Онлайн словарь
А
АА

Аарон-37

[loadfile: templates/common/google_ads.txt is empty]
 
ога Всевышнего (Быт. 14:18). В богослужении патриархов мы находим, что отец семейства или родоначальник исполняли обязанности священника. Это служение соединялось с правом первородства. Каин и Авель, Нои, Авраам, Иов, Исаак и Иаков сами приносили жертвы. Израильский народ в Втор. 7:6 называется «собственным Его народом», а в Исх. 19: 6 «царством священников». Но все-таки понадобились особые люди, состоящие в этой должности, чтобы служить посредниками между народом и Богом (Исх. 20:18 и дал.). Таким посредником при заключении торжественного союза между Богом и народом был Моисей и в этот раз для исполнения обязанностей священников были избраны юноши (Исх. 24:5). После того, как Господь, в воздаяние за пощаду в Египте еврейских первенцев, избрал и назначил колено Левиино для совершения богослужения, звание священников перешло к роду Аарона, и все его сыновья стали священниками. Из Исх. 19:22 и дал. и 4: 14 можно заключить, что левиты уже в Египте, по-видимому, исполняли обязанности священников.  Хотя левиты и были избраны Богом в священники, но все-таки из многих мест Св. Писания видно, что в течение долгого времени после издания этого закона угодные Богу жертвоприношения совершались также и другими лицами и даже вне святилища, например, Гедеоном (Суд. 6:18 и дал.), Маноем (Суд. 13:19 и мал.); Самуилом (1 Цар. 7:9 и дал.; 9:12 и дал.); Илиею (3Цар. 18:30 и дал.); Елисеем (3Цар. 19:21); Давидом (2 Цар. 6:17; 24:18 и дал.) и другими. Однако, царь Осия был поражен Господом за то, что вошел в храм, чтобы воскурить на алтаре кадильном 2 Пар. 26:16 и дал.). Срав. жертвоприношение Саула (1 Цар. 13:9 и дал.) и Иеровоама в Вефиле (3Цар. 12:33; 13.1) и также рассказ о богослужении в доме Михи и о его радости, когда он нанял левита священником (Суд. 17; Срав. 18:30).  Никто из имевших телесный недостаток не был допускаем к исполнению священнических обязанностей: ни слепой, ни хромой, ни уродливый, ни с переломленной ногой или рукой, ни горбатый, ни с бельмом на глазу, ни страдающий паршою и т.д. (Лев. 21: 18-21). Левиты посвящались на служение особым обрядом (Исх. 29; Лев. 8). Одежда, которую они носили во время совершения богослужения, состояла из льняного платья — от чресл до голеней и ефода, т е. узкой, длинной рубашки с длинными рукавами, целиком вытканной (без швов) из самой лучшей шерсти или хлопчатой бумаги; ефод стягивался вышитым красными, нелепыми и пурпурными нитями поясом, который можно было несколько раз обвернуть вокруг туловища; по сведениям раввинов, этот пояс был 32 локтя в длину. Затем следовал головной убор — тюрбан, состоявший из длинного льняного полотнища, которое обвертывалось вокруг головы. Священникам воспрещалось снимать головной убор, потому что это являлось знаком печали или горя, и не соответствовало тому значению, которое имело их более блестящее одеяние По всей вероятности, они совершали богослужение босыми. До вступления в святилище они должны были омыть руки и ноги (Исх. 30:19 и дал.; 40:30 и дал.) В то время, когда они находились при исполнении священных обязанностей, они не могли пить вина или крепких напитков (Лев. 10:9; Иез. 44:21). Внешнее выражение горя по умершим разрешалось только по отношению к ближайшим родственникам (Лев. 21:1 и дал.; Иез. 44:25) Им не разрешалось стричь головы (Лев. 19:27; 21:5) Они должны были совершать богослужение в святом спокойствии, а не с дикими выходками и безумствами жрецов Ваала, которые кололи себя ножами и кричали громким голосом (Лев. 19:28; 3Цар. 18:28). Им запрещалось жениться на блуднице или разведенной (Лев. 21:7); первосвященнику даже запрещалось жениться на вдове (Лев. 21:14; Иез. 44:22); у Иез. 44:22) священники могли жениться или на девице из дома Израиля, или же на вдове священника.  