Онлайн словарь
А
АА

Аарон-41

[loadfile: templates/common/google_ads.txt is empty]
 
будет предан смерти...» Это знамение между Мною и сынами Израилевыми навеки (Исх. 31:14,17). В Втор. 5:12-15 в связи с празднованием субботы указывается также на избавление от египетского рабства. «И помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою; потому и повелел тебе Господь, Бог твой соблюдать день субботний».  Суббота должна быть днем покоя во время посева и жатвы (Исх. 34:21; в субботу нельзя было зажигать в домах огонь (Исх. 35:3), нельзя было печь и варить (Исх. 16:23); запрещалось носить ношу (Иер. 17:21 и дал.; Иоан. 5:10); покупать или продавать (Неем. 10:31; 13:15 и дал.). В Чис. 15: 32 и дал. приводится случай, когда собиравший дрова в субботу был побит камнями. Этот день должен был отличаться, сверх обычных ежедневных жертв, приношением жертвы всесожжения, состоявшей из двух агнцев, вместе с хлебным приношением из пшеничной муки и елея, и возлиянием при нем (Чис. 28:9 и дал.). В субботу также должно было заменять старые хлебы предложения свежими (Лев. 24: 8); в этот день весь народ должен был собираться к святилищу (Лев. 23:2 и дал.).  Подобно субботе, или дню святого покоя, должно было праздновать первый и последний дни Пасхи (Лев. 23: 39) и, подобно субботе суббот, или «великой субботе» праздновать великий день очищения (Лев. 16:31; 23: 32), О «великой субботе» в Иоан. 19: 31 см «Пасха».  Господь обещает обильное благословение соблюдающему субботу (Ис. 58:13 и дал.). Нарушение субботы было грехом, против которого горячо восставали пророки (Иер. 17:21 и дал.; Иез. 20:12 и дал.; 22:26). В 2 Пар. 36:21 высказывается, что Бог в продолжение 70-тилетнего Вавилонского плена дал земле отдых за те субботы и субботние годы, которые народ ей не дал. (Срав.: предостережения в Лев. 26:34 и дал.). После плена Неемия особенно ревновал о соблюдении субботы (Неем. 13:15 и дал.). С течением времени фарисейское иудейство довело внешнее празднование субботы до такой крайности, что запрещало даже делать добро в субботу, так что евреи во время Христа были известны даже между язычниками своим соблюдением субботы. Против такого субботства восстал Христос, как Господин субботы (Мат. 12:1 и дал.; Лук. 13:14 и дал.; Иоан. 7:21 и дал.; Лук, 14:3 и дал.). Когда же евреи нападали на Него, как на нарушителя субботы, то Он отвечал им: «Отец Мой доныне делает и Я делаю» (Иоан. 5:17).  Наконец, Своею смертью и воскресением Христос уничтожил обрядовую по букве субботу закона (Кол. 2:14-16). Некоторые из первохристиан продолжали различать дни по еврейским установлениям (Рим. 14:5). Но уже в апостольские времена христиане собирались «в первый день недели», или в воскресенье (Деян. 20: 7 и 1 Кор. 16:2) В Отк. 1:10 говорится, что Иоанн был в Духе в день Господень (греч. текст), т.е. в воскресенье. Этот день и назван так в воспоминание воскресения Христова из мертвых [19]  О праздновании воскресного дня первохристианами имеется очень древнее свидетельство: Плиний Младший, наместник Вифинии в конце первого столетия, в своем донесении императору Траяну сообщает, что: «христиане имеют обыкновение в определенный день собираться до восхода солнца, чтобы воспевать песни Христу, как Богу, и обязывают себя торжественной клятвой не делать никакой неправды». Этот обычай был настолько известен, что обыкновенный вопрос, предлагавшийся подозреваемому в принадлежности к христианству, был таков: «соблюдаешь ли день Господень?» На это отвечали: «Я христианин и не могу не радеть об этом». Иустин Мученик рассказывает, что «в день Господень все христиане в городах или деревнях собираются вместе, ибо этот день является днем воскресения нашего Господа; тогда мы читаем Священное Писание, после чего пресвитер держит речь к собравшимся, убеждая их исполнять слышанное. Затем, мы все соединяемся в молитве и совершаем таинство, по окончании  В Слове Божием мы не встречаем установления празднования воскресного дня, которого, желающие жертвуют по своему усмотрению; собранные средства передаются заведующему, который распределяет вспомоществование сиротам, вдовам и прочим нуждающимся христианам по степени их нужды». Субботний год.  См. «Седьмой год», «Юбилейный год» и «Рабы». Субботний путь.  См. «Мера». Сува.  См. «Сирия». Суд  (Мат. 5:21). См. «Право». Суд Божий.  Так переведено в Деян. 28: 4 слово «дике», обозначающее богиню возмездия, которая постепенно, но верно настигала преступника. Судилище  (Мат. 10:17; Map . 13:9) — суд в провинциальных городах Палестины. Судно, корабль  — евр. ония.  