Онлайн словарь
1
A B C D E F H I L M N P R T U
«
Ё І А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ХА ХВ ХЛ ХО ХР ХУ

Хроника текущих событий/25-2

[loadfile: templates/common/google_ads.txt is empty]
 
-
есть ли зрелище более надрывное, чем эти скелеты, достояние
птиц и кладовщиков?.. Церковь, диктаторски руководимая
атеистами, - зрелище, невиданное за 2 тысячелетия!.. Не дайте
нам предположить, не заставьте нас ду мать, что для
архипастырей русской Церкви земная власть выше небесной,
земная ответственность страшнее ответственности перед Богом'.
СОЛЖЕНИЦЫН указывает на такой путь возрождения русской Церкви:
жертва - в традициях раннего христианства ('но тогда бросали
львам, сегодня же можно потерять только благополучие').
Священник СЕРГЕЙ ЖЕЛУДКОВ, отвечая на это письмо, в
апреле 1972 года написал СОЛЖЕНИЦЫНУ: 'Должен сказать, что в
данном случае Ваша нравственная чуткость в определенном смысле
Вам изменила. Вы написали весь мир облетевшее обвинение
человеку, который заведомо лишен всякой возможности Вам
отвечать... И Вы... сказали не всю правду, полуправду. Полная
правда заключается в том, что легальная церковная организация
не может быть островом свободы в нашем
строгоединообразно-организованном обществе, управляемом из
единого Центра... Есть наша строгоединообразно управляемая
система, и в ней удивительным образом сохраняется инородное
тело - русская церковная организация. Она существует на весьма
строго определенных условиях. Работать над церковным
воспитанием детей, да и взрослых - нам не позволено, как не
позволено и многое другое, что необходимо для осуществления
подлинно церковной жизни... Что же нам в такой ситуации
делать? Сказать: либо - все, либо - ничего? Попробовать уйти в
подполье, которое в данной системе немыслимо? Или же как-то
вписаться в систему и воспользоваться пока теми возможностями,
которые позволены? Русская иерархия приняла второе решение.
Отсюда и происходит все то зло, о котором Вы справедливо
написали, и все то зло, о котором Вы умолчали. Но другого
выбора не было... Такова полная правда,. Одним из последствий
Вашего обличительного письма будет еще большая дискредитация
церковной иерархии в глазах тех, кто не знает всей правды...
уж если писать - так писать не по безответному адресу и писать
полную правду... сегодня Вы... обижаете беззащитного Патриарха
и нас - не клеветой, а талантливой полуправдой, которая может
оказаться для многих вреднее лжи... Легко и безопасно,
Александр Исаевич, ругать архиереев; но воистину тяжела
настоящая работа Господня...'
В ответ на призыв СОЛЖЕНИЦЫНА к жертвенному пути ЖЕЛУДКОВ
отвечает: 'Никакого приневоливания к жертве и мученичеству не
должно быть в Церкви Христовой. Мучеников же добровольных у
нас достаточно - и церковных и нецерковных (различение это
довольно условно)...' ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЕ МОРДОВСКИХ ЛАГЕРЕЙ
ДМИТРО КУЗЬМИЧ ВЕРХОЛЯК, 1928 года рождения. С 1947 года
- в УПА. В 1955 году арестован. 14 февраля 1956 суд в
Ивано-Франковске приговорил его к расстрелу, расстрел был
заменен 25 годами лагерей. В лагере работает фельдшером. В
июне 1971 года переведен с 17 л/пункта на 19-й. Его
фактическая жена (с 1955) Екатерина Ивановна Яцкив была
приговорена 14 февраля 1956 года тем же судом к 10 годам
лишения свободы. В 1959 году, после трех с половиной лет
заключения, была выпущена на свободу. До 1969 года допускалась
на личные свидания с ВЕРХОЛЯКОМ; с 1969 года стала допускаться
только на общие свидания.
ВЛАДИМИР ЮРКИВ, находится на 17 л/пункте Мордовии,
просидел 22 года.
НИКОЛАЙ ЯКОВЛЕВИЧ КУРЧИК, находится на 3 л/пункте,
просидел уже около 26 лет, осталось еще 7 лет.
БЕЗУГЛЫЙ - срок 25 лет.
На 3 л/пункт прибыли братья ПЕСТОВЫ - двое из осужденных
в Свердловске в ноябре 1971 г. (см. 'Хронику' N 24).
После декабрьской 10-дневной голодовки на 10 л/пункте
АЛЕКСЕЮ МУРЖЕНКО (1-й Ленинградский процесс 'самолетчиков':
см. 'Хронику' N17) было обещано личное свидание, которого он
был ранее незаконно лишен. Незаконность лишения свидания была
признана прокурором г. Саранска. И снова ему не дали свидания
по тем же причинам, что и в декабре - 'невыполнение нормы в
течение двух дней'. Жена МУРЖЕНКО получила от прокурора
разъяснение, что в декабре никакого разрешения на свидание не
было.
В марте в линейном отделении милиции станции Потьма была
избита приехавшая на свидание жена БУТМАНА. После этого сам
БУТМАН (см. 'Хронику' N 20) был посажен в карцер на 10 суток
'за поведение жены'.
В последнее время подверглись репрессиям: Ш.ДРЕЙЗНЕР -
лишен общего свидания; Д.ЧЕРНОГЛАЗ (см. 'Хронику' N 20) -
лишен очередного личного свидания. ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ВЕРУЮЩИХ В ЛИТВЕ
В Меморандуме католиков Литвы (см. 'Хронику' N 24) среди
фактов ущемления прав верующих приводится увольнение
Вилкавишским РОНО* верующей учительницы О.БРИЛЕНЕ.
* Районный отдел народного образования. - Ред.