Обязанности священников были различны; они должны были поддерживать огонь на жертвеннике всесожжения днем и ночью (Лев. 6:12; 2 Пар. 13:11), подливать масло в лампады светильника (Исх. 27:20 и дал.; Лев. 24:2), приносить утреннюю и вечернюю жертву, хлебное приношение и возлияние (Исх. 29:38 и дал.). Их обязанностью было также учить израильтян всем уставам Господа (Лев. 10: И; Втор. 33:10; Срав. 2 Пар. 15:3), разрешать спорные вопросы (Иез. 44: 23 и дал ), исследовать различные виды проказы (Лев. гл. 13-14). Далее, они должны были в известных случаях трубить в серебряные трубы (Чис. 10: 2 и дал.) и на войне ободрять народ (Втор. 20:2 и дал.) Одним словом, священник должен был хранить в чистоте учение, «ибо закона ищут от уст его», потому что он «вестник» (евр. ангел) Господа Саваофа» (Мал. 2:7).  Все эти обязанности лишали священника возможности трудиться для своего пропитания, — и потому относительно этого существовали различные постановления. Так как Бог не дал колену Левиину удела в Палестине, как остальным коленам, то израилыяне должны были давать левитам десятину на пропитание. Из этой десятины левиты, в свою очередь, должны были отдавать десятую часть священникам, так что священники получали: 1) 1% со всего дохода от земли (Чис. 18:26 и дал.). 2) Выкупные деньги за все первородное от людей и скота (Чис. 18:15 и дал.). 3) Выкупные деньги за людей и животных, которые были посвящены Господу или были «закляты» (отлучены) (Лев. 27; Чис. 18:14). 4) Хлебы предложения и мясо жертв всесожжении, мирных и повинности (Лев. 6:26,29; 7:6 и дал.; Чис. 18:8 и дал.); в частности, грудь потрясания и плечо возношения (Лев. 10:12 и дал.). 5) Начатки плодов земли: хлеба, вина, оливкового масла и шерсти овец (Исх. 23:19; Лев. 2:14; 23:10; Втор. 18:4; 26:1 и дал.). 6) Кроме того, для священников было назначено 13 городов с их пастбищами (И. Нав. 21:13 и дал.). 7) Рассказывается также, что в одном случае, священники даже получали часть от захваченной на войне добычи (Чис. 31: 25 и дал.). Несмотря на все эти доходы, служба священника не была выгодной в материальном отношении, судя по замечанию в 1 Цар. 2:36.  Самые ранние следы разделения священников на «чреды» находим во времена Давида. Священники разделялись тогда на 24 чреды или очереди (1 Пар. 24:1 и дал.; Срав. 2 Пар. 23:8; Лук. 1:5), которые должны были чередоваться в исполнении служебных обязанностей: одна неделя назначалась для каждой чреды. Различные же служебные обязанности в течение недели распределялись между священниками каждой чреды посредством жребия (Лук. 1:9). По-видимому, каждая чреда вступала в исполнение своих обязанностей в субботу, причем, оканчивающие недельное служение священники совершали утреннее богослужение, а вечернее уже исполняла новая чреда (2 Пар. 23:8). При таком делении оба священнические рода все же не занимали одинакового положения; например, дом Ифамара имел меньше представителей, чем дом Елеазара, и из первого выбрали 8 очередей, тогда как из дома Елеазара их было 16(1 Пар. 24:4). После возвращения из плена осталось только 4 чреды из 24-х по 1000 человек в каждой (Езд. 2:33 и дал.); но в последующие времена Иосиф Флавий опять упоминает о 24 чредах, которые, очевидно, носили те же названия, что и прежние, и существовали до окончательного разрушения Иерусалима.  