Судно, корабль. Хотя евреи, за некоторыми исключениями, и не были мореплавателями, но все-таки в Библии мы встречаем указания на корабли и мореплавание, благодаря расположению страны при Средиземном море, ее соседству с финикийцами — мореплавателями древнего времени — и тому обстоятельству, что внутри Палестины было судоходное Гённисаретское озеро. Живущие при море колена Завулоново (Быт. 49:13), Даново и Асирово (Суд. 5:17), по всей вероятности, не были чужды мореплаванию, судя по вышеприведенным местам. Иоппия или Яффа у северной границы земли Филистимской и Тир в Финикии с древних времен славились, как хорошие гавани для приходивших издалека торговых судов (Прит. 31:14). В Яффу по 2 Пар. 2:16 привозились бревна с Ливана; из Яффы бежал пророк Иона морем (Ион. 1:3; срав. о Тире Ис. 23:1; Иез. 27; Деян. 21:7). В иудейских гаванях Елафе и Ецион-Гаврее Соломон с помощью финикийских моряков, устроил сообщение по морю с отдельными странами (3 Цар. 9:26 и дал.; 10:22); то же самое пытался возобновить, также и Иосафат (3Цар. 22:48). В Пс. 106:23 и дал. мы читаем об отправляющихся на кораблях в море, производящих «дела на больших водах»; буря, повергая их в страшную опасность, заставляет взывать к Господу и Он избавляет их, и они воспевают Его святое имя в народных собраниях и в сонме старейшин — указание на плавающих в море израильтянах. Все же большая часть кораблей, упоминаемых в Библии, принадлежала чужим народам. Единственной значительной гаванью Палестины была построенная Иродом гавань в Кесарии, из которой отплыл ап. Павел (Деян. 27:2) и, заметим, — на Адрамитском корабле. В Ис. 43:14 говорится о флоте Халдеев; в Ис. 18: 2 — о египетских папирусовых судах (См. «Тростник» и в Ис. 23:1 — о кораблях Фарсиса (См. «Фарсис»). Суда евреев, большей частью представляли небольшие барки или рыбачьи лодки, в которых галилейские рыбаки занимались своим ремеслом на Тивериадском озере и которые встречаются в Евангелии под названием лодка (Мат. 4:18 и дал.; 8:23 и дал.; Map . 1:16 и дал.; 4:35 и дал.; Лук. 5-14 и дал.; 8:22 и дал.).  Корабли того времени приводились у движение или при помощи весел, или же плыли под парусами. Римские торговые суда были более шире и имели большую осадку, нежели военные корабли; следовательно, были чрезвычайно вместительными. Они плавали, большею частью, под парусами; военные же приводились в движение веслами, которыми работали гребцы, сидевшие друг над другом. На носу корабля помещался корабельный знак, или знамя (Деян. 28:11). Иногда корабли были роскошно отделанными; у Иез. 27 красивые Тирские корабли изображаются со всем своим пышным снаряжением: кипарисовыми палубами, кедровыми мачтами, дубовыми веслами, буковыми скамьями, украшенными слоновой костью, узорчатыми парусами, флагами и палатками из египетской ткани голубого и пурпурового цвета и т.д. В рассказе Деян. 27 о морском путешествии Павла и кораблекрушении находим множество подробностей относительно снаряжения больших торговых судов. Мы читаем там о начальнике корабля, кормчем и матросах (см. стихи 11,27, 30) о рулевых канатах («развязали рули» ст. 40), то есть о канатах, при помощи которых управляли рулем (Иак. 3:4) или рулями, потому что большие корабли часто имели по два руля; далее — о спасительной лодке ст. 16,32), якорях (ст. 29,40), и об измерительном приборе, т.е. лоте (ст. 28). В 17 стихе говорится о том, что корабль обязывали канатами, чтобы он не разбился — способ, который часто употреблялся древними. В том же стихе упоминается о спускании парусов. Далее яркими красками описываются меры, принятые для спасения потерпевших кораблекрушение: «своими руками побросали с корабля вещи» (19 ст.), «хотели бежать с корабля и спускали на море лодку» (ст. 30 и дал.) «стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море» (38 ст.), «подняли якоря» (40 ст.), затем пускались вплавь, а кто не умел плавать, держался за доски и обломки корабля. Это было не малое торговое судно: оно вмещало 276 человек (37 ст.).  В древности моряки плавали, в большинстве случаев, осторожно, держась берегов; если приходилось отдаляться от берега, то свой путь они направляли по солнцу или известным звездам. Только в летнее время осмеливались доверяться морю. Даже во времена Павла суда, находившиеся на пути из Палестины в Италию, должны были искать себе гавань для зимовки (Деян. 27:12; 28:11). Понятно, что морские путешествия при таких условиях считались чем-то ужасным. Срав. рассказы о бедствии на море пророка Ионы (Ион. 1:4 и дал.) и переживания Павла на глубине (2 Кор. 11:25 и дал.). Судья  — евр. шорег.  1) Судьи, в собственном значении этого слова, т.е. люди разбирающие дела по закону, поставлены Моисеем по совету его тестя Иофора (Исх. 18:13 и дал.). В последствии были даны законы, касающиеся самих судей (Втор. 16:18 и дал.; 2 Пар. 19:5 и дал.). См. «Право».  2) Судья, в более широком значении слова, значит правитель. Так назывались те вожди и освободители, которые в беспокойные времена после смерти Иисуса Навила до периода царей, время от времени воздвигались Господом для управления и помощи народу, страдавшему от руки врагов. Беспорядок и нужда во времена судей и деятельности последних коротко описываются в Суд. 2:10 и дал. Когда Иисус Навин и его современники умерли и подросло новое поколение, которое не знало Господа и Его дел для Израиля, сыны Израилевы оставили Господа и стали служить Ваалу и Астарте, то «воспылал гнев Господа на Израиля», и Он предал их в руки грабителей и врагов, окружавших их; и им было весьма тесно. И воздвигал им Господь судей, которые спасали их от руки грабителей, ибо умилосердился над ними Бог и помогал им при жизни судей. Когда же судьи умирали, народ возвращался к прежнему и даже поступал еще хуже отцов в злых делах своих и воспылал гнев Господень на Израиля снова. Необузданность и беспорядок этого времени обрисовывается очень метко несколькими словами: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6; 18:1; -9:1; 21:25). Судьи не имели власти царя (Авимелех Суд. 9 был исключением); они не имели никакой власти над землей и народом и не передавали своего звания по наследству (Суд. 8:22 и дал.). Как лично призванные Иеговой, истинным Царем Израиля, они применяли свою власть в то время и в том месте, которые Он указывал. Эта власть заключалась частью в отправлении правосудия, т.