В октябре 1969 года директор Вилкавишской средней школы
увидел фотографию 10 учеников О.БРИЛЕНЕ во время их первого
причастия. По приказанию директора О.БРИЛЕНЕ письменно
подтвердила, что ее ученики посещают костел. После этого
власти начали шантажировать и преследовать О.БРИЛЕНЕ, мать
пятерых детей. Ее обсуждал актив учителей. Они предложили
БРИЛЕНЕ уволиться с работы. Затем ее обсуждали в отделе
просвещения и на открытом партсобрании. БРИЛЕНЕ обратилась с
жало бой в Министерство просвещения СССР, в результате чего ей
была возвращена фотография детей, но преследования не
прекратились. На районной конференции учителей заведующий
отделом пропаганды назвал учительницу закостенелым мракобесом,
а заместитель начальника райисполкома РОГОВ предложил учителям
создать для БРИЛЕНЕ такую обстановку нетерпимости, чтобы она
сама ушла с работы. О.БРИЛЕНЕ еще раз обратилась в
Министерство просвещения СССР, там отказались рассматривать ее
жалобу. В сентябре 1970 года БРИЛЕНЕ была уволена без ее
просьбы. Она обратилась в нарсуд г. Вилкавишкиса. Во время
суда прокурор ВИКСКЯВИЧУС издевался над учительницей, называл
ее человеком низкой морали. 14 октября 1970 года суд признал
увольнение законным. БРИЛЕНЕ обратилась в Верховный суд Лит.
ССР. Суд постановил вернуть учительницу БРИЛЕНЕ на работу.
Одновременно родители учеников средней школы Вилкавишкиса
направили заявление Генеральному прокурору СССР, оно было
переслано районному прокурору Вилкавишкиса, который зачитал
родителям сообщение о том, что О.БРИЛЕНЕ возвращена на работу.
Но в действительности БРИЛЕНЕ на работу не вернули и
угрожали, что она нигде не получит работы. Ее не приняли ни
уборщицей в пекарню, ни на курсы старших мелиораторов.
24 декабря 1971 года 47 священников Вильнюсской
архиепархии обратились к Генеральному Секретарю ЦК КПСС и в
Совет Министров СССР с заявлением о ненормальном положении
католической церкви в Литве. В заявлении выдвинуто 6 основных
требований:
1. Предоставить полную свободу Каунасской Духовной
семинарии, включая право принимать в нее всех подходящих
кандидатов.
2. Осуществить на практике гарантированную Конституцией
СССР свободу религиозной печати, то есть предоставить
возможность печатать молитвенники, катехизисы, песенники, Св.
Писание и прочие книги религиозного содержания, которых не
хватает и которых требует верующий народ.
3. Разрешить епископам Ю.СТЕПОНАВИЧУСУ и В.СЛАДКЯВИЧУСУ
вернуться к своим обязанностям, а всем священникам,
проживающим в Литве (в том числе и украинцам), свободно и
публично исполнять пастырскую работу.
4. Отменить, как несоответствующий Международной
Конвенции от 15.XI.61 года* и Конституции СССР, дополнительный
текст к ст. 143 УК Лит.ССР об 'Организации и систематическом
проведении ре лигиозных занятий среди несовершеннолетних при
нарушении установленных законом правил', которым суды Литвы
злоупотребляют.
5. Отменить всякие неизвестные тайные инструкции,
касающиеся религиозной жизни.
6. Еще раз пересмотреть дела лиц, осужденных по
религиозным мотивам, и этих людей освободить.
В марте 1972 г. верующие г. Клайпеды в письме на имя
Л.БРЕЖНЕВА просили разрешить им пользоваться костелом,
построенным на средства верующих и превращенным в зал
филармонии. Под прошением 3023 подписи.
В апреле 1972 г. 190 верующих Стирняйского прихода
Молетского района Лит.ССР послали Председателю Совета
Министров СССР заявление, в котором просят прекратить
стеснение религиозной практики:
1. Разрешить священнику А.ШЕШКЯВИЧУСУ работать в приходе
(священник прихода Дубингяй Молетского района ШЕШКЯВИЧУС в
сентябре 1970 года был осужден (см. 'Хроники' NN 17, 21) и
после отбытия срока наказания ему не разрешено работать в
приходе).
2. Освободить осужденных священников.
3. Не мешать священникам обучать в костеле детей.
4. Разрешить всем желающим поступать в Духовную
семинарию.
В мае 1972 года верующие Литвы обратились ко всем людям
доброй воли с просьбой помочь им в борьбе за свободу совести.
В письме сообщается, что 11 апреля 1972 года прибывший из
Москвы представитель ЦК КПСС и сопровождавший его
уполномоченный Совета по делам религии при Совете Министров
СССР И.РУГЕНИС в помещении курии Каунасской архиепархии
принудили епископов и управляющих епархиями Литвы опубликовать
'Пастырское послание', направленное против верующих, которые
подписывали жалобы и заявления в различные государственные
органы СССР.
В 'Пастырском послании' говорится, что в последнее время
в некоторых церковных приходах безответственными лицами
собирались подписи от имени священников или верующих, на
листах без текста или с текстами, которые позже заменялись
другими. Священникам было приказано прочесть это 'Послание' 30
апреля 1972 года во всех костелах Литвы. Некоторые священники
не подчинились этому требованию.
Как говорится в письме, 'ложность послания заключается в
том, что случаев упомянутой фальсификации не было. Что
касается Меморандума, подписанного 17 000 верующих, то все эти
подписи были поставлены на листах, каждый из которых имел
одинаковый, заранее напечатанный текст. Этот же текст
меморандума был опубликован в зарубежной литовской печати.
Меморандум с подписями был послан Генеральному Секретарю ЦК
КПСС Брежневу через ООН'.
В письме также говорится, что 'Пастырское послание'
предоставило органам КГБ моральное право преследовать
участников движения за свободу совести. У МОСКОВСКОЙ СИНАГОГИ 29 МАРТА 1972 г.
