ). Первоначально это слово обозначало отделенный круг для упражнения в искусстве гадания, затем вообще помещение, отделенное для религиозных целей, или здание, посвященное божеству. Этим словом в Библии иногда называются те капища, которые язычники строили для своих богов, например, храм (капище) Навуходоносора в Вавилоне (2 Пар. 36:7); храм Артемиды в Ефесе (Деян. 19:27), как и маленькие серебряные храмы, которые были копией главного (19:24). Однако же идольские храмы часто называются просто домами, например: «Дом Дагона» (1 Пар. 10:10). дом бога Нисроха (4 Цар. 19:13) и т. д. Этим же словом также назывались те помещения, которые израильтянами были посвящены Иегове. Скиния, например, называется домом Господним (1 Цар. 1:7) и храмом (ст. 9; 3:3), также и то святилище, которое было построено в Иерусалиме (3 Цар. 7:21; 4 Цар. 24:13).  Иерусалимский храм (евр. хекал, т.е. чертог, как в Прит. 30:28) называется в Ветхом Завете часто домом Господним (3Цар. 8:10; 2 Пар. 3:1; 5:1), также домом Божиим (Езд. 1: 4; 3:8) и храмом Господним (Срав. Езд. 3:6,11; Агг. 1:2; 2:15). В Новом Завете также встречаются все эти три наименования Иерусалимского храма: «храм Божий» (Мат. 26:61); «храм Господень» (Лук. 1:9); и «дом Божий» (Мат. 12:4); «дом Отца Моего» (Иоан. 2:16) и также просто «храм» (Мат. 23:16; Лук. 11:51; греч. дом). Обыкновенное наименование храма в истории Иисуса и апостолов — «святилище», греч. иерон (Мат. 4:5; Деян. 2:46 и т.д.), изредка «храм Божий» (Мат. 21:12). В новозаветных оборотах речи подлинное (греч.) слово — храм (наос) обыкновенно обозначает самое здание храма (Мат. 23:35; 27: 51; Лук. 1:9) в то время, как более общее слово «хиерон» — святилище употребляется для обозначения принадлежащих к храму притворов; следовательно, повсюду, где говорится о том, что Иисус или апостолы (которые не были еврейскими священниками) входили в храм, учили в храме и т. д. (Мат. 21:12; Лук. 24:53; Деян. 21:26), в переводе это различие исчезает.  Храм является символом 1) храма тела Иисуса Христа (Иоан. 2:19 и дал.), 2) тел и личностей христиан, как храма Божия и обители Святого Духа (1 Кор. 3:!6 и дал.; 6:19; 2 Кор. 6:16): 3) христианской церкви (Еф. 2:21; Отк. 3:12; 2 Фес. 2:4),4) неба— «храм Божий на небе» ((Отк 7:15; 11:19; 16:17; Срав. Пс. 10:4: Авв. 2:20).  В Новом Иерусалиме св. Иоанн не видел храма, ибо Господь Бог Вседержитель— храм его, и Агнец» (Отк. 21:22). Храм Иерусалимский.  Со времени Соломона в Иерусалиме были один за другим три храма, которые нужно различать. Первый храм, построенный Соломоном, существовал с 1004 до 588 г. до Р.Хр. Когда Давид решил построить дом Иегове, то Бог через пророка Нафана удержал его от этого (2 Цар. 7); тогда Давид собрал материал и драгоценности для постройки храма и это дело завещал своему сыну Соломону, когда тот воцарится (1 Пар. 22; 28; 29). Ценность собранного и заготовленного Давидом имущества для постройки храма достигала 10 миллиардов рублей. См. «Соломок». Соломон тотчас же по воцарении приступил к делу; он заключил союз с тирским царем Хирамом, который доставлял ему кедровое и кипарисовое дерево и камень с Ливана, а также послал искусного художника Хирама, чтобы руководить работами (3 Цар. 5; 2 Пар. 2), так что храм начали строить уже на 4 году царствования Соломона, через 480 л [20] после исхода евреев из Египта (3Цар. 6:1), или в 1011 г. до Р.Хр., на холме Мориа в восточной части Иерусалима, на том месте, которое Давид по прекращении моровой язвы, предназначил для этой цели, поставив там жертвенник и совершив жертвоприношение (1 Пар. 21:18 и дал.; 22:1). Здание было готово через семь с половиною лет в 11 году царствования Соломона, т.е. в 1004 г. до Р.Хр. (3Цар. 6:37 и дал.), после чего храм был освящен с большим торжеством (3 Цар. 8; 2 Пар. 5-7).  Для построения храма и его частей Давид оставил Соломону, данный ему Богом, образец (1 Пар. 28:11 и дал.); вообще же храм был устроен по образцу скинии, но только в гораздо большем размере, что усматривается из подробных описаний в 3 Цар. 6; 7:13 и дал.; 2 Пар. 3:4 и далее.  Собственно храм представлял прямоугольное здание из тесанных камней (30 м длины, 10 м ширины и 15 метров высоты во внутренней его части, с плоской кровлей из кедровых бревен и досок. Посредством промежуточной перегородки из кедрового дерева дом был разделен на 2 помещения: внешнее — Святое, 20 м длины, 10 м ширины, 15 м высоты и внутреннее — Святое Святых, 10 метров длины, ширины и высоты, так что сверху Святого Святых оставалось 5 метров до потолка храма, это помещение называлось горницами (1 Пар. 28:11; 2 Пар. 3:9). Изнутри стены были обшиты кедровым деревом с резными изображениями херувимов, пальм, плодов и цветов, сплошь обложенных золотом (3Цар. 6:22). Потолок также был обшит кедровым деревом, а пол — кипарисовым: и тот и другой были обложены золотом. Дверь с дверцами из оливкового дерева, украшенными изображениями херувимов, пальм, цветов и обложенная золотом, представляла вход в Святое Святых. Перед этим входом висела, подобно как и в скинии, завеса из искусно сделанной многоцветной ткани (2 Пар. 3:14), прикрепленная, быть может, к тем золотым цепям, которые были протянуты перед входом в Святое Святых (Давир) по 3 Цар. 6:21. Входом в Святое служила двухстворчатая дверь из кипариса с косяками из оливкового дерева, дверцы которой могли складываться и были украшены подобно двери в Святое Святых.  Перед зда
на заглавную О сайте10 самыхСловариОбратная связь к началу страницы
© 2008-2014

online
magazines pdf download
download magazine pdf
download ebooks pdf
XHTML | CSS
1.8.11