е. в деятельности судей в буквальном значении слова (Суд 4:4 и дал.; 1 Цар. 7: 15 и дал.; 8:1 и дал.); частью в исполнении обязанностей правителя (Суд. 10:2 и дал.; 12:8 и дал.).  Деятельность судьи, обыкновенно, начиналась с выступления во главе войска на врагов, которые в то время беспокоили землю; победивши врагов, судья управлял страной до своей смерти. См., например, Суд. 10:8, 18;  11:32; 12:7. Далее надо заметить, что большая часть судей управляла только известными частями страны; колена Израилевы в то время еще не сплотились настолько, чтобы представлять один народ. Иеффай был вождем жителей Галаадских и, победив Аммонитян, вступил в кровавое сражение с коленом Ефремовым (Суд. 12:1 и дал.). За Деворой и Бараком на войну последовала только часть колен Израилевых; Рувим, Гад, Дан и Асир осуждаются за то, что не приняли участия в войне (Суд. 5:14 и дал.). Гедеон не признавался ефремлянами (Суд. 8:1) и т.д. В конце периода судей их деятельность ограничивалась управлением гражданскими делами, сами они не принимали  участия в войнах; как, например, Илий и Самуил.  Положение израильских судей и их титул (евр. шофет - судья) сравнивали с положением и титулом, так называемых «суффетов» в древнем Карфагене, — чиновников, власть которых соответствовала власти консулов в Риме и которых историк Тит Ливии называет судьями; а также с упоминаемыми Иосифом Флавием «династей», т.е. судьями, которые в шестом веке до Р.Хр. одно время правили в Тире. Всего судей было 14 (или 15, если считать и Самегара, который не называется судьей; Суд. 3:31; 5:6).  Приведенные здесь года составляют в сумме 450 лет, такую же сумму лет мы находим и в Деян. 13:20: около 450 лет давал им судей до пророка Самуила». Это счисление ап. Павла, которого держится и Иосиф Флавий; все-таки стоит в противоречии с указанием в 3 Цар. 6:1, где говорится, что время от выхода из Египта до четвертого года царствования Соломона составляет 480 лет. Если из этих 480 лет отнять 450 лет времени правления судей, то остается 30 лет; но откуда получится 40 лет странствования в пустыне, годы правления Самуила и Саула, 40-летнее царствование Давида и четыре первых года царствования Соломона? Между многими попытками разрешения этого трудного вопроса более правдоподобно одно предположение, именно, что несколько периодов рабства и периодов судей, упомянутых в книге Судей, совпадали по времени, но в какой мере, — трудно определить. Согласно книге Суд. 11:26 триста лет прошло от конца странствования по пустыне до времени судьи Иеффая. Сузы  — Шушан.  Сузы, т.е. лилия — персидская столица на реке Улае, где Артаксеркс устроил торжественный пир в третий год своего царствования (Есф. 1:2 и дал.), где Неемия получил позволение от Артаксеркса возвратиться в Палестину и восстановить стены Иерусалима (Неем. 1:1 и дал.), и где Даниил видел одно из своих видений, близ реки Улая (Дай. 8:2,16). В Сузах жили евреи, что видно из Есф. 2: 5; 4:16. Город Сузы грекам и римлянам был известен под названием Суза при реке Хоаспе, славившегося своей водою. Этот город был столицей провинции Сузис или Сузианы, между Вавилоном и Персией, зимним местожительством персидских царей. Он был украшен роскошными постройками и служил местом хранения персидских царских сокровищ. По Страбону, город занимал площадь в 120 или 200 стадий . Развалины Суз еще и ныне существуют под названием Шуш, к востоку от небольшого потока шапур, между Керху, притоком Тигра на западе, и рекою Дисфуль на востоке. Шапур и Дисфуль впадают в реку Карун, которая, равно как и Керху, течет с севера и впадает в Шат-эль-Араб, общее русло Тигра и Евфрата. Там, где Керху и Карун сближаются, между притоками последнего Шапуром и Дисфулем, и находятся развалины Шуш, замечательные по занимаемой ими площади (2 километры с востока на запад и 1,5 км с севера на юг) с многочисленными колоннадами и надписями на кирпичах и на камнях. У потока Шапура возвышается надгробная постройка, называемая могилой Даниила. Трудно определить, который из упомянутых потоков является древним Хоаспом или Улаем. По всей вероятности, все эти реки в древности были соединены каналами. Когда Даниил (Дан. 8:16) говорит, что он слышал голос «от средины Улая», он, быть может, обозначает этим окружавшие город потоки. Суккот-бенеф  — Сукот-банот. Суккот-бенеф, истукан, который переселенцы из Вавилона поставили в Самарии (4 Цар. 17:30); согласно Равлинзону и Шрадеру, — это переделка ассирийского слова Цирбанит, т.е. «дающий семя», имя богини плодородия. По-еврейски это слово может означать «хижины дочерей» (Срав. 4 Цар. 23:7). Сукхиты  — Сукиим.  Сукхиты (2 Пар. 12:3) упоминаемые вместе с египтянами, ливийцами и эфиоплянами, как вспомогательное войско фараона Сусакима, были, как полагают, жителями города Сухе, упоминаемого Плинием, расположенного на западном берегу аравийского залива. Суламита  (Шуламит). См. «Песня П.» Сума на дорогу  (Мат. 10:10) и сума ( Map. 6:8; Лук. 8:3; 22:35) — маленький кожаный мешок, в котором галилейские жители носили в дороге пищу или другие нужные вещи; таковою была также пастушеская сумка Давида (1 Цар. 17:40). Сунем.  