Онлайн словарь
С
СЛ

Словарь-справочник по обществознанию-12

[loadfile: templates/common/google_ads.txt is empty]
 
рофессиональной, классовой, национальной). Статусы индивида в современных многомерных системах стратификации могут быть противоречивыми. Так, обладая высоким образовательным статусом, человек может занимать низкий статус по шкале доходов. В современной со-циологии обычно используют четыре основных измерения статуса: доход, профессиональный престиж, образование и этническая принадлежность (см. Этнос). Существуют разные группы социального статуса: экономические (доход) и профессиональные (престиж профессии — в развитом об-ществе существует около 40 тыс. профессий и спе-циальностей), политические (власть — основной критерий для определения значимости этого статуса, политических статусов — сотни). Существуют религиозные статусы (верующий или неверующий, христианин, буддист, мусульманин, иудаист, а также крещеный, исповедовавшийся, неисповедовав-шийся, большую группу статусов дает церковная иерархия — в общем не менее 300 статусов). Помимо этого, существуют территориальные статусы (горожанин, житель села, эмигрант, иммигрант и т.д.). Важное значение имеет личный статус — положение, которое человек занимает в малой или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Совокупность разных статусов, принадлежащих одному индивиду, называется статусным набором. Статусный набор человека индивидуален и неповторим, точно фиксирует положение человека в обществе. В наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный, наиболее характерный для индивида, по.которому его выделяют из окружающих или с которым его отождествляют. Имеющийся у индивида определенный социальный статус наделяет его определенными правами, обязанностями и ответственностью. Это касается одежды, образа жизни и особенно поведения. Поведение может являеться верным признаком занимаемого статуса. Страта (от лат. stratum — настил, слой) — общественный слой, группы людей, объединенных каким-либо социальным признаком (имущественным, профессиональным, образовательным, должностным и т.д.) Стратификация социальная* (от лат. stratum — настил, слой и facere — делать) — термин пришел из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Социальная стратификация означает, во-первых, многомерную иерархически организованную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе, и, во-вторых, процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства. Система социальной стратификации представляет собой определенную дифференциацию социальных статусов (см. Статус социальный) и ролей (см. Роль социальная). Существуют разные критерии страти-фикации, но основным является доход (богатство). От него зависят другие: объем власти, престиж профессии (занятия), уровень образования. Все они создают совокупный социально-экономический статус, т.е. положение человека в обществе. Для различных обществ характерны особые формы и основания социального неравенства и способы социального ранжирования, различные типы стратификационных систем. Так, приписываемый статус характеризует жестко закрепленную систему стратификации, т.е. «закрытое общество», в котором переход из одной страты в другую фактически запрещен. К таким типам стратификации относится рабство, кастовый и сословный строй. Достигаемый статус характеризует подвижную систему стратификации, или «открытое» общество, где допускаются перемещения людей вниз и вверх по социальной лестнице. Социальная стратификация в различных теоретических системах понимается по-разному. Существуют три классических направления стратификационных теорий — марксизм, функционализм и теория, основанная на взглядах М. Вебера. Марксизм сводит проблему социальной стратификации к различиям между классами (см. Класс). Главный тип стратификации, согласно марксизму, — это классовая стратификация, в основе которой лежат экономические факторы, прежде всего отношения собственности. От отношения человека к собственности зависит его положение в обществе и место на стратификационной шкале. Классы находятся в непримиримой вражде друг с другом, что делает неизбежным классовую борьбу. Функционалист-ские теории, существовавшие в США, связывают социальную стратификацию с профессиональным разделением труда. Неравное вознаграждение, включая доход и статус, считается необходимым механизмом, с помощью которого общество гарантирует, что наиболее важные для общества места займут наиболее квалифицированные люди. Поэтому система социального неравенства рассматривается как объективно необходимая в любом обществе и выглядит она как непрерывная статусная шкала, которая складывается из множества профессиональных групп, где нет четкого деления на классы, нет классовой борьбы. Причем подчеркивается не конфликтное, а интегрирующее значение социальной стратификации для общества. Сторонники этой теории мало внимания уделяли власти, богатству, собственности, преувеличивали индивидуально достигаемый характер неравенства и игнорировали факторы наследования статусов, борьбы за власть, влияние и материальные ценности. Американские социологи также считают, что американское общество не может рассматриваться с точки зрения классового типа стратификации, характерного для других индустриальных стран. Альтернативой названным подходам служит модель социальной стратификации, основанная на идеях М. Вебера и получившая широкое распространение с 70-х