В некоторых местах Ветхого Завета слово «священники» (коганим) встречается в значении министров при царе, или его ближайших советников (2 Цар. 20:26; 3Цар. 4:5). Наверное, и священники из дома Ахава (4 Цар. 10:11) были таковыми.  Когда Христос, истинный Первосвященник и Посредник, пришел в мир, был отвергнут и предан на смерть высшими представителями еврейского священства и принес Себя Богу за грех мира (Мат. 27:1 и дал.; Map. 15: 1 и дал.; Лук. 22:66, 23:1; Иоан. 19: 6), тогда, по пророчеству Осии (3:4), прекратилось еврейское священство. «Сыны Израиля долгое время будут оставаться без жертвы и без жертвенника». И в христианской церкви не существует священников в ветхозаветном значении этого слова — как особого сословия. Послание к евреям особенно подчеркивает, что Христос — единственный Священник и Первосвященник (Евр. 2:17; 3:1; 4: 14; 5:5 и дал.; 9:11), через Которого мы приближаемся к Богу (Евр. 7: 19).  Словом священник», в значении приносящего жертву (греч. — иереос) в Новом Завете никогда не называют пастырей и руководителей христианской церкви. Везде, где употребляется это слово (иереос) в Новом Завете, оно обозначает или еврейских священников (Маг. 8:4; Лук. 20:1 и дал.; Иоан. 1:10; Деян. 4:1; 6: 7) или Иисуса Христа, как указано выше в послании к Евреям, или учеников Его в целом (святое и царственное священство) (1 Пет. 2:5 и дал.; Отк. 1:6; 5:10; 20:6).  В одном месте это слово обозначает языческого жреца (Деян. 14:13). В русском переводе для обозначения пастыря церкви употребляется греческое слово пресвитер, т.е. старший (Деян. 14.23; 15:2; 20:17; 1 Пет. 5:1). (Русск. — пастырь, греч. — пресвитер) (1 Тим. 5:17; 2 Иоан. 1:1; 3 Иоан. 1:1) русск. перев. в этих посланиях Иоанна — старец, греч. пресвитер. Срав. «Старейшины», «Пресвитер». Священное Писание.  См. «Библия». Сева.  1) Один из сыновей Хуша (Быт. 10:7; 1 Пар. 1:9) и по Ис. 43:3, также африканская страна (русск. перевод Савея), населенная рослыми людьми (Ис. 45-14), о которых упоминается также в Пс. 71:10. Предполагают, что это древнее царство Мерое, теперешний Сеннар, между верхним Нилом и его самыми северными притоками в северо-восточном направлении от Абиссинии. Другие думают, что Сева есть общее название Эфиопии и указывают на упоминаемый Страбоном город Савэ с гаванью Саба на западном берегу Аравийского залива, близ теперешней Массовы. Севам  (Чис. 32:3) или Симва (32:38), моавитский город близ Есевона в колене Рувимовом (И. Нав. 13:19), известный своими виноградниками (Ис. 16:8,9; Иер. 48:32).  Севна, начальник дворца царя Езекии, который высек себе гробницу на возвышенности и завел роскошные колесницы, но не помышлял о пользе народа. Пророк Исайя угрожал ему позорной потерей места, отвержением и смертью (Ис. 22:15 и дал.). Его место занял Елиаким.  2) Писец, который вместе с начальником дворца Елиакимом, был послан Езекией к Сеннахириму для того, чтобы вести с ним переговоры, а также к пророку Исайи попросить его помолиться Господу о ниспослании помощи находившемуся в нужде народу (4 Цар. 18:18,37; 19:2; Ис. 36:3; 37: 2). Некоторые предполагают, что этот Севна тот же, что и Севна 1, который был обличен Исайей, исправился и был пощажен, но понижен в должности. Сегуб.  См «Ахиил». Седекия  — Цидкия.  Седекия. 1) Сын Хенааны, хуливший Михея, который потом произнес над ним суд Божий (3Цар. 22:11 и дал.; 2 Пар. 18:10 и дал.).  2) Сын Иосии от Хамутали, дочери Иеремии. Его имя было Метафания, но Навуходоносор после поражения Иерусалима в 599 г. до Р.