29 марта 1972 года собравшиеся у Московской синагоги
евреи были разогнаны милицией и дружинниками. В этот вечер, в
канун пасхи, около здания синагоги было несколько автобусов и
машин с милиционерами. Против синагоги за полдня был построен
забор, закрыты проходы на улицу между домами. Собравшихся то
сгоняли с проезжей части на тротуар, то запрещали ходить по
тротуарам. К 7 часам вечера милиция стала очищать тротуары и
загонять всех на ступеньки синагоги. Отдельных людей
милиционеры вытаскивали из толпы и уводили. Собравшиеся хором
пели 'Хевену шолом алейхем' - 'мы принесли вам мир'. Тогда
сквозь толпу, вверх по ступеням, начали пробиваться дружинники
и всех со ступеней погнали вниз. Скрепившись под руки, они
разделили толпу на две части, перегородили всю улицу и так
двумя цепями стали выпирать евреев с улицы Архипова. Одна цепь
двигалась вниз, другая вверх. В это время на улицу хлынул
поток машин - это перекрыли ул. Солянку и пустили транспорт по
ул. Архипова. Большая группа еврейской молодежи (около 200
человек) собралась в сквере, недалеко от памятника героям
Плевны. Они пели еврейские песни и плясали. Около 9 вечера там
появилось много милиции и людей в штатском, которые начали
разгонять молодежь. Кто-то в штатском кричал: 'Жиды проклятые,
наконец-то, мы до вас добрались!'. Кого-то хватали и тащили в
автобус. У одной девушки было разбито лицо, другую втаскивали
с криком: 'Берите эту еврейку!'. Затем всех задержанных (около
20 человек) отвезли в 26 отделение милиции, где продержали до
полуночи. Им было заявлено, что в случае повторного задержания
у си нагоги они будут привлечены к уголовной ответственности.
Некоторые имена участников погрома: майор милиции СЕРГЕЙ
ПЕТРОВИЧ СОКОЛОВ, заявивший, что его фамилия уже известна в
Израиле; сотрудник КГБ по кличке 'КУЗЬМИЧ'; инструктор отдела
военнопатриотического воспитания Калининского райкома ВЛКСМ г.
Москвы ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ БАННИКОВ; капитан
оперативно-следственного отдела Калининского РОВД БОРИС
СЕМЕНОВИЧ КОНСТАНТИНОВ. ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
Группа крымских татар направила в ЦК КПСС, Совет
Министров СССР и Верховный Совет СССР письмо, в котором
приводятся многочисленные факты притеснения местными властями
крымских татар, возвращающихся в Крым: отказы в прописке,
запреты жителям продавать дома крымским татарам и т. п. Письмо
заканчивается требованием безотлагательного решения
национального вопроса для крымско-татарского народа и
незамедлительного освобождения генерала П.Г.ГРИГОРЕНКО,
вставшего на защиту крымских татар. Под письмом 743 подписи.
В июле 1967 года доктор филологических наук, профессор
Р.И.МУЗАФАРОВ (по национальности - крымский татарин) входил в
состав делегации крымско-татарского народа, которую приняли
товарищи АНДРОПОВ, ЩЕЛОКОВ, РУДЕНКО и ГЕОРГАДЗЕ. Этот факт
послужил причиной его последующих мытарств. Почти из 10
пединститутов страны он был уволен под тем или иным предлогом
через два-три месяца после поступления туда на работу. Книги и
статьи, которые он, единственный в стране специалист по
крымско-татарской филологии с ученой степенью, пишет - не
печатают. Одна из его книг уже была набрана и сверстана в
издательстве Казанского университета, но не вышла в свет, так
как была основана на крымско-татарском материале. Другая
книга, включенная в план выпуска 1969 г. издательством
художественной литературы им. Гафура Гуляма, оказалась
впоследствии 'вне профиля' издательства и была возвращена
автору. Уже четвертый год в Главной редакции восточной
литературы издательства 'Наука' лежит без движения
положительно отрецензированная рукопись его третьей книги
'Пословицы крымских татар'. В 1969 году уже на стадии верстки
в журнале 'Новый мир' Главлитом была задержана его рецензия на
'Очерки по истории Крыма'. Наконец, к травле профессора
МУЗАФАРОВА подключилась центральная печать. 12 апреля 1972 г.
газета 'Труд' напечатала статью Ю.БАРАНОВА 'Профессор получает
'неуд', в которой профессор МУЗАФАРОВ изображался как 'летун'
с 'пестрой биографией' и 'невежда', не написавший за последние
годы 'ни одной статьи'.
17 апреля профессор МУЗАФАРОВ послал БРЕЖНЕВУ письмо.
Изложив историю своих гонений, МУЗАФАРОВ в конце написал:
'Хочется надеяться, уважаемый Леонид Ильич, что ЦК не только
разделит мое возмущение всей этой постыдной историей -
историей беспрецедентной травли советского ученого за его
общественную деятельность, направленную на последовательное
претворение в жизнь ленинских принципов национальной политики,
но и предпримет определенные практические шаги. Я прошу, чтобы
мне была обеспечена возможность без помех заниматься научной и
педагогической деятельностью по моей основной специальности -
крымско-татарской филологии - и созданы для этого необходимые
условия. Я решительно настаиваю на прекращении травли и
строгом наказании ее организаторов и исполнителей. Я жду, что
ЦК обяжет редактора газеты 'Труд' предоставить мне возможность
публичного опровержения клеветнической статьи Ю. Баранова'.
Единственной ощутимой реакцией на это письмо было ничем
не вызванное увольнение профессора МУЗАФАРОВА с очередного
места работы, из Кишиневского института искусств, где он
проработал всего 2 месяца.
17 мая, не получив ответа на первое письмо, профессор
МУЗАФАРОВ написал второе письмо БРЕЖНЕВУ. В этом письме он, в
частности, пишет: 'Столь затянувшееся молчание в сочетании со
свежими фактами гонений... волей-неволей заставляют думать,
что в ЦК КПСС потворствуют травле советского ученого за его
общественную деятельность, направленную на последовательное
претворение в жизнь ленинских принципов национальной политики.