гг. XX в. Он предложил множество относительно самостоятельных иерархических структур, не сводимых к классовой или профессиональной структуре. В качестве важнейших Вебер выделяет три структуры — экономическую, социокультурную и политическую. Соответственно социальные группы, выделяющиеся в этих структурах, он определяет понятиями «класс», «статус» и «партия». Иногда они могут близко сходиться, но в принципе всегда остаются относительно самостоятельными. При этом в основе любой стратификации лежит распределение власти и авторитета, которые прямо не определяются отношениями собственности. Таким образом, у Вебера и его последователей, в отличие от экономической классовой стратификации марксизма и длинной непрерывной шкалы социально-профессиональных позиций функционализма, по-является множество относительно самостоятельных иерархий. И каждая социальная группа занимает комбинированные (многомерные) классовые и статусные позиции. В современной социологии стратификационный анализ становится еще более многомерным. В нем учитываются и такие факторы, как пол, возраст, этнос и т.д., связанное с которыми неравенство несводимо к другим типам социального неравенства, например — к классовому. В настоящее время понятия «классы» и «страты» успешно используются в современных исследованиях стратификационных процессов. Структура социальная* — система упорядоченных, устойчивых и типичных связей и взаимодействий элементов [индивидов, социальных групп (см. Группа социальная)]. Социальная структура определяется как всякая повторяющаяся модель социального поведения. Более конкретное содержание этого понятия зависит от теоретического подхода, в рамках которого оно используется (см. Стратификация социальная). Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) и выполняющие определенные социальные функции (роли). Объединение этих индивидов происходит на основе статусных признаков в общности, классы, слои, группы и т.д. Все это указывает на различное положение людей по отношению к друг другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. По-нятие «социальная структура общества» обычно употребляется в следующих смыслах: как строение общества в целом, система связей между всеми видами социальных общностей и отношения между ними. В более узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым, социально-групповым общностям, т.е. как совокупность взаимосвязанных, взаи-модействующих классов, социальных слоев и групп. Субкультура — система ценностей и норм, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы (см. Группа социальная), отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней. В современном обществе существует значительное ко-личество субкультур. Это классовые, этнические, молодежные субкультуры и т.д. Девиантные (см. Девиантное поведение) и даже преступные субкультуры вырабатывают такие системы ценностей и нормы поведения, стили жизни, которые в господствующей культуре рассматриваются как антиобщественные или преступные. Они формируются в особых социальных условиях и для некоторых социальных групп предоставляют специфические возможности решения проблемы бедности, низкого статуса, ограниченных социальных возможностей и т.п. Внутри системы ценностей субкультуры и ее статусной структуры (см. Статус социальный) происходит социализация членов данной социаль-нойгруппы, и в этом смысле она ничем не отлича-ется от «стандартной» социализации законопослушных граждан. Поэтому преступность не может быть убедительно объяснена с точки зрения индивидуальных подходов — это явление в решающей степени связано с особенностями социализации в контексте субкультуры, специфическим образом компенсирующей индивидам и социальным группам их неудачу в обществе, осуществляющей передачу и воспроизводство девиантных нравов. Молодежные субкультуры часто также рассматриваются как девиантные, выражающие некую степень оппозиции господствующей культуре. Они развиваются чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связаны с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежные -культуры — это культуры демонстративного потребления. Возникновение молодежных субкультур связано также с повышением доли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения; они сосредоточиваются также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования. Субкультура может стать контркультурой, или альтернативной культурой, которая по своим основным установкам отрицает основную, или господствующую в обществе культуру. Этот термин появился в 60-х годах XX в., когда в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений, прежде всего движение молодежи, студентов-радикалов, получившее название «новых левых» (в отличие от «старых левых" — движения рабочего класса). Они вырабатывали новые теории, новые стратегии поведения в отношении образа жизни и институтов западного общества, новые модели семейной жизни, идущие вразрез с общепринятыми ценностями и моделями поведения. Понятие «субкультура» предполагает существование господствующей культуры, наличие плюрализма и толерантности в обществе. Многие даже склонны утверждать, что современная культура представляет собой определенную совокупность конкурирующих между собой субкультур. Типология обществ — разные социологические направления и школы пытались построить типологию обществ, опираясь на разнообразный материал истории человечества. Так, в марксистском {см. Марксизм) подходе