Хр. воцарил его вместо Иоакима, сделав его подвластным себе, и переменил его имя на Седекию. 11 лет он царствовал в Иерусалиме (4 Цар. 24:17 и дал.; Иер. 52:1), и был последним из царей Иудейских (599-588 гг. до Р. Хр.). Временами он, как будто, прислушивался к словам Иеремии, просил его молиться за него и выручал его из затруднений (срав. Иер. 21:1 и дал.; 37:3,17, 21; 38:9 и дал.); стремился также навести порядок среди народа (34:8 и дал.); но потом вновь подпадал под дурное влияние начальников и советников (21:12; 38:5); за что и был отвержен Господом (24:8; Иез. 17:18; 2 Пар. 36:13). Не желая подчиниться власти Навуходоносора он восстал против него и, вопреки предупреждению Иеремии, стремился заключить союз с египтянами (Иер. 37: 2 и дал.). Войска вавилонян снова вторглись в страну и Иерусалим пал в 588 г. до Р.Хр. Царь пытался бежать, но был схвачен на Иерихонской равнине и приведен в Ривлу к вавилонскому царю Навуходоносору, который на глазах у него велел убить его детей, ослепил его, сковал оковами и отвел в Вавилон (4 Цар 25:6 и дал.; Иер. 39:52). В этом исполнились, по-видимому, несогласуемые пророчества в Иер. 34:3 и Иез. 12:13. Седекия умер в плену в Вавилоне (Иер. 52:11).  3) Сын Маасея, лжепророк во время Вавилонского плена, который был обличен Иеремиею (Иер. 29:21 и дал.). Седрах. См. Анания 3». Седьмой год  — евр. шабатон.  Седьмой год или субботний год (Лев. 25:4). По закону каждый седьмой год должен был праздноваться. После шестилетней обработки земли и пользования ее плодами нужно было в седьмой год дать ей субботний покой, т.е. не возделывать полей, не собирать плодов и не снимать жатвы. То, что само собою созревало в этот год на полях, а также плоды виноградной лозы и слив должны были быть общим достоянием рабов и свободных чужеземцев, бедных и животных (Исх. 23:10 и дал.; Лев. 25:1 и дал.). Во избежание голода Бог обещал так благословить жатву шестого года, что ее хватило бы на три года (Лев. 25:20 и дал.). В субботний год также запрещено было требовать обратно долги; поэтому этот год и назывался годом прощения (Втор. 15:1 и дал.). Раввины и некоторые христиане толкуют это так, что долги совершенно отпускались. С этим не надо смешивать закона, по которому раб-еврей делался свободным на седьмой год своего служения (Исх. 21:2). В субботний год праздник Кущей праздновался особенно, именно, всенародным чтением закона (Втор. 31:10 и дал.; Неем. 8:1 и дал.). Цель празднования седьмого года заключалась не только в том, чтобы через равный промежуток времени давать отдых земле, равно как и домашним животным и рабам, но для напоминания народу о том, что земля принадлежит Господу и что высшее счастье и цель жизни заключается не в непрерывной заботе о земном, но в покое души в Боге, перед Богом, и в наслаждении Его благодатными дарами. Вот почему этот год должно было отличать особо торжественным чтением закона.  По-видимому, празднование субботнего года не соблюдалось народом израильским. Угрозы в случае несоблюдения этого закона мы находим в Лев. 26:32 и дал. «Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения своего; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля». Это исполнилось во время Вавилонского плена (2 Пар. 36: 20 и дал.) и после него. Обязательство празднования седьмого года после плена мы находим у Неем. 10:31. Сеир,  т.е. волосатый, дикий. 1) Гора Сеир и земля Сеир (Быт. 14:6; 32:3), дикая и пустынная область Едома, между Мертвым морем и восточным заливом Чермного моря (Чис. 24:18).  2) Праотец хорреев, коренных жителей земли Едома (Быт. 36:20).  