В связи с этим я обращаюсь к Вам вторично с напоминанием, что
продолжаю ждать на свое письмо удовлетворительного и скорого
ответа. Должен уведомить, что при неполучении такого ответа в
ближайшее время - ответа не только словом, но и делом, мне не
останется ничего другого, как придать нашей односторонней
'переписке' открытый характер'.
Москва. Уже много лет ВАЛЕНТИН ПРУССАКОВ и его жена
добиваются разрешения выехать в Израиль. 3 апреля 1971 года
они были задержаны на улице сотрудниками госбезопасности. Им
было сказано, что они подозреваются в грабеже. Однако в
милиции им предъявили протокол 'О задержании при совершении
хулиганских действий'. Их подвергли обыску, изъяли все бывшие
при них бумаги, в частности, обращение к XXIV съезду КПСС, в
котором они просили о разрешении на выезд в Израиль.
Сотрудники госбезопасности обещали вернуть им все бумаги, но
по сей день не сделали этого. 12 мая 1972 года В.ПРУССАКОВА
вызвали в районное отделение милиции, где сотрудник его заявил
ПРУССАКОВУ, что тот регулярно нарушает общественный порядок,
находясь в нетрезвом состоянии. ПРУССАКОВ возразил, что никто
никогда не делал ему замечаний за нарушение общественного
порядка, а это плохо вяжется с обвинением в 'регулярных
нарушениях', и во-вторых, он принадлежит к тем, кто вообще не
употребляет спиртного. Сотрудник милиции ответил, что, по всей
вероятности, произошла ошибка и ПРУССАКОВА с кем-то
перепутали, но тем не менее предупредил его об ответственности
за совершение 'антиобщественных действий' в будущем.
Воронеж. Три студента-историка II курса Воронежского
университета (двое из них: ВЫСОЦКИЙ и СЕМЕНОВ) в марте 1972
года исключены из комсомола и университета. Им инкриминирован
выпуск рукописного журнала 'Сексуал-демократ' с
листовкой-приложением 'Пацифист'. В журнале обсуждались
вопросы общественной этики применительно к сексуальной жизни.
Авторы ратовали за более серьезное и открытое обсуждение
вопросов пола. Статьи журнала касались вопросов об особой роли
интеллигенции в общественной жизни СССР и формировании нации,
о цензуре, о необходимости демократических преобразований. В
связи с деятельностью студентов-журналистов сделан строгий
выговор заведующему кафедрой профессору А.НЕМИРОВСКОМУ.
Воронежский обком строго следит за духовной жизнью
области. Недавно театру кукол было запрещено ставить пьесу
'Три поросенка' на пороге 50-летия СССР. Нынешней весной обком
КПСС запретил суперобложку уже напечатанной и развезенной по
магазинам книги профессора НЕМИРОВСКОГО 'Нить Ариадны'. Автор
посвятил свою книгу римским и греческим древностям. На
суперобложке был изображен кносский лабиринт царя Миноса.
Обком увидел в линиях лабиринта фашистский знак, и
суперобложка была уже в магазинах изъята и уничтожена. КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ
Как сообщала 'Хроника' N 24, в марте 16 заключенных ИТЛ N
6 (станция Обухово Ленинградской области) в знак протеста
против условий содержания отказались от пищи и зашили себе
рты. В результате расследования был снят с работы начальник
колонии, а заместитель начальника Управления мест заключения
УВД Ленгорисполкома полковник МАЛЫШЕВ получил выговор. На
заключенных колонии обрушились репрессии. Штрафные изоляторы и
помещения камерного типа заполнены заключенными, поддержавшими
протест. Некоторые, доведенные до отчаяния, наносят себе
тяжелые повреждения. В лагере были случаи нападения на
надзирателей. В связи с этим почти на половину заключенных в
изоляторе надеты наручники, конструкция которых не позволяет
шевелить руками: при каждом движении запястья стягиваются все
туже и это вызывает сильную боль. Многим заключенным грозит
лагерный суд за нарушение режима.
В ноябре 1971 года в голодовке во Владимирской тюрьме
участвовали: ВЯЧЕСЛАВ АЙДОВ, ЯКОВ БЕРГ, ЛЕОНИД БОРОДИН, ОЛЕГ
ВОРОБЬЕВ, АЛЕКСАНДР ГИНЗБУРГ, СТЕПАН ЗАТИКЯН, ЗИНОВИЙ
КРАСИВСКИЙ, ВАСИЛИЙ КУЛЫНИН, ЯРОСЛАВ ЛЕСИВ, ГУНАР РОДЕ и
другие. Они протестовали против практики сотрудников
госбезопасности вербовать осведомителей среди
политзаключенных, против шантажа и инкриминирования в качестве
антисоветских документов заявлений заключенных в
государственные органы.
В тюрьмах и лагерях нередки случаи, когда на общем
режиме, вместе со здоровыми, содержатся люди с тяжелыми
психическими расстройствами. Во Владимирской тюрьме находятся
больные ВАСИЛИЙ КОНДРАТА, ЮОЗАС ЗЕЛЕНКЯВИЧУС, ТАРАСОВ.
Заключенный ТРЕГУБОВ, переведенный в тюрьму с 11 л/п
Дубровлага, называл себя 'президентом всея Руси', после
окончания срока в 1969 г. сразу же отправлен в психобольницу.
10 декабря 1971 года ЛЮДВИКАС СИМУТИС, 1935 года
рождения, осужденный на 25 лет особого режима как активный
участник подпольной организации 'Движение за свободу Литвы'
(см. 'Хронику' N 18, раздел 'Политзаключенные мордовских
лагерей'), вторично обратился в Президиум Верховного Совета
СССР с просьбой об освобождении, подчеркивая ухудшение
состояния здоровья, тяжелые условия содержания и свое
примерное поведение и отсутствие взысканий за 16 лет
заключения.