подобная типология выражается в выделении общественно-экономических формаций, под которыми понимаются исторически определенные ступени в развитии общества, опирающиеся на свойственные только им способы производства и обусловленные этими способами социальные и политические отношения, юридические нормы и учреждения, идеологию. Основными общественно-эко-номическими формациями по марксистской теории являются первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая, первая фаза которой — социализм. В основе этой типологии лежит экономический фактор. Другой вариант типологии обществ был предложен А. Тойнби. Он рассматривал человечество как совокупность отдельных цивилизаций, объединяющую страны и народы, связанные общей ментально-стью, устойчивыми стереотипами мышления и чувствования. Важнейшую основу духовной консолидации цивилизации он усматривал в характере религиозных верований. Многие российские ученые считают, что цивилизационный подход к анализу развития общества не исключает формационного, вполне совместим с ним, дополняет и обогащает его. Д. Белл предложил свою типологию общества: доин-дустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Главные показатели изменений при этом — изменения в технологии, способе производства, формах собственности, культуре, образе жизни, социальной организации и т.д. В доиндустриальном обществе, или традиционном (см. Традиционное общество), определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство. В индустриальном обществе ведущую роль играет промышленность, это уже общество со сложным разделением труда и глубокой специализацией, широким распространением средств массовой информации, господством рыночных отношений, преобладанием городского населения. Переход к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что приводит к развитию сферы услуг. Изменяется социальная структура {см. Структура социальная): классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и компетентности. Традиционное общество — одно из принятых названий в типологии общественного развития (см. Типология обществ). Это, как правило, доиндуст-риальное, преимущественно аграрное общество, которое противопоставляется индустриальному обществу. Для традиционного типа социальных отношений, которые обычно определяются как солида-ристские, общинные, характерны следующие черты: отсутствие четко выраженной индивидуальности, личная зависимость индивида в семье, касте, сословии; приоритет непосредственных межличност-ных, внутригрупповых, прежде всего родственных, связей, групповая солидарность; приписанный (ас-криптивный) социальный статус (см. Статус социальный) и ограниченная социальная мобильность (см. Мобильность социальная); жесткий социальный контроль преимущественно через механизмы межличностного взаимодействия; отождествление индивида с группой, ценности, установки, обеспечивающие локальную, групповую интеграцию и соли-дарность (конформизм, патернализм и т.п.). Урбанизация — изменение соотношения городских и сельских жителей, формирование городских социальных отношений и структур, городского образа жизни. Исторически этот процесс имел несколько стадий и различных по социальному содержанию форм. Стадия наиболее интенсивной урбанизации связана с процессом индустриализации, формированием современного общества и является важнейшей составляющей процесса модернизации. Современный крупный город — это воплощение западной индустриальной цивилизации. По данным ООН, в западных индустриальных странах от 72 до 85% населения составляют городские жители. Урбанизация приводит к принципиальным изменениям в структуре занятости, в образе жизни, в характере социальных отношений. Происходит формирование новой социокультурной системы, противоположной традиционной малой общине. Родственные связи, межличностные отношения в целом, характерные для традиционной сельской общины, заменяются формальными, отчужденными отношениями, дающими индивиду новую степень свободы. Размеры, плотность и разнородность городского населения обеспечивают основу для сложного современного разделения труда. Город становится средоточием современных политических, образовательных, культурных институтов и т.д. В западной общественной мысли существуют две противоположные позиции в оценке процесса урбанизации: урбанизм, идущий от Ш. Монтескье, — оптимистический взгляд на городскую культуру как высшее проявление человеческой цивилизации, и антиурбанизм, идущий от Ж. Ж. Руссо, — тотальное отрицание городской цивилизации как «противногоприроде гнусного ис-кусственного образования», как воплощение бездушной машинной цивилизации. Экзогамия и эндогамия (от греч. ехо — вне, en-don — внутри и gamos — брак) — социальные правила заключения брака. Определенные правила, предписывающие браки между партнерами, существуют в любом обществе. Правила экзогамии пред-писывают брак между партнерами, принадлежащими к различным социальным группам (например, запрет кровосмешения — инцеста). Согласно правилам эндогамии, брак возможен только между партнерами, принадлежащими к одной социальной группе (родственной, этнической, кастовой, классовой, религиозной и т.