3) Сыны Сеира и также Сеир, — название идумеев (Иез. 25:8; 2 Пар. 25:11,14).  4) Возвышенность на границе колен  Иудина и Ефремова, к западу от Кириаф-Иарима (И. Нав. 15:10), может быть та, где теперь расположено селение Сарис. Сенраф  (Сират), куда Аод убежал после убийства Еглона, лесная область между коленами Ефремовым и Иудиным (Суд. 3:26,27). Секелаг.  См. «Циклаг». Секунд  из Фессалоник — один из братьев, проезжавших Павла из Коринфа в Асию (Деян. 20:4). Села,  т. е скала.  Села, величественный город идумеян близ горы Ор, среди Идумейской горной страны, приблизительно на полпути между Мертвым морем и Акабским заливом (4 Цар. 14:7; Ис. 16:1; Суд. 1:36; Авд. 3). Иудейский царь Амасия покорил его и назвал Иокфеил, т.е. «усмирен Богом» (4 Цар. 14: 7); затем он стал известен под именем Петра (скала). В конце 4го столетия до Р.Хр. Петра является главным городом набатеев, которые успешно отражали нападения Антигона. Около 70 г. до Р.Хр. город подпал под власть арабских князей и стал называться Аретой. Римляне, под предводительством Траяна покорили его. Во время Траяна и Адриана он был богатым и цветущим городом. К этому времени относятся величественные развалины, которые и отмечают местоположение древней Селы. Христианство рано проникло в этот город; епископы из Петры упоминаются на вселенских соборах. В четвертом столетии цветущий город пришел в упадок. Его разрушение и опустошение служат буквальным подтверждением некоторых пророчеств (см. Иер. 49:7 и дал.; Ис. 34:5 и дал.; Иез. 35; Иоил. 3:19; Ам. 1:11 и дал.; Авд. 3 и дал.).  Город Петра был расположен на значительной высоте над уровнем моря, в глубокой долине, огражденной горами, куда был доступ только через узкое ущелье, вдоль извилистой реки, протекающей через город. После Буркгардта, первого, побывавшего в Петре в 1812 году, множество путешественников оставили интересные сведения об ее развалинах, которые по размерам и великолепию можно сравнить с Колизеем, Акрополем и пирамидами. Буркгардт так описывает эти места: «После двухдневного длинного перехода мы доехали до небольшого ручья и долины на Джебель-Шера к востоку от Аравы, названной Вади-Муса (долина Моисея). Это место замечательно своими развалинами древнего города, который, по моему мнению, является Петрою, столицею горной Аравии. Сюда, насколько мне известно, никогда не заглядывали европейские путешественники в красном песчанике, из которого состоит долина, находятся почти 250 гробниц, высеченных в скале, и большею частью украшенных греческими орнаментами. Там можно увидеть мавзолей в виде храма колоссальных размеров, также высеченный в скале с покоями, передней и галереей с колоннами. Там находятся и другие гробницы с обелисками (очевидно, в египетском стиле) также целый амфитеатр, высеченный в скале, остатки дворца и нескольких храмов. На вершине той горы (Ор), которая с западной стороны заграждает узкое ущелье, находится гробница Аарона. Она пользуется большим почетом у арабов».  Долина Петры расположена на 660 метров выше долины Аравы, длиною приблизительно 1,5 км от севера к югу и в два раза уже в ширину с многочисленными небольшими боковыми расселинами, так что вся ее площадь составляет 60 км2. В долину проходят через ущелья на севере и на юге, с востока же и с запада скалы круто обрываются, представляя отвесные стены от 30 до 60 метров в вышину. Главный же вход в город с востока начинается между 13-метровыми скалами, расположенными на расстоянии 50 метров друг от друга, которые постепенно повышаются и сужаются; в них высечены многочисленные могильные пещеры. Это узкое, извилистое