Арестованный в январе в Вильнюсе ВАЦЛАВ СЕВРУК (см.
'Хронику' N 24) находится на экспертизе в Институте им.
Сербского.
В апреле экспертиза Института им. Сербского признала
В.БОРИСОВА и В.ФАЙНБЕРГА (см. 'Хронику' N 24) вменяемыми. В
конце апреля они были переведены, в ожидании суда, обратно в
Ленинградскую спецпсихобольницу.
В начале мая поэт ВАСИЛИЙ СТУС (см. 'Хронику' N 24)
помещен в Павловскую психиатрическую больницу г. Киева.
АНАТОЛИЙ ЛУПЫНОС (см. 'Хронику' N 23) находится в
Днепропетровской спецпсихобольнице.
Там же находится ЛЕОНИД БЕЛОБОРОДОВ. В 1969 году при
попытке переплыть на лодке через Черное море в Турцию были
арестованы Л.БЕЛОБОРОДОВ и Г.М.БЕНДЕРСКИЙ. Сначала
БЕЛОБОРОДОВА за 'незаконный переход границы' приговорили к 2
годам заключения. В начале 1971 года он был освобожден, а
затем против него было возбуждено новое дело - по ст. 62 УК
УССР (соотв. ст. 70 УК РСФСР). Психиатрической экспертизой он
был признан невменяемым, и суд направил его в Днепропетровскую
спецпсихобольницу. БЕЛОБОРОДОВУ приблизительно 20 лет. Судьба
БЕНДЕРСКОГО неизвестна.
Летом 1971 года из Мордовских лагерей, отсидев 25 лет,
вышел ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ ПРЫШЛЯК, руководитель контрразведки
УПА.
В июле 1971 года из Мордовских лагерей освободился
ВЛАДИМИР ЛЕОНЮК, один из пяти членов организации 'ОУН-Север'.
Эта организация состояла из пяти украинцев, бывших узников
сталинских лагерей. Четверо из них после освобождения из
лагерей остались жить на севере - этим и объясняется название
организации.
12 января 1972 года по отбытии 12-летнего срока
заключения вышел из Мордовских лагерей другой член этой
организации ЯРОСЛАВ ГАСЮК.
В ноябре 1971 года из Мордовских лагерей досрочно
освободился МИХАИЛ ЗЕЛЕНЧУК, осужден ный 14 февраля 1956 года
Ивано-Франковским областным судом.
22 ноября 1971 года из Владимирской тюрьмы освободился
ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ АЙДОВ. В мае 1970 года он участвовал в
голодовке (см. 'Хронику' N15) и был переведен во Владимир.
АЙДОВ, 1938 года рождения, инженер, был осужден Мосгорсудом в
марте 1967 года на 5 лет ИТЛ строгого режима за создание
'Союза борьбы за свободу' (инкриминировалось: программа,
устав, текст листовки, которую предполагалось размножить
типографским способом). После освобождения АЙДОВ живет в
Кишиневе под административным надзором.
Проходивший по делу вместе с АЙДОВЫМ ЯКОВ БЕРГ,
приговоренный к 7 годам, находится во Владимирской тюрьме.
31 декабря 1971 года на 3 л/п Дубровлага умер ИВАН
ЖОЛДАК. Ему было около 60 лет. В лагере он пробыл 15 лет, по
специальности - кузнец.
31 марта 1972 года из мордовского лагеря 385/19
освободился политзаключенный РОСТИСЛАВ СЕРБЕНЧУК из Одессы,
отсидевший 8,5 лет за попытку создания 'антисоветской
организации'.
19 мая 1972 года отбыв 3-летний срок заключения,
освобожден ИЛЬЯ ГАБАЙ (см. 'Хронику' N 12).
Досрочно освобожден художник ЮРИЙ ИВАНОВ (см. 'Хроники'
NN9, 22). Он пытался устроиться на работу в Саранске, но, не
получив там прописки, уехал в Смоленск.
Москва. Арестованный в декабре 1971 года КИМ ДАВЛЕТОВ
(см. 'Хронику' N 24) 30 декабря был исключен из КПСС горкомом
партии (до ареста был членом парткома Института философии АН
СССР). Предполагается, что ему предъявлено обвинение по ст. 70
УК РСФСР - за публикацию работ под псев донимом в зарубежной
печати. По некоторым сообщениям, К.ДАВЛЕТОВ признан
невменяемым.
Стало известно, что следствие по делу ИЛЬИ ГЛЕЗЕРА (см.
'Хронику' N 24) ведется по 70 статье УК РСФСР.
Московское управление КГБ закончило следствие по делу
А.ДРОНОВА (см. 'Хронику' N 23).
Обвинительное заключение предъявлено по ст. 88 УК РСФСР
(нарушение правил о валютных операциях). Самиздат, изъятый при
обыске, и допросы свидетелей, по-видимому, не дали материала
для обвинения по ст. 70, хотя многих свидетелей допрашивали о
распространении литературы и высказываниях ДРОНОВА на
политические темы.
В информации о судьбе ВСХСОН-овцев (см. 'Хронику' N 19)
по досадному недоразумению пропущено имя ВЯЧЕСЛАВА МИХАЙЛОВИЧА
ПЛАТОНОВА, специалиста по истории Абиссинии, приговоренного
Ленгорсудом в 1968 году к 7 годам заключения (см. 'Хронику' N
1). Он находится на 3 л/п Дубровлага, был среди 10
заключенных, которые обратились в декабре 1971 года с письмом
в Международный Красный Крест (см. 'Хронику' N 23).
В марте-апреле из СССР выехали ЮРИЙ ШТЕЙН и ЮРИЙ ГЛАЗОВ
(см. 'Хронику' N24).
В марте РЕВОЛЬТ ПИМЕНОВ (см. 'Хронику' N22) единогласно
прошел по конкурсу на должность младшего научного сотрудника
Коми-филиала АН СССР. Ему поручено сначала создать группу, а
потом и отдел по своей математической специальности.