См. «Сонам». Сур  — Шур.  Сур, теперь Суэц, город на северном конце западного залива Чермного моря (Быт. 16:7; 20:1; 25:18; 1 Цар. 15:7; 27:8). По имени этого города названа пустыня, которая простирается от северной части залива, вдоль восточного берега (Исх. 15:22); ее называли также Ефамской пустыней (Чис. 33:8). Сусаким  — Шишак. Сусаким. Египетский фараон, названный на памятниках Шешенк 1, первый царь 22-й (или бубастской) династии. Он оказал покровительство бежавшему Иеровоаму (3Цар. 11:40), и, вероятно по его совету, начал войну с Ровоамом, покорил укрепленные города в Иудее, взял все сокровища Иерусалимского храма и дворца, и, по-видимому, сделал Ровоама своим данником (3Цар. 14:25 и дал.; 2 Пар. 12:2 и дал.). Сусаким оставил повествование об этом победоносном походе, высеченным на одной из стен посвященного его богу покровителю Аммону, храма в Фивах, теперешнего Карнакского храма. Там перечисляются покоренные им страны, города и народы. Еще и теперь можно прочесть такие имена, как Адораим, Вефорон, Айалон, Фаанах, Мегиддон и названия некоторых северных и восточных городов Палестины.  Среди рисунков на этом памятнике находятся также поясные изображения закованных людей с семитическими чертами лица. Под одним из них можно прочесть такую надпись: «Иуда Малек», т.е. царь Иудейский или царская Иудея. В речи царю победителю от имени бога Аммона, между прочим, говорится следующее: «Мое сердце радуется, ибо я видел твои победы милый сын мой, Аммон-мер-Шешенк (друг Аммона-Шешенк)... Я повелел народам юга прийти к тебе с выражением покорности и северным народам покориться величию твоего имени». Сусанна,  одна из тех женщин, которые служили Господу Иисусу своим имением (Лук. 8:3). Сын  — евр. бен.  Сын. Кроме буквального значения, это слово употребляется в значении внука, или потомка вообще, например, Быт. 29:5; 2 Цар. 19:24; Мат. 1:1; часто также имеет значение ученика (1 Цар. 3:6), или слуги (4 Цар. 8:9; срав. Тит. 1:4). Далее, это слово употребляется, равно как и слово дочь, согласно еврейскому обороту речи, во множестве выражений для обозначения качества зависимости, сходства и т. п., например, «сын 500 лет», т.е. 500-летний (Быт. 5:32, евр. текст), «сын одной ночи», т.е. выросший в течение одной ночи (Иоан. 4:10 евр.), «сын старости», т.е. сын, рожденный в старости отца (Быт. 37:3); «сын Велиара», т.е. злой человек (1 Цар. 25:17; 2 Кор. 6:15 — Велиар), «сын смерти», т.е. обреченный на смерть (1 Цар. 20:31 евр.); также, «сын погибели» (Иоан. 17:12). Далее «сыны Громовы», т.е. уподобляющиеся по силе грому ( Map. 3:17), «сын мира», т.е. мирный, «сыны воскресения» участники воскресения (Лук. 20:36), «сыны противления» (Еф. 2:2), «сын утешения» (Деян. 4:36), т.е. утешитель; «сыны царства» (Мат. 8:12), т.е. участники в царстве, «сыны чертога брачного (см. Брак»), т.е. участники брачного пира. Сын Божий  — евр. Бен Элохим. Сын Божий в самом высоком значении слова — Мессия (Пс. 2:7; Дан. 3: 25; Лук. 1:35; Иоан. 1:18,34), о Котором уже в Прит. 30:4 мудрец спрашивает: «Кто поставил все пределы земли? Какое имя Ему? И какое имя Сыну Его, знаешь ли?» Сын человеческий  — евр. Бен-адам. Сын человеческий — название, которое Иисус часто применял к Самому Себе, и которое частью обозначало настоящую человеческую природу Христа и Его совершенное соединение с человечеством (Евр. 2:6), частью указывает на пророчества в Ветхом Завете, особенно у Дан. 7:13, где с облаками шел как бы Сын человеческий».. Срав. Пс. 8:5; Мат. 24:30; 26: 64; Map . 13:26; Лук. 21:27. Это название, обозначающее Спасителя, встречается 80 раз в Новом Завете, и особенно в Ев. Матфея, который показывает, как в Иисусе исполнились пророчества. Сыновья пророков  (евр. бнеи-невиим). См. «Пророки». Сыны Божии,  дети Божий, чада Божия. Эти слова употребляются в Новом Завете в трех различных значениях: 1) в естественном значении Адам называется сыном Божиим, как созданный Богом (Лук. 3:38); 2) в духовном смысле верующие называются детьми Божьими, как возрожденные по Его подобию (Иоан. 1:12; Рим. 8:14); 3) в сверхъестественном значении, сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых суть сыны Божий (Лук. 20:36).  Сынами Божьими называются также ангелы (Иов. 38:7).  Сыны Божий в Быт. 6:2, от которых дочери человеческие рождали исполинов, по мнению одних были могущественными мужами княжеского рода, по мнению же других, благочестивыми людьми, ангелами и т. д. Срав. слово «Бог». Сыны Громовы.  См. «Иаков 3». Сыр,  упоминается в 1 Цар. 17:18 и в Иов. 10:10 (евр. гвина, араб. джуон - сыр, в русском переводе творог). Свидетельство Филона о существовании сыра у теперешних бедуинов, образ жизни которых не изменился в течение тысячелетий, вместе с вышеприведенными местами Библии и тем фактом, что в Иерусалиме была особая местность, называвшаяся «долиной сыровара» (по Иосифу Флавию), дают основание предполагать, что израильтянам было известно изготовление сыра в настоящем значении этого слова. Тавеил  — Таваль.  Тавеил, сириянин, сына которого Рецин и Факей намеревались поставить царем в Иерусалиме вместо Ахаза (Ис. 7:6). Тавера.  См. «Киброт-Гаттаава». Тавифа,  т.е. серна, по греч. Доркас, ученица в Иоппии, которая «была исполнена добрых дел и творила много милостыни» . Петр воскресил ее из мертвых (Деян. 9:36 и дал.). Тавримон,  отец сирийского царя Венадада (3Цар. 15:18). Талант.  