п.). Элита социальная* (от франц. elite — лучшее, отборное) — высшие слои в системе социальной иерархии, обладающие властью над другими группами и влиянием в обществе. В классической социологии выработаны различные подходы к изучению элиты. Наиболее распространено понимание элиты как меньшинства, обладающего монополией на власть, другие определяют элиту как людей, осуществляющих наиболее важные функции в обществе. Есть точка зрения, согласно которой под элитой понимают людей, достигших наивысших показателей в своей деятельности, обладающих интеллектуальным и моральным превосходством над массой, наивысшим чувством ответственности. В социологии элита рассматривается как необходимый элемент социальной структуры общества (см. Структура социальная), которому отводится решающая роль в управлении обществом. При этом отношению элит и масс в современных обществах также придается определяющее значение. Элита как вершина пирамиды общества разделяется на различные группы. Выделяют политическую элиту, связанную с функциями политического управления, экономическую элиту, контролирующую основные финансово-экономические структуры страны: в России это руководители государственных предприятий (ди-. ректора) и негосударственных структур — бизнес-элита (олигархи) как специфическая элитная группа; а также научную, культурную, военную и другие группы элит. Правящие элиты различаются по степени откры-тости/закрытости, т.е. по возможности их пополнения за счет неэлиты (застой в СССР характеризовался фактически полной закрытостью элитных групп). Элиты также различаются по степени их ин-тегрированности в сплоченные группы. В обществах, достаточно стабильных, формируется и сплоченная «властвующая элита», связанная многообраз-ными отношениями, включая семейные и дружеские. Этнос* (от греч. ethnos — племя, народ) — термин, используемый в отечественной философии, антропологии и других науках. Интерес к этому термину появился с середины 70-х гг. XX в. и был обусловлен распадом колониальной системы и обострением межэтнических отношений. Не существует однозначного понимания этого термина. Наиболее употребимым является следующее значение дан-ного понятия: этнос — исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей (племя, народность, нация, народ), обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры, языка, психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других, фиксированном в самоназвании (эт-нониме) и исторической памяти. Термин близок по своему значению к понятию «нация».   РАЗДЕЛ VII. ПОЛИТОЛОГИЯ Политология (от греч. politike — общественные, го-сударственные дела и logos — учение, слово). Попытки осмысления политической жизни делались уже в глубокой древности с возникновением первых государств. Первой формой познания политики была ее религиозно-мифологическая трактовка. С V в. до н.э. формируется рациональный взгляд на политику, появляются первые политические концепции. Первыми теоретиками политики были Конфуций, Платон, Аристотель. Они видели цель политики в достижении высшего блага человека и государст-ва. Значительный вклад в развитие политической мысли внесли многие выдающиеся деятели древности и более позднего времени, однако в те времена политология еще не выделилась как самостоятельная наука. Политические исследования развивались в рамках таких наук, как философия, юриспруденция, история. В период Возрождения самыми известными мыслителями по проблемам власти и политики были Н. Макиавелли и Г. Гроц-ци. В век Просвещения к вопросам сущности государства и функционирования правительства обращались такие мыслители, как Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо. Как самостоятельная научная дисциплина политология сложилась в конце XIX — начале XX в. Это стало возможно в результате развития публичной политики, утверждения парламентаризма, разделения властей, формирования партий и избирательных систем. В XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную и учебную дисциплину завершился, выделились ее важнейшие национальные школы и направления. Активизации политических исследований способствовало создание в 1949 г. Международной ассоциации политической науки, которая действует и сегодня. В настоящее время ведутся споры о круге охватываемых ею проблем. Даже название этой области знания является дискуссионным. Наряду с понятием «политология» широко употребляются термины «политическая наука» или «политические науки». Сложность предмета политологии обусловлена многоплановостью объ-екта политологического знания. Сфера политики, политические отношения, институты и процессы изучаются не только политологией, но и другими социальными и гуманитарными науками. Следовательно, политология выступает как интегративная наука о политике во всех ее проявлениях, включая политическую социологию, политическую философию, политическую географию, политическую психологию и т.д. Политология предстает как междисциплинарная сфера социального знания, где в центре находится особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властью, государством и государственным устройством, институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность сообщества. Категория власти наиболее полно выражает сущность и содержание политики. Своеобразие политологии заключается в том, что все социально-политические явления и процессы она рас-сматривает через призму политической власти. Природа политической власти сложна. Любая власть имеет свои цели, зафиксированные в политической идеологии, а также функции, которые проявляются в определенных направлениях деятельности. Власть структурирована (политические системы), имеет способы осуществления (политические режимы) и т.