ущелье, длиною в 1,5 км приводит к маленькой горной речке, где скалы в одном месте сближаются на расстояние четырех метров при высоте 84 метров. В конце этого узкого ущелья открывается вид на самую красивою изо всех построек Петры — Ель-Хацне-храм, упоминаемый Буркгардтом, высеченный в скалистой стене. Затем ущелье расширяется и тянется в северо-западном направлении мимо амфитеатра, заворачивает налево и, наконец, приходит к большой долине, где расположен самый город Повсюду по склонам гор видны высеченные могилы в несколько рядов друг над другом; некоторые из них доступны, благодаря высеченным в скале ступеням; другие же, находясь на высоте 130 метров, как бы издеваются над попытками путешественников добраться до них Театр был настолько велик, что мог вместить более 3000 человек Долина, большею частью, усеяна развалинами общественных зданий и глиняными черепицами. Горная речка течет через долину в западном направлении и исчезает в узком ущелье, подобном тому, сквозь которое она пробивалась В горном ущелье на западной стороне возвышается красивый храм, высеченный в самой скале; его фасад имеет в длину и высоту 50 метров и его нижние колонны, наполовину выдающиеся из скалы, имеют 2,6 в диаметре Хотя стиль этих построек и является римским стилем времен упадка 3 и 4 столетий по Р Хр , в известной мере страдающим напыщенностью, но все-таки в целом картина замечательно красива благодаря красоте того камня, из которого все эти постройки высечены Камень этот — мягкий песчаник, отливающий всевозможными цветами- красным, пурпуровым, белым, небесно-лазурным, желтым, черным, густо-пурпуровым в соединении с бледнорозовым Над высеченными памятниками величественно возвышаются дикие горы в своей естественной красоте. Этот удивительно красивый вид производит на зрителя неизгладимое впечатление. 2) См. «Музыка». Села-Гаммахлекоф,  т.е. скала разделений (1 Цар. 23:38), где Давид неожиданно был спасен от руки Саула, — отдельная часть холма Гахила. Салах  (Неем. 3:15) — Силоам. Селевкия  — укрепленный город в Сирии, при устье Оронта, недалеко от Антиохии, для которой она служила гаванью. Город основан Селевком Никатором за 300 лет до Р.Хр.; Павел и Варнава здесь сели на корабль, отправившись на Кипр во время первого миссионерского путешествия (Деян. 13:14). Теперь это значительные развалины Селукие, близ пристани Суейдиех. Селения  (Втор. 2:23), евр. Хазерим (Хацерим, букв, дворы). Селлум  — Шалум.  1) Сын Иависа (Явеша), 15-й израильский царь, который сверг династию Ииуя, убив Захарию; через месяц он сам был убит Менаимом, около 772 г. до Р.Хр. (4 Цар. 15:10 и дал.).  2) Иудейский царь, см. «Иоахаз 2». Селмон  (Цальмон) (Суд. 9:48), гора близ Сихема, где Авимелех нарубил древесных сучьев и сжег затем Сихемскую башню. Семей  — Шими.  Семей. 1) Сын Геры вениаминитянина из рода Саулова, был одним из первых противников Давида; бросал в него камнями и хулил его, когда тот бежал от Авессалома (2 Цар. 16:5 и дал.). По возвращении Давида он смирился и получил помилование (19: 16 и дал.) до смерти Давида. Давид заповедал своему сыну Соломону не оставить его безнаказанным (3Цар. 2:8 и дал.). Соломон запретил этому человеку под страхом смерти удаляться из Иерусалима, но когда тот, три года спустя, поехал в Геф за двумя убежавшими рабами, то, по возвращении, был казнен. (Ст. 36 и дал.).  2) Один из сторонников Соломона во время восстания Адонии (3 Цар. 1: 8). Он, может быть, то же лицо, что и Шимей в 4:18, сын Елы, один из двенадцати начальников у Соломона.  