См. «Деньги». «Талифа куми»  т.е. девица, тебе говорю, встань! — слова Иисуса, обращенные к дочери Иаира ( Map . 5:41). Талмон.  См. «Телем 2.». Талмуд  (т. е. учение). См. «Книжники». Тамара  — Тамар.  Тамара, город на южной границе Иудеи (Иез. 47:19; 48:28); считается некоторыми за Фадмор, построенный Соломоном (3Цар. 9:18; 2 Пар. 8:4). Таппуах,  т. е. яблоко. Город в низменной части Иудеи (И. Нав. 15:34). Тарах,  одна из стоянок израильтян в пустыне (Чис. 33:27 и дал.). Тарпелея,  одно из мест, откуда ассирийцы переселили колонистов в Самарию (Езд. 4:9). Предполагают, что это Триполис или Траблус в северной Финикии. По Иосифу Флавию, самаряне называли себя сидонянами, живущими в Сихеме». Тарс,  столица Киликии на реке Тарсусе (в древности Кидн), недалеко от ее впадения в Средиземное море. Здесь родился ап. Павел и где, после своего обращения, когда ненависть евреев заставила его покинуть Иерусалим, он прожил несколько лет — до того времени, как был приведен Варнавою в Антиохию на дело служения (Деян. 9:11,30; 11:25; 22:3). Таре был большим и многолюдным городом (21:39), вел оживленную торговлю и, как средоточие наук, соперничал с Афинами и Александрией. Срав. «Киликия». Апостол Павел получил там греческое образование, а еврейское, по его словам (22:3), он получил в Иерусалиме, «у ног Гамалиила». Правом римского гражданства, по мнению некоторых, он пользовался только потому, что был уроженцем Тарса. Однако же этому противоречит то обстоятельство, что сотник, узнав, что Павел был из Тарса (21:39), все-таки приказал бить его (22:24), и отменил свое приказание, когда узнал, что Павел был римским гражданином (22:27). Таре тогда уже был вольным городом с правами самоуправления под протекторатом Рима, однако город долгое время не имел права римского гражданства. От древнего Тарса остались только незначительные развалины. Тартак,  идол, которому поклонялись Аввиицы (4 Цар. 17:31). Тартан  упоминается в 4 Цар. 18:17, как один из военачальников, посланных Сеннахиримом к Иерусалиму, и в Ис. 20:1, как военачальник, посланный Саргоном к Азоту. Из ассирийских памятников мы узнаем, что это слово не является собственным имением, а титулом (по-ассирийски «Туртану»). Так назывался высший чиновник и военачальник, который заменял царя в том случае, если царь лично не шел на войну; этот титул, приблизительно, соответствует теперешнему званию фельдмаршала. Тафна  — Тахпанхес. Тафна или Тафнис, город в Египте, куда убежала часть евреев после разрушения Иерусалима, и где проповедовал Иеремия (Иер. 2:16; 43:7 и дал.; 44:1; 46:14). По-видимому, Тафнис был значительным городом с царским дворцом и кирпичными заводами (43:9). В Иез. 30:18 городу угрожала гибель. Тафнис, который у Геродота упоминается под названием Дафна, а на памятниках называется Табнет, был пограничной крепостью, недалеко от моря, на западном берегу у Пелузийского рукава Нила; его местоположение отмечается теперь развалинами Дефенне. Тахпенеса,  современная Давиду египетская царица, сестра которой была отдана фараоном в жены идумеянину Адеру. Тахпенеса воспитывала их сына Генувата в своем доме вместе с сыновьями фараоновыми (3Цар. 11: 19,20). Тахтим-Ходши  — область, которую обходил Иоав во время исчисления народа; она находилась, по всей вероятности, к востоку от Геннисаретского озера (2 Цар. 24:6). Твердь,  небо (евр. «ракиа» — пространство), которое Библия представляет прозрачным сводом или куполом, распростертым над землею. Так, например, в вопросе Елиуя: «Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело совершеннейшего в звании? Ты ли с Ним распростер небеса, твердые как литое зеркало?» (Иов. 37:16,18). Эта твердь разделяет воды вверху от вод, находящихся внизу (Быт. 1:6 и дал.; Ис. 40:22; Пс. 103:2 и дал.), и имеет окна (Быт. 7:11; Ис. 24:16), или двери (Пс. 77:23), через которые падает дождь (Мал. 3:10); она поддерживает планеты, которые прикреплены к ней (Быт. 1:14; Срав. Ис. 14:12; Мат. 24:29). Наряду с этим поэтическим представлением о происхождении дождя, существовало и другое мнение, что видно из Быт. 2:6; Иов. 36:27 и дал.; Срав. 3 Цар. 18:44 и дал., где говорится, что Илия видел небольшое облако, и в Прит. 25:14 о тучах без дождя. Творение.  В противоположность языческим религиям и философским теориям, Библия говорит с самого начала, что все существующее произошло от свободного творчества всемогущего Бога и назвало творением, т.е. созданием существующего из ничего. Священное Писание свидетельствует, что все создано Отцом (Быт. 1:1; Отк. 4:11) через Сына (Иоан. 1:1 и дал.; Кол. 1:16) оживотворяющей силою Духа (Быт. 1:2; Срав. Прит. 8: 22 и дал.; Евр. 11:3). По представлению евреев Бог после сотворения мира почил от дел Своих, но Христос разъяснил нам, что Бог постоянно продолжал и продолжает творить (Иоан. 5:17). Мы видим также, что продолжающееся Божье действие в царстве природы и благодати в Ветхом и в Новом Заветах часто представляется, как творение. См. Пс. 50:12: «Сотвори во мне чистое сердце»; Еф. 2:10: «Мы Его творение, созданы во Христе Иисусе» (Срав. Ис. 4:5; 45:7; 65:17, 18; Кол. 3:10).  