11 апреля власти Киева, благодаря звонку мэра Нью-Йорка,
разрешили возложение венков в Бабьем Яру в память восстания в
Варшавском гетто. Однако митинг был запрещен. Присутствовало
око ло 200 человек. Было возложено 4 венка с надписями: 'Не
забудем! Не простим!'. К 8 вечера всех разогнали, а тех, кто
возмущался запрещением митинга, задерживали. Шесть человек
преклонного возраста были посажены на 15 суток.
После опубликования своего покаянного письма (см.
'Хронику' N 24) ЗИНОВИЯ ФРАНКО была восстановлена на работе;
ей дали новую, 4-комнатную квартиру и предоставили 2-недельный
отпуск для вселения.
21 апреля 1972 года члены Комитета прав Человека:
А.Д.САХАРОВ, В.Н.ЧАЛИДЗЕ, А.Н.ТВЕРДОХЛЕБОВ, И.Р.ШАФАРЕВИЧ и
эксперт Комитета А.С.ВОЛЬПИН - обратились в Президиум
Верховного Совета СССР с мнением о восстановлении прав
насильственно переселенных народностей и этнических групп. Они
призывают Президиум Верховного Совета содействовать
восстановлению прав крымско-татарского народа и месхов (и иных
народностей и групп) на проживание на территории, с которой
они были насильственно и противоправно выселены. НОВОСТИ САМИЗДАТА
'ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ' вып. 15, январь-февраль 1972
года. Сборник состоит из 3 разделов. В первом ('Право')
помещен перевод статьи 'Коллективные права и коллективные
действия в английском праве' и письмо В. Чалидзе Председателю
Международной Лиги прав Человека о проблеме защиты прав тех
военнослужащих, которые являются таковыми не по доброй воле и
найму, а по обязанности, установленной законом во многих стра
нах. Во 2-м разделе ('Документы юридической практики')
помещены ответы Верховного Суда Уз.ССР и прокуратуры Уз.ССР на
надзорные жалобы В.ЧАЛИДЗЕ по делу священника АДЕЛЬГЕЙМА (см.
'ХРОНИКУ' N 24). В обоих случаях жалоба 'оставлена без
удовлетворения'. В 3-м разделе ('Документы Комитета прав
Человека') помещены записка В.ЧАЛИДЗЕ об использовании в
документах Комитета первичной информации о фактах и протокол
заседания Комитета от 10 февраля 1972 года, на котором эта
записка обсуждалась. В начале сборника в заметке 'От
составителя' В.ЧАЛИДЗЕ пишет: 'Настоящим выпуском я заканчиваю
периодическое издание сборника 'Общественные проблемы'.
Положение ныне таково, что, кроме переводных статей и с трудом
доставаемых ООН-овских документов, пришлось бы публиковать в
основном лишь документы Комитета прав Человека. Эти документы
с пользой для тиражности можно публиковать и отдельно, а
переводные статьи и документы ООН удобно время от времени
распространять среди узкого круга интересующихся отдельными
непериодическими выпусками. Замечу, что сборник, по-видимому,
все же содействовал проповеди идеи о том, что даже при большом
и вынужденном ситуацией интересе к обсуждению конкретных
фактов общественной жизни важна деятельность по периодическому
конструктивному изучению общественных проблем'.
'ДЕМОКРАТ', N5, 1971 г. На обложке написано также: 'Орган
демократических сил'. Последняя страница кончается словами:
'Издатель - Демократическое движение Советского Союза'.
1. Заявление 'О русско-китайских отношениях' начинается
словами: 'Журнал 'Демократ' Демократическим движением
Советского Союза уполномочен заявить по поводу
китайско-советского конфликта'. Заявление состоит из 5
пунктов. Последний пункт начинается словами: 'Демократы имеют
свой собственный план мирного решения территориальных споров
СССР и Китая'.
2. Статья 'К вопросу о нелегальных формах борьбы'
начинается словами: 'В октябре 1969 года была опубликована
'Программа демократического движения Советского Союза',
разработанная и принятая демократами России, Украины и
Прибалтики. В июне 1970 г. демократы опубликовали 'Тактические
основы демократического движения Советского Союза' - документ,
объясняющий и во многом расширяющий программные положения'
(см. 'Хроники' NN 11, 14). Далее говорится: 'На все
критические замечания в адрес 'Программы' демократы ответили в
'Меморандуме демократов Верховному Совету СССР...' (как
утверждают авторы, 'Меморандум' вышел в свет 5 декабря 1970
года). В статье высказывается несколько упреков 'Хронике':
'Редакция 'Хроники', осуждая нелегальные методы борьбы,
почему-то забывает, что она сама работает в нелегальных
условиях, соблюдая строжайшую конспирацию... Так почему же она
осуждает нас, демократов, работающих в таких же условиях?
Неужели автор критической заметки наивно полагает, что одной
'Хроники' достаточно для всего Советского Союза, а поэтому она
одна имеет право на нелегальную работу, а все другие, читая
ее, должны выступать легально? Если следовать этой концепции,
то КГБ в течение нескольких дней, а то и часов, не только
изолирует ее читателей, но и тех, кто собирает информацию,
тех, кто распространяет 'Хронику'... Мы не можем согласиться с
такой трактовкой 'Тактических основ ДДСС', опубликованной в N
14 'Хроники текущих событий'. Мы высоко ценим 'Хронику',
перепечатываем ее и широко распространяем. Значение 'Хроники'
для ДДСС трудно переоценить. Одновременно хотелось бы дружески
заметить, что после опубликования 'Тактических основ' круги,
близко стоящие к редакции 'Хроники', недостаточно активно
распространяют официальные документы ДДСС, в частности,
'Меморандум демократов Верховному Совету'.
3. Начало статьи С.РАДОНЕЖСКОГО 'Основные понятия
общества'.