д. В XX в. основной вклад в развитие политологии внесли западные теоретики: Т. Парсонс, Д. Истон, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Р. Даль, Г. Алмонд, Э. Кембелл и др. В СССР политология как самостоя-тельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Ситуация начала меняться со второй половины 80-х гг. XX в. по мере демократизации общества и трансформации политической системы. В настоящее время признан статус политологии как отрасли научных знаний и учебной дисциплины. Абсентеизм (от лат. absens, absentis — отсутствующий) — 1) уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах в представительные органы государственной власти; 2) уклонение граждан от участия в политической жизни общества, аполитичность. Политический абсентеизм не означает полного выключения человека из поля политических властных отношений, так как он, как правило, остается законопослушным гражданином, может быть исправным налогоплательщиком. Позиция неучастия, занятая человеком, касается только тех видов политической де-ятельности, где он может каким-то образом проявить себя как активная личность: высказать свое мнение, выразить свою сопричастность какой-то группе или организации, определить свое отношение к тому или иному кандидату в депутаты парламента и т.п. Абсентеизм возникает тогда, когда исчезает внешнее принуждение к политической деятельности, когда у человека появляются право и реальная возможность воздержаться от политических действий. Вот почему абсентеизм как массовое явление отсутствует в тота-литарных обществах, где население практически поголовно участвует в той или иной форме политической деятельности. Однозначной оценки абсентеизма нет. С одной стороны, он свидетельствует, что у индивида есть право выбора той линии поведения, которая соответствует его интересам, но с другой — является свидетельством индифферентности людей к выборам, политическим событиям. Абсентеизм сле-дует отличать от сознательно занимаемой позиции неучастия в выборах, политической жизни в знак протеста против действий властей. Авторитарный режим* — вид политического режима. Его отличает концентрация в руках одного человека или одного государственного органа практически всей государственной власти, что снижает роль других государственных учреждений, политических институтов, прежде всего представительных органов власти. В странах с авторитарным режимом свобода и автономия граждан ограничены рамками неполитической сферы, граждане не допускаются к процессам управления государством, а формирование политической элиты осуществляется путем назначений сверху. Политическая оппозиция и независимые средства массовой информации отсутствуют. Для такого режима характерно наличие авто-ритарного лидера, вождя, обладающего огромными полномочиями и сильным влиянием на массы. Аристократия (от греч. aristos — лучший и- kra — власть) — форма правления в государстве и социальный слой, осуществляющий в нем власть. В Античности правление аристократии считалось наилучшим как власть достойных, компетентных людей (ученые, философы и т.п.), в отличие от тирании, охлократии (власть толпы), тимократии (власть ко-рыстных людей). В Новое время наряду со сторонниками аристократии, появляются теории, где аристократия выступает в качестве смешанной формы правления (конституционная монархия). В определенных условиях аристократия может выступать как гарант от узурпации власти. В Англии носителем аристократического принципа считалась палата лордов — верхняя палата парламента. Аристократические республики существовали в античной Спарте, средневековых Генуе, Венеции, Пскове, Новгороде. Борьба политическая — вид политического взаи-модействия, в котором люди демонстрируют свои притязания на одни и те же ресурсы власти, на одни и те же позиции в политической иерархии, на право влиять на массы, в том чуеле путем рас-пространения определенных политических ценностей. В политической борьбе противопоставляются интересы политических сил с целью достижения определенных политических результатов. Политическая борьба — это неотъемлемое свойство политики. Чем сложнее структура отношений политической власти (см. Власть политическая), тем разнообразнее формы политической борьбы, в которую вовлекаются не отдельные политические деятели, а партии, организации, социальные группы. Причина этого заключается в том, что цели политической борьбы практически невозможно реализовать в одиночку, требуется поддержка масс или организаций. Политическая борьба в обществе может разворачиваться в двух основных видах. Первый — это конкурентная или реформистская борьба, основанная на постепенном, поэтапном удовлетворении социально-по-литических требований различных групп общества, когда противоречия преодолеваются ненасильственными методами. Результат такой работы более предсказуем, легче прогнозируется. Она характерна для стабильных обществ и разворачивается главным образом в виде конкуренции, соперничества между политическими субъектами в борьбе за престижные позиции в политической иерархии, за влияние на массы, за право распоряжаться ресурсами. Конкурентная борьба отличается тем, что ее участники ориентируются на сложившиеся в обществе нормы и правила, регулирующие порядок достижения поставленной ими цели. По своим целям конкурентная политическая борьба в обществе может быть разнообразной: борьба между политическими партиями за влияние на массы, борьба фракций в парламенте за внесение поправок в законопроект, борьба между правительством и депутатами парламента при обсуждении законов и т.