Величественную картину первоначального творения мы находим в Быт. 1:2; Иов. 38:4 и дал.; Пс. 103. В Быт. гл. 1 создание вселенной охватывает «шесть дней». Некоторые предполагают, что эти шесть дней обозначают шесть длительных геологических периодов, ибо «у Господа тысяча лет, как один день» (Пс. 89:4; 2 Пет. 3: 8). По мнению других, период геологических формации имел место в промежутке между первым и вторым стихами (Быт. 1-2). Действительно промежуток между этими стихами является для нас тайной, которая объяснится только в вечности. Мы не можем верить, что творение началось с «безвидного и пустого»; стих 2 свидетельствует, невидимому, о катастрофе, которая произошла на первой земле в связи с возмущением сатаны и его сообщников (Иуд. 6). Как из этих темных развалин Создатель вторично в течение шести дней сотворил новый мир, приспособленный для жизни человека — Моисей узрел в пророческом видении Таково мнение некоторых исследователей Библии. Придерживающиеся традиционных взглядов видят в днях творения обыкновенные дни, заключающие 24 часа, и верят, что Творец не только мог, но и на самом деле заключил этих 6 длинных периодов в 6 обыкновенных дней и сотворил мир настолько совершенным, что нам кажется, будто устройство его потребовало много времени.  Исследуя все места Библии, говорящие о творении, можно поставить вопрос: нужно ли все эти места понимать буквально, т.е. предназначены ли они для того, чтобы преподать нам знания по геологии, астрономии и т. п. Согласно Быт. 1, сотворению человека предшествует сотворение растений (ст. 12 и дал.), а во 2:5 — наоборот; или в Быт. 1 говорится, что звезды были созданы в 4 день, а по Иов. 38:6 и дал. утренние звезды существовали и ликовали, когда «полагался краеугольный камень» земли. Все это научает нас оставить бесплодные попытки согласования Библии с наукой касательно этих вопросов. Пусть наука говорит нам о том, что существует. Библия же указывает нам на Того, Кто сотворил существующее. Самое значительное в библейском рассказе о творении заключается в том, что Бог с начала создал все «весьма хорошо», и что все создание в конце будет воспевать хвалу Создателю (Отк. 5:13). Театр.  См. «Зрелище, ристалище». Тевец,  город, где Авимелех пал от руки женщины (Суд. 9:50 и дал.; 2 Цар. 11:21), теперь большое селение Ту-бас в 16 км. к западу от Наблуса. Тевеф,  январь, см. «Месяцы». Тел-Авив,  т.е. холм 1) весны (Иез. 3: 15), место при реке Ховаре в Месопотамии, где жили выселенные евреи. 2) См. «Яффа». Телаим.  См. «Телем 1». Телем.  1) Город в южной Иудее (И. Нав. 15:24), вероятно, тот же, что Телаим (1 Цар. 15:4). где Саул произвел смотр своим войскам перед войной с амаликитянами.  2) Привратник в храме во время Ездры (Езд. 10:24), тот же, что Талмон в Езд. 2:42; Неем. 12:25. Телец,  теленок — евр. эгель.  Телец, теленок. Тельцов в большом количестве приносили в жертву. Откормленный теленок считался лакомым блюдом (Быт. 18:7; Ам. 6:4; Лук. 15: 23). В символическом обороте речи тельцы обозначают легкомыслие и упрямство. Срав. Иер. 46:20 и дал.  Рассечь тельца на двое и пройти между рассеченными частями его» (Иер. 34:18) обозначает, по предположению некоторых, ветхозаветную форму скрепления союза. Этим способом выражалось обоюдное согласие подвергнуться участи животного в случае нарушения союза.  «Золотой телец» — евр. эгель загав. «Золотой телец». Когда народу показалось, что Моисей слишком долго оставался на Синае, то он принудил Аарона сделать из золотых серег и колец тельца, который был бы образом Бога и шел бы перед народом. Аарон сделал это и построил жертвенник, на котором народ принес жертвы, после чего стали пировать и плясать (Исх. 32:1 и дал.). Моисей, сойдя с горы, при виде этого зрелища разгневался, сжег тельца в огне, истолок его в порошок; затем высыпал порошок в ручей, который протекал с горы, и велел народу пить свой собственный грех себе на проклятие (Исх. 32-20; Втор. 9:21). Когда же народ стал хулить его за совершенный поступок, Моисей отделил тех, которые желали принадлежать Господу. Все сыны Левины присоединились к нему, взяли свои мечи, прошли по стану и убили около 3000 мужчин. Предполагают, что этот телец напоминает изображение священных быков, которые израильтяне видели в Египте, например, черного быка Аписа в Мемфисе, который изображал Озириса, или белого быка Мневиса в Гелиополе, в земле Гесем, который изображал бога солнца Гора. Образец тельца они могли заимствовать от египтян, которые носили во время священных процессий небольшие изображения быков, которые мы видим теперь на сохранившихся египетских памятниках. Изображение божества под видом сильного быка было обычной формой идолопоклонства на Востоке. Хотя Аарон, отливая тельца, не намеревался изобразить какого-либо идола, но самого Иегову (Исх. 32:8), все же это его дело считается отпадением, так как являлось попыткой изобразить Невидимого. Такое же стремление побудило Иеровоама поставить золотых тельцов — одного в Вефиле, а другого в Дане, как изображения Иеговы, чтобы отвлечь народ от Иерусалима. И то же неблаговоление Божие часто высказывается пророками по поводу «греха Иеровоама» (3Цар. 12:26 и дал.; 4 Цар. 17:21; Ос. 8:5; 10:5 и дал.). Телмелах  и Тел-Харши — названия вавилонских местностей, откуда возвратились евреи (Езд. 2:59; Неем. 7:61). Темница  — евр. бейт-соа.  