4. Сообщение, начинающееся словами: 'В последний год КГБ
начало широко практиковать неофициальные обыски у
инакомыслящих'. Рассказывается о таком обыске на даче
А.СОЛЖЕНИЦЫНА (см. 'Хронику' N 21).
5. Некролог на смерть Н.С.ХРУЩЕВА.
6. 'О чем не пишут советские газеты...'
7. 'О внезапности нападения на Берлин'.
8. 'Почему началась разрядка напряженности в Европе'.
9. 'Нравственный кодекс Возрождения'.
10. Стихи М.БЕНЕДИКТОВА-СИБИРЦЕВА 'На смерть Хрущева'.
11. Редакция 'Демократа' ('по поручению ДДСС') объявила
конкурс на слова и музыку 'Гимна демократов'. Гимн 'должен
отражать стремление к свободе личности, стремление к
самоопределению народов, стремление к упразднению любых форм
диктатуры'. Он 'должен состоять из трех строф и припева'.
'Хроника' снова высказывает предположение, что такими
выражениями, как 'Орган демократических сил', 'Издатель -
Демократическое движение', 'Журнал... уполномочен заявить' -
издатели 'Демократа' выдают желаемое за действительное и тем
самым дезориентируют читателя.
В ответ на упрек 'Демократа' в непоследовательности
'Хроника' заявляет: одно дело - необходимые меры
предосторожности, связанные с выпуском в наших условиях
информационного бюллетеня, каковым является 'Хроника', другое
дело - подпольная организация (см. в 'Хронике' N 14 о
'Тактических основах демократического движения Советского
Союза').
'ОБОЗРЕНИЕ' N 3, апрель 1972 г.
1. 'Травля А.Солженицына'. Рассказывается об интервью
СОЛЖЕНИЦЫНА западным корреспондентам (см. наст. выпуск
'Хроники'). Говоря о рецензиях на 'Август Четырнадцатого' в
советской прессе, автор приходит к выводу, что их авторы
романа не читали.
2. Сообщается о том, что из Союза журналистов
Чехословакии около половины его членов исключено, около
половины уволено. Создается 'чешский союз писателей',
насчитывающий 70 человек (в старом Союзе писателей было 320
членов), из которых 90% - пенсионеры. Редактором 'Литературной
газеты' назначен РУДОЛЬФ КАЛЬЧИК, написавший в 1946 году
'Двенадцать писем о Сталине'. Пересказывается содержание
первого номера 'Политического месячника'. Излагается
выступление В.БИЛЯКА на пленуме ЦК КПЧ в конце 1971 года, где,
в частности, он критикует румынское руководство за
'рискованные экономические эксперименты', польское - за
'мягкотелость в отношении к антисоциалистическим элементам',
восточногерманское - за 'политический склероз'.
3. 'Из истории самиздата'. Рассказывается о самиздатском
журнале 'Политический дневник' (с 1964 по 1970 год вышло более
70 номеров). Его издатели (писатели, историки, социологи,
старые большевики) охарактеризовали себя западным
корреспондентам, которым они передали 11 его номеров, как
'либеральных коммунистов'. Автор не одобряет этой акции, равно
как и того, что 'Дневники' распространялись среди очень узкого
круга лиц.
4. 'Из истории СССР'. Сообщается о полулегальном
совещании большей части членов ЦК ВКП(б), произошедшем в конце
1925 года на квартире Г.И.ПЕТРОВСКОГО, где обсуждался вопрос о
замене на посту генерального секретаря СТАЛИНА ДЗЕРЖИНСКИМ.
Приводятся данные голосования на XVII съезде, где против
СТАЛИНА голосовали 270 человек; благодаря стараниям КАГАНОВИЧА
было объявлено, что против СТАЛИНА голосовало только трое,
столько же сколько против КИРОВА. Далее говорится о том, что
паспортная система, упраздненная в России в 1917 году, вновь
введена в 1932 году.
5. 'Литературная хроника'. Аннотируются: роман
П.П.ДУДОЧКИНА (Калинин) 'Равновесие' (о тяжелой жизни
колхозников 1950 х годов); сборник стихов винницкого поэта
ФЕЛИКСА РАБУРИНА, который покончил с собой в 19 лет, не вынеся
тягот службы в армии; автобиографическая повесть (о 12-летней
отсидке в лагере) РОАЛЬДА МУХАМЕДЬЯРОВА; фельетон ВЛАДИМИРА
ГУСАРОВА 'Монолог советского рабочего'.
6. 'Калейдоскоп'. Размышления об удивительной
стабильности руководящего и среднего партийного звена после
октября 1964 года. - Сравнение среднего жизненного уровня в
СССР и США. - Некоторые данные о проведенных за последнее
время в ЦК КПСС двух совещаниях, посвященных мерам по усилению
борьбы с инакомыслящими.
ПРОГРАММА ЭСТОНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ФРОНТА, 10 августа
1971 года. Программа провозглашает целью ЭНФ проведение
референдума о самоопределении и статусе Эстонии и формулирует
принципы независимого эстонского государственного и
общественного устройства.
'Хронике' неизвестно, насколько широк круг лиц,
поддерживающих или образующих ЭНФ.
'ЭЭСТИ ДЕМОКРАТ' 1972, N 1 (5) (на эстонском языке).
1. 'Воспоминания о днях независимости'. Отрывки из
воспоминаний трех эстонских национальных деятелей о конгрессе
федералистов, созванном по инициативе Украинской Центральной
Рады в Киеве летом 1917 года. На конгрессе обсуждались вопросы
отделения от России в связи с шовинистической политикой
Временного правительства.
2. Программа Эстонского национального фронта (ЭНФ) (см.
выше).
3. 'В ожидании карнавала' (фельетон).
4. 'Мои мысли об 'освободителях', приводятся факты
шовинизма простых русских людей, проявляющиеся в повседневной
жизни.
5. Письмо 17-ти латышских коммунистов компартиям Румынии,
Югославии, Австрии, Франции, Швейцарии и Испании, а также
АРАГОНУ и ГАРОДИ. В письме резко критикуется целенаправленная
русификация Латвии, приводятся многочисленные факты.