д. Но главной особенностью конкурентной политической борьбы является стремление ее участников действовать в соответствии с политическим нормативным порядком, с законом. Вот почему конкурентная политическая борьба никогда не ведет к разрушению политической системы общества. Вторым видом политической борьбы являются политические конфликты (см. Конфликт политический), выливающиеся в открытое противостояние сторон, сопровождающиеся агрессивными действиями вплоть до вооруженных столкновений. Такая борьба может принимать самые ожесточенные, революционные формы, когда противоположные политические силы-антагонисты с помощью жестких, решительных средств стараются радикально и кардинально сменить существующую общественную систему и систему власти. Эта борьба идет с нарушением цивилизованных способов решения политических и иных проблем, проблематична по результатам, обременительна для народа. Следует иметь в виду, что политическая борьба приобретает более ожесточенный характер там, где властные интересы реализуются на фоне экономического неблагополучия общества, где не существует укорененности демократических способов деятельности политических сил. Бюрократия (от франц. bureau — бюро, канцелярия и греч. kratos — власть) — 1) чиновничество, государственные служащие, осуществляющие функции административного управления, делопроизводства в государственных учреждениях; 2) система управления, осуществляемая учреждениями с явно выраженным разделением функций, четкими нормами и правилами, формализованным характером отношений и иерархической структурой. Термин «бюрократия» был введен для уничижительного обозначения исполнительной власти, в этом смысле он используется и по сей день. В научный оборот термин вошел благодаря трудам М. Вебера, который обратил внимание на то, что в бюрократических орга-низациях возможна рациональная деятельность, т.е. четкое разделение функций, иерархическая система отношений и контроль за деятельностью чиновника, подчинение работы формальным правилам, а не личным симпатиям чиновника. При демократии возрастает возможность осуществлять профессиональный отбор претендентов на государственную службу и контролировать их деятельность. Вебер связывал становление бюрократии в буржуазном обществе как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей. Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации (патриархальная, патерналистская), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна, а следовательно, и эффективна. По его мнению, идеальная бюрократия должна строиться с соблю-дением таких принципов: назначения производятся по результатам тестирования, а не по протекции; принятие решений опирается не на индивидуальное мнение, а на соблюдение установленных правил и процедур; строится по иерархическому принципу, каждый бюрократ занимает строго определенное место в цепочке управления; должна обладать необходимым уровнем компетентности. Бюрократия пронизывает все основные учреждения современного общества, начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием и церковью. В Власть* — социальное взаимодействие, отношение между индивидами или группами, отличительной чертой которого является возможность одного индивида или группы оказывать влияние на другого индивида м ли группу, изменяя их поведение в соответствии со своими целями. Того, кто осуществляет власть, называют субъектом власти, а тот, в отношении кого осуществляется, кто подчиняется, — объектом власти. Важной особенностью властного взаимодействия является принуждение (или угроза принуждения), к которому прибегает субъект власти, реализующий свои цели. В основе отношений между объектом и субъектом власти лежит неравенство в обладании ресурсами власти, внутренние причины, мотивы, побуждающие их к вступлению во властное взаимодействие. Способы осуществления власти могут быть разнообразными: от насильственного, основанного на применении физической силы, до «мягкого», где подчинение достигается за счет внутренних психологических мотивов: авторитета субъекта власти и др. В обществе существуют различные виды властных отношений: в семье, в организации, в группе. Особыми видами власти являются политическая власть {см. Власть политическая) и государственная власть. Власть политическая* — особый вид властных отношений в обществе, отличающийся тем, что в его орбиту вовлекаются все члены общества. Политическая власть существует только в обществе. Возникновение и развитие ее неразрывно связаны с возникновением и развитием государства как особой системы органов и учреждений, осуществляющих управление страной и обладающих для этого необходимыми ресурсами власти, в том числе правом на применение насилия. На ранних ступенях развития общества отношения политической власти были достаточно однородными. Князья в Киевской Руси сами правили, сами вершили-суд, сами возглавляли войско, сами отправлялись со своей дружиной на полюдье (сбор дани). Внутри правящей группы не существовало специализации по выполняемым функциям. Однако чем дальше развивалось общество, тем сложнее становились отношения власти. Возникают качественно новые политические институты: всеобщего избирательного права, политических партий, общественных организаций и групп давления и т.