Темница. Закон Моисея ничего не говорит о тюремном заключении; единственный род наказания подобного рода, упоминаемый там, есть заключение под стражу (Лев. 24:12). В Египте существовали тюрьмы (Быт. 39:20; 42:19). Также в Израиле в позднейшие времена пророки Господни сажались в тюрьмы (Иер. 32:2; 2 Пар. 16:10; 18:26). После плена и во времена Нового Завета заключение было весьма обыкновенным наказанием, особенно за долги (Мат. 18:30) и за религиозные преступления (Мат. 11: 2; Деян. 5:18; 8:3). Темницами служили иногда пустые цистерны, колодцы или ямы (Быт. 37:20), иногда с толстым слоем грязи на дне (Иер. 38:6). Государственные тюрьмы находились в стенах городов около ворот (Иер. 20:2), под землею (Иер. 37:16), или при царских дворцах (Иер. 32:2) и т. д. Заключенные заковывались в цепи (Суд. 16:21; Иер. 40:1). Во времена римского владычества одна или обе руки преступника приковывались к руке солдата, который стерег его (Деян. 12-4; 21:33). Иногда заключенного забивали в колоду — орудие, состоящее из двух бревен с отверстиями для ног, рук или шеи. Так поступили с Иеремией (Иер. 20:2; 29:26), с Павлом и Силою (Деян. 16:24) и таким же страданиям Иов уподобляет свои мучения (Иов. 13:27; 33:11). В древние времена посещение заключенных в тюрьмах было легче, чем теперь (Иер 32:8; Мат. 25:36). См. «Клятва».  Выражение: «возвращение плена» обозначает возвращение заключенных из плена или возвращение разорившегося к его прежнему благосостоянию. См., например, Иов. 42:10; Иер. 29: 14; Пс. 125:1 и т.д. Тень  — евр. цель.  Тень упоминается в символической речи Библии в различных значениях. Тень часто является символом спокойствия и покровительства (Ис. 30: 2; 49:2; Ос. 14:8); так, например, говорится о тени (сени) Всевышнего (Пс. 90:1) и т.д. Это слово употребляется также как символ тленности жизни (1 Пар. 29:15; Пс. 101:12; Еккл 6:12). Выражение «тень смертная» обозначает духовное и физическое бедствие и душевное беспокойство (Мат 4:16; Пс. 22:4). Завет закона уподобляется «тени» в противоположность «свету» Нового Завета (Кол. 2:17- Евр 8:5; 10:1). Терафимы  (Ос. 3:4), какие-то домашние боги, которых израильтяне, по-видимому, наследовали от своих арамейских праотцов. Когда Рахиль со своим семейством оставила дом отца, то она похитила его терафимов (Быт. 31:19,30), и, когда он нагнал их и стал обыскивать, то она спрятала терафимов под верблюжье седло (ст. 34) Эти истуканы, следовательно, не были так велики, как тот терафим, который находился у Мелхолы, дочери Саула, которая окутала его голову козьей шкурой и покрыла одеждою (1 Цар. 19:13,16) Из кн. Судей 17:5; 18:5,14 видно, что терафимом пользовались, как своего рода оракулом, чтобы узнать волю Божию. Царь Вавилонский советовался со своими терафимами (Иез. 21:21). Пророки Господни не одобряли этот языческий обычай (1 Цар. 15:23; Зах. 10:2); когда царь Иосия очистил царство Иудейское от всякого чародейства и идолопоклонства, то он также не пощадил и терафимов (4 Цар. 23:4 евр.). «Сыны Израилевы долгое время будут оставаться без царя, без жертвенника, ефода и терафима» (Ос. 3:4). Теревинф  — фисташковое дерево.  Теревинф. Еврейское слово «Элая» и «Эль», вероятно, обозначают теревинф; они встречаются в еврейском тексте Быт. 35:4; 2 Цар. 18:10; Ос. 4:13; Ис. 1:29,30; 61:3. Теревинф ( Pistacia Terebinthus) —ветвистое дерево с высоким стволом, с вечнозелеными, растущими пучками, листьями и плодами, похожими на виноград. Дерево достигает возраста в тысячу и более лет и вместе с дубом принадлежит к самым драгоценным лесным породам в Палестине. Терние.  См «Волчцы». Тертий  писал Павлу послание к Римлянам; приветствует христиан в Риме (Рим. 16:22). Тертулл,  — красноречивый римский адвокат, услугами которого воспользовались первосвященник Анания и евреи для подачи жалобы на Павла правителю Феликсу (Деян. 24:1 и дал.). Тетрарх,  т.е. четверовласник или правитель над четвертою частью царства. Этот титул давался впоследствии вассальному правителю, который управлял частью большого царства, даже, если подвластная ему область не являлась в строгом смысле четвертою частью всего царства. По смерти Ирода Великого подвластные ему области были разделены между его сыновьями Архелаем, Антипой и Филиппом. Оба последних получили титул тетрарха. Антипа, который в Библии, обыкновенно, называется Иродом четверовластником (Мат. 14:1; Деян. 131) стал царем (Мат. 14:9) Галилеи и Переи, а Филипп, брат его, царствовал в Итурее и Трахонитской области (см. Лук. 3-1), тут же упоминается Лисаний, четверовластник в Авилинсе.  Тивериада — Тверия. Тивериада (Иоан. 6:1,23); город в Галилее на западном берегу Геннисаретского озера, которое, по имени города, также иногда называется Тивериадским морем (Иоан. 21:1). Город был построен Иродом Антипой незадолго до начала открытого служения Иисуса Христа, там был театр, ристалище и другие языческие учреждения, вследствие чего евреи гнушались этим городом, а м. б. также и потому, что он частью был построен на месте древнего кладбища. Ирод Антипа, который избрал его своей резиденцией, назвал город по имени своего государя, императора Тиверия. После разрушения Иерусалима отвращение евреев к этому городу постепенно прошло, а спустя два столетия он стал центром палестинского иудейства и здесь частично закончилось собирание главных частей Талмуда — Мишны и Гемары (см. «Книжники»). По-арабски город называется Табарие. Здесь ревностно занимаются изучением Талмуда. Евреи считают Тивериаду одним из четырех священных