6. Перевод с русского двух 'крохоток' Солженицына: 'Озеро
Сегден' и 'Мы-то не умрем'.
7. 'Когда эмоции и инстинкты берут верх над интеллектом,
тогда гибнут миллионы'. Автор приводит исторические факты,
когда эстонский народ мог повлиять на свою судьбу и даже на
судьбы всего мира, но из-за узости мышления некоторых
политиков не сделал этого. Например, в 1918 эстонские части в
Петрограде могли предотвратить разгон Учредительного собрания
и хотели это сделать, но эстонские дипломаты, находившиеся в
Петрограде, запретили вмешиваться в русские дела.
'Я успел сделать слишком мало...' 1972 г., 106 стр.
Сборник материалов по делу В.БУКОВСКОГО, содержащий, в
частности, краткую биографию БУКОВСКОГО, интервью его газете
'Вашингтон пост' (см. 'Хронику' N 19), письмо БУКОВСКОГО
редактору газеты 'Вашингтон пост' (см. 'Хронику' N 14), его
письмо психиатрам США, Англии и др. с приложением материалов
судебно-психиатрических экспертиз В.БОРИСОВА, Н.ГОРБАНЕВСКОЙ,
П.ГРИГОРЕНКО, В.КУЗНЕЦОВА, В.ФАЙНБЕРГА, И.ЯХИМОВИЧА (см.
'Хронику' N19), письма в защиту БУКОВСКОГО (см. 'Хроники' NN
19, 20, 24), последнее слово БУКОВСКОГО на суде ('Хроника' N
24). Заглавие сборника - это часть заключительной фразы из
последнего слова на суде. ('Хронике' известно, что в газете
'Русская мысль' (Париж) от 2 марта 1972 года помещен полный
отчет о суде над БУКОВСКИМ.)
М.Н.ЛАНДА. 'Обыски и первый допрос (свидетельские
показания и размышления)', октябрь 1971 г., 9 стр. 21 октября
1971 года у С.МЮГЕ был произведен обыск (см. 'Хронику' N 22).
В тот же день (и, по-видимому, по тому же делу) были проведены
обыски на работе и дома у автора, МАЛЬВЫ НОЕВНЫ ЛАНДА (геолог,
53 года). После обысков был допрос. Среди изъятого у нее
САМИЗДАТА - 'Философические письма' ЧААДАЕВА, сборник прозы
О.МАНДЕЛЬШТАМА, сборники стихов О.МАНДЕЛЬШТАМА, ГАЛИЧА,
ОКУДЖАВЫ. Автор, перечислив изъятые предметы, отмечает, что ни
в одном из известных ей самиздатских текстов она не встречала
'лживой информации'.
АНАТОЛЬ ШУБ. 'Новая книга Солженицына'. 'Интернейшнел
геральд трибюн', 19 июня 1971 г. Отмечая литературную новизну
и совершенство формы 'Августа Четырнадцатого', автор рецензии
подчеркивает, что позиция СОЛЖЕНИЦЫНА как писателя и мыслителя
не укладывается ни в какие традиционные рамки: ни в
традиционно-монархические, ни в традиционно-'освободительные',
ни в рационалистические, ни в мистические. Говоря о 'светлости
и ясности' СОЛЖЕНИЦЫНА-писателя, рецензент в то же время
считает его взгляд на жизнь и историю глубоко трагичным, а его
произведение - трагедией в самом подлинном и высоком смысле
слова.
ГЕОРГИЙ АДАМОВИЧ. 'Август Четырнадцатого'. Рецензия,
написанная под свежим впечатлением от книги. Высказывая ряд
сравнительно частных претензий к новому роману СОЛЖЕНИЦЫНА,
рецензент все же с полной определенностью утверждает, что
'книга замечательна, пусть и не безупречна'. Важнейшим
выражением авторской позиции он считает слова одного из
персонажей: 'На главный вопрос никто никогда не ответит'.
'Оттого-то, вероятно с Солженицыным и продолжается великая
русская литература, что помимо таланта, он сейчас среди
писателей редкий человек, который это знает, понимает,
чувствует и, о чем бы ни рассказывал, всегда Об этом помнит'.
Кн. С.ОБОЛЕНСКИЙ. 'Ткань истории' у Солженицына'*. Автор
рецензии характеризует 'Август Четырнадцатого' как 'прежде
всего и превыше всего русскую книгу, совершенно современную и
укорененную вместе с тем не только в русских событиях
полувековой давности, но и в незапамятных глубинах русского
прошлого'. Особое внимание и восхищение рецензента привлекает
философия истории СОЛЖЕНИЦЫНА, противопоставление им своего
взгляда на иррациональность исторического процесса банальным
'передовым' схемам, в разных вариациях выражаемым устами
'левых' персонажей книги, а главное - сознательное
отталкивание от толстовского фатализма и утверждение важности
христианского мотива личной ответственности.
ВИКТОР ФРАНК. 'Солженицын и Толстой'. Говоря о
напрашивающихся параллелях между 'Войной и миром' и 'Августом
Четырнадцатого', отмеченных многочисленными рецензентами
СОЛЖЕНИЦЫНА (в том числе А.ШУБОМ - см. выше), автор настоящей
рецензии считает гораздо более существенным сознательный вызов
СОЛЖЕНИЦЫНА ТОЛСТОМУ в избранной философии истории (ср.
предыдущую рецензию). Рецензент номинально воздерживается от
сравнительных оценок обеих концепций, предоставляя выбор
читателю, но симпатии его несомненно на стороне современного
автора. 'Философия истории, так, как она с величайшим
мастерством и убедительностью воплощена в 'Войне и мире',
на заглавную О сайте10 самыхСловариОбратная связь к началу страницы
© 2008-2014

online
magazines pdf download
download magazine pdf
download ebooks pdf
XHTML | CSS
1.8.11