п. Назначение этих институтов заключается в согласовании интересов различных социальных групп, в упорядочивании их взаимодействия. Политическая власть в современном обществе включает в себя большое количество различных организаций, каждая из которых выполняет свои задачи. Исчезает даже однозначность в определении субъекта власти. Регулярные выборы, референдумы, узаконенная практика давления на государственные структуры деформируют картину политической власти. В современном обществе субъект власти оказывается функционально разде-ленным. Выборы* — механизм, посредством которого взгляды граждан страны воплощаются в политические действия. Роль выборов многогранна. Они обеспечивают суверенитет общества, наделяя граждан высшей политической властью в государстве, позволяют людям участвовать в реализации политических решений, например в подборе высших чиновников и парламентариев, и определении содержания государственной политики. Выборы — это тот механизм, который обеспечивает подотчетность власти. Они являются характерной особенностью демократического устройства общества. Это основной связующий элемент между властью и гражданами, служащий барометром общественных настроений. Основная функция выборов в демократическом обществе заключается в определении людей, которые будут управлять страной. Выборы, таким образом, являются важнейшим элементом участия граждан в политическом управлении. Г Глобализация — процесс интеграции государств в разных областях деятельности. Развивается благодаря появлению новых коммуникационных технологий: Интернет, спутниковое телевидение. Важным аспектом глобализации является возрастающая интеграция мировых экономик, чему способствует легкость перемещения товаров и капитала через национальные границы (см. Международная ва-лютно-финансовая система, Международная торговля, Мировое хозяйство и др.). Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис экономики одной страны или группы стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть оказывается бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов. Примером является расширяющееся Европейское экономическое сообщество. Государственная власть — один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и своих должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях). Это свойство государственной власти определяется как публичность (от лат. publicus — общественный), т.е. всеобщность, в отличие от личных, частных отношений власти, возникающих в отдельных группах. Государственная власть — это стержень политической власти (см. Власть политическая). Существуютраз-личные формы организации государственной власти в обществе. Принято выделять: формы правления и формы государственно-территориального устройства. Государственно-территориальное устройство —способ организации государственной власти на территории страны, система взаимоотношений центральных органов государственной власти и органов, осуществляющих управление отдельными административно-территориальными единицами. Государственная система управления страной невозможна без делегирования части полномочий на места, в конкретные административно-территориальные единицы. В зависимости от того, как строятся отношения между центральными государственными органами и органами, осуществляющими управление в регионах, административно-территориальных единицах, выделяют две формы государственно-территориального устройства — унитарная и федеративная. Государственный аппарат — система органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе государственную власть, государственное управление. Структура государственного аппарата определяется функциями государства и зависит от тех конкретных задач, которые призвано решать государство в конкретно-исторической эпохе. Государственные органы осуществляют регулятивные (управление делами общества), правоохранительные (поддержание порядка в обществе) и внешнеполитические (развитие отношений с другими го-сударствами) функции. В современном обществе содержание функций, поле ответственности государственного аппарата определяются конституцией и другими законодательными актами. Государственный орган — организация, учреждение, создаваемое для осуществления строго определенного вида государственной деятельности, выполняющее определенные функции по управлению делами общества. Отличительными признаками государственного органа являются: осуществ-ление функций управления от имени государства; обладание государственно-властными полномочиями, что выражается в праве издавать от имени государства обязательные нормативные акты, осуществлять контроль за их исполнением. К основным органам государственной власти относятся: органы законодательной власти, исполнительной власти, судебные органы. В Российской Федерации основ-ными государственными органами являются: Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Прокуратура РФ. Государство* — 1) политическая целостность, об-ладающая единой системой управления общественными делами, созданная национальной или многонациональной общностью, народом на определенной территории; 2) система институтов, органов, посредством которых в обществе осуществляется управление общественными делами. В истории политической мысли выделяются следующие концепции происхождения и сущности государства. Сторонники теологической теории {Августин Блаженный, Фома Аквинский) утверждали, что процесс возникновения государства аналогичен процессу сотворения Богом мира и является отражением «небесных порядков», а правитель — «помазанник Божий». Именно Божественный разум управляет всем миром и лежит в основе каждого отдельного государства. Договорная или естественно-право-вая теория (Т. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо и др.) направлена против идеи Божественного происхождения государства. Государство возникает как результат объединения людей на добровольной основе — договора с целью сохранения безопасности жизни и собственности. В соответствии с терией насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Тумплович и др.) — государство возникает там и тогда, где и когда одна группа. людей подчиняет себе другую группу людей. Именно борьба с применением грубой силы вела к порабощению одних племен другими, одних классов другими, что делало возможным возникновение государства. В результате победители образуют правящий класс, а побежденные становятся подчиненными. Марксистская (экономическая) теория государства связывает процесс становления государства с объективными изменениями в хозяйственно-экономической жизни индивидов, возникновением частной собственности и классов. К. Маркс, Ф. Энгельс считали, что на определенной ступени экономического развития происходит раскол общества на классы, а это предопределяет появление государства. В. Ленин отмечал, что государство — это «продукт и проявление непримиримости классовых противоречий». Сторонники патриархальной теории говорят о том, что государство возникает в результате естественного развития семей, причем власть правителя может быть упо-доблема власти отца семейства. Органическая теория •— государство представляется «организмом», основанном на традиционных общественных установлениях. Решение вопроса о происхождении государства позволяет определить и перспективы его эволюции: либо постепенное сужение функционального поля государственности в пользу институтов гражданского общества {марксизм, либерализм), либо сохранение государства как разумно-традиционной формы организации управления и бытия человека {консерватизм). Главной функцией государства является регулятивно-управленческая. Государство осуществляет управление общественными делами с целью сохранения целостности общества и обеспечения его развития. Эту задачу оно обычно решает путем принятия законов, указов, иных нормативных актов, обязательных для населения. Государство наделено правом осуществлять управление только в рамках определенной территории. Оно обладает властью, которая позволяет ему осуществлять управление делами общества. Более того, власть государства является высшей властью. Только оно наделено правом устанавливать общеобязательные нормы, законы для всего населения. Оно вправе регулировать деятельность различных организаций, действующих на соответствующей территории, отменять их решения, если они противоречат нормам, устанавливаемым государством. При этом государство независимо, т.е. над ним не стоит никакая иная власть, способная подчинить его, навязать свою волю. Оно самостоятельно может принимать решения по вопросам, касающимся управления общественными делами, установления отношений с другими государствами. Это свойство государственной власти называется суверенитетом государственной власти. Государство обладает монополией на легитимное насилие. Только оно обладает законным правом принуждать граждан исполнять принятые им решения. Оно обладает специальными органами контроля и пресечения действий граждан, противоречащих нормативно-правовому порядку в обществе, — полиция, суды, тюрьмы и т.п. Государство наделено правом устанавливать и собирать с населения обязательные налоги и сборы; создает символику, позволяющую гражданам выделять свое государство, идентифицировать себя с ним, отличать его от других на визуальном, эмоциональном уровне. Каждое государство прошло сложный путь исторического развития, прежде чем превратилось в современную сложную систему органов, осуществляющих управление делами общества. Государство правовое* — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности. Можно выделить следующие признаки такого государства. Верховенство закона: ни один государственный орган, ни одно должностное лицо, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону. Вся система государственной власти должна быть организована строго в соответствии с конституцией, законодательными актами. Государственные органы и должностные лица вправе делать только то, что вытекает из конституции и других законов. Незыблемость и полная гарантированность прав и свобод граждан:, конституция определяет взаимную ответственность государства и граждан и предоставляет всем гражданам гражданские, политические права и свободы. В отношениях между государством и гражданами приоритет принадлежит правам человека, которые не могут быть нарушены законами государства и его действиями. Равенство всех граждан перед законом независимо от занимаемой должности или социального статуса. Принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение властей должно предотвратить возможную кон-центрацию всей полноты государственной власти в одних руках и обеспечить возможность гражданам контролировать государство, в том числе путем выборов высших государственных должностных лиц. Независимый суд, призванный действовать
на заглавную О сайте10 самыхСловариОбратная связь к началу страницы
© 2008-2014

online
magazines pdf download
download magazine pdf
download ebooks pdf
XHTML | CSS
1.8.11