городов (остальные — Иерусалим, Хеврон и Сафед), из которых должна всегда возноситься молитва, иначе мир превратится в хаос. По мнению евреев, Мессия, при Своем пришествии, выйдет из вод Геннисарета на берег Тивериады и пойдет в Сафед, где и поставит свой трон на самой высокой вершине Галилеи. Тивериада  в 1837 году была сильно разрушена землетрясением, причем погибло много народа. На юге города еще существуют упоминаемые Иосифом Флавием под названием «Аммаус» горячие источники с находящейся при них водолечебницей. Цветущие олеандры служат украшением этой местности и, как память о прежней роскошной растительности в этом саду Ханаана — еще видны кое-где одинокие пальмы, возвышающие свои зеленые верхушки по берегам живописного озера, на северном конце которого виднеется белая вершина Ермона. В современной Тверии проживает около 30-ти тысяч человек, почти все — евреи, занятые в рыболовстве и в обслуживании многочисленных туристов. Тивериадское море.  См. «Геннисаретское озеро». Тиверий,  Клавдий Нерон, второй из римских кесарей, вступивший на престол после Августа в возрасте 55 лет — царствовал 23 года (767-790 гг. по римскому счислению, т.е. 14-37 гг. по Р.Хр. Будучи выдающимся полководцем, оратором и правителем, он, сделавшись кесарем и подпав под влияние недостойных любимцев, стал тупым развратником и безжалостным деспотом и умер ужасной смертью. Рассказывается, что провинции имели особенное основание быть довольными его царствованием, так как он придерживался принципа — как можно реже менять наместников. Тиверий уподоблял провинции раненому, который лежит на дороге и страдает от мух; отогнав мух — не окажешь ему услуги, ибо сейчас же на их месте появятся новые и с свежими силами начинают мучить больного; поэтому только изредка следовало посылать новых мучителей в провинции.  Его любимец Сеян особенно побуждал его к жестокостям по отношению к евреям; 4000 из них, живших в Риме, были отправлены на военную службу в Сардинию, а остальные были высланы из столицы. Во время царствования этого кесаря открыто выступал и претерпел смерть Иисус Христос.  По Лук. 3:1 Иоанн Креститель, а также и Иисус начал служение на 15 году царствования Тиверия или между 19 августа 28 г. по Р.Хр. и 19 августа 29 г. по Р.Хр. По мнению некоторых, этот 15 год надо считать двумя годами ранее, если принять во внимание, что Тиверий был соправителем Августа в течение двух последних лет царствования последнего.  По словам римского историка Тацита (Анналы XV, 44) «Христос, основатель названия христиан, был наказан смертью правителем Понтием Пилатом» в царствование кесаря Тиверия. Тивхафа.  См. «Беф». Тигр.  См. «Хиддекель». Тимон,  один из семи диаконов (Деян. 6:5). Тимофей  родился в Листре Ликаонской от грека отца и еврейки матери Евники, которая с самых юных лет наставляла его в Слове Божием (Деян. 16: 1; 2 Тим. 1:5; 3:15). Павел часто называет его своим сыном (1 Кор. 4:17; 1 Тим. 1:2; 2Тим. 1:2; 2:1); из чего можно заключить, что Тимофей стал христианином, благодаря проповеди Павла, может быть, во время его первого посещения Листры (Деян. 14:6). Вероятно также, что Тимофей был очевидцем того случая, когда Павла едва не побили камнями евреи (Деян. 14:19; 2 Тим. 3:11) и слышал также проповедь апостола о кресте и о страданиях, как условии вступления в царство Божие (Деян. 14:22). Когда Павел в третий раз пришел в Листру, то о Тимофее был дан братьями такой хороший отзыв, что Павел взял его с собой в качестве спутника и сотрудника, обрезав его ради евреев (Деян. 15:2 и дал.).  Тимофей вместе с Павлом отправились в путешествие через Македонию в Верию (Деян. 17:14), где задержался, и затем пришел к Павлу в Афины (ст. 15). Оттуда Павел послал его в Фессалонику (Фес. 3:1 и дал.), после чего Тимофей пришел к апостолу в Коринф с радостными вестями (3:6), и оставался там, в то время, когда Павел писал свои два послания к Фессалоникийцам (Деян. 18:5; 1 Фес. 1: 1; 2 Фес. 1:1). Затем он сопровождал Павла в Ефес (Деян. 18:18 и дал.), откуда был им послан в Македонию и Коринф (1 Кор. 4:17; 16:10). После этого он снова прибыл к Павлу в Македонию, когда тот писал второе послание к Коринфянам (2 Кор. 1:1), и последовал за ним в Коринф, откуда Павел писал свое послание к Римлянам (Рим. 16:21). Тимофей, отделившись от Павла на обратном пути последнего в Иерусалим, ожидал его в Троаде (Деян. 20:3 и дал.). Впоследствии он разделял его заключение в Кесарии и Риме (Кол. 1:1; Филим. 1; Фил. 1:1). Павел надеялся послать его из Рима в Филиппы (2:19).  Затем, согласно 1 Тим. 1:3, в одно из путешествий Павла по Македонии Тимофей был оставлен в Ефесе, чтобы противодействовать тамошним лжеучителям. Незадолго до своей смерти Павел зовет его прийти к нему по возможности скорее (2 Тим. 4:9,13). Из 1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6, видно, что он был торжественно посвящен на служение через рукоположение Павла и пресвитеров (1 Тим. 1:18), вероятно, для предстоящей деятельности в Ефесе. Автор послания к евреям говорит о заключении некоего Тимофея, неизвестно когда (Евр. 13:23).  Тимофей, судя по всему, был бескорыстным, самоотверженным и скромным человеком. Он ох
на заглавную О сайте10 самыхСловариОбратная связь к началу страницы
© 2008-2014

online
magazines pdf download
download magazine pdf
download ebooks pdf
XHTML | CSS
1.8.11