Семей (Лук. 3:26), один из предков Иисуса. Семир  (Шемер) владел местом на горе Самарии, которое и продал Америю, а тот на этом месте построил город Самарию (3Цар. 16:24). Семь  (евр. шева). См. «Число». Семя  — евр. зера.  Семя. Разного рода семена употреблялись в израильском полевом хозяйстве. Главным продуктом в Ханаане была пшеница. Уже в древние времена ее сеяли в таком количестве, что Соломон ежегодно отправлял Хираму 20.000 коробов. Пшеница из Миннифа привозилась на базар в Тип (Иез. 27: 17). Ее сеют и теперь в Палестине в значительном количестве. Обширная Авранская равнина, т. наз. «Нукра» доныне является житницей для северной Аравии. Главные пункты вывоза пшеницы — Яффа, Акка и Бейрут. Из пшеницы приготовляют так называемый «бургул», обыкновенную пищу Сирийских крестьян: варят пшеницу вместе с небольшим количеством закваски и высушивают на солнце. Пшеница часто упоминается в Священном Писании (Быт. 30:14; Втор 8:8; Суд. 6:11, Мат. 13:25; 1 Кор, 15:37). Хлебное приношение, за одним исключением (см. ниже), должно было состоять из мелкой пшеничной муки. Пшеница, которая теперь возделывается в Палестине, имеет, обыкновенно, на колосьях 2 или 4 ряда зерен. Следующее за пшеницей место занимал ячмень; он примешивался к другим хлебным семенам и употреблялся в пищу бедными людьми (Иез. 4:9); ячмень служил также кормом для лошадей (4 Цар. 4:42; Иоан. 6:9; 3Цар. 4:28). Гедеон своим врагам снился в виде ячменного хлеба (Суд. 7:13). Из ячменной муки должны были состоять жертва ревнования, предписанная в Чис. 5:11 и дал., в противоположность другим хлебным жертвам, состоявшим из пшеничной муки.  Наряду с пшеницею, в Исх. 9:32 упоминается полба, — род хлеба, называемого по-еврейски «куссемет» ( Triticum Spelta), которая по качеству приближается к пшенице, хотя и мельче последней. О ней упоминается также у Ис. 28:25 и Иез. 4:9. Некоторые предполагают, что еврейское слово «куссемет» соответствует арабскому «курзенне», обозначающему растение в роде вики ( Vicia saliva), которое употребляется в корм скоту. Другой род хлеба, который называется у Иез. 4:9 пшеном (еврейское «дохан»), — турецкая пшеница или «дурра», несколько напоминающая пшеницу или рожь (Holcus dochna , H . sorghum ); она возделывается в Италии, Сирии и Египте и употребляется частью в корм скоту, частью же на приготовление хлеба, каши и крахмала. Далее в том же месте упоминается «чечевица» (евр. «адашим»), род гороха, которую сеют и теперь в довольно большом количестве в Палестине и едят в виде похлебки. Такая чечевичная похлебка красно-коричневого цвета возбудила алчность Исава (Быт. 25:26 и дал.). Возможно, что из чечевицы во время неурожая приготовляли хлеб, как это и теперь случается в Египте (Срав. Иез. 4:9; 2 Цар. 23:11). Наконец, в Иез. 4:9 упоминаются бобы неизвестно какого вида. Многообразие хлебных злаков и пищевых продуктов картинно изображается во 2 Цар. 17:28 и дал., где говорится о том, что друзья Давида послали ему в его убежище пшеницы, ячменя, муки и пшена, бобов и чечевицы, жареных зерен, меду и масла, овец, коровьего сыра. По закону запрещалось засевать поле двумя родами семян, равно как и носить одежду сделанную изо льна и шерсти (Лев. 19:19).  Слово «семя» часто употребляется в значении потомства, рода; так говорится о семени жены (Быт. 3:15); о семени Авраама (Быт. 22:17 и дал.); о семени в духовном смысле см. Гал. 3:29; Рим. 9:7 и дал. и проч. Сен  (1 Цар. 7:12). См. «Авен-Езер». Сене.  См. «Боцец». Сенир.  См. «Ермон». Сеннаар  — Шинар. Сеннаар (Быт. 10:10; 11:2; Ис. 11:11; Дан. 1:2; Зах. 5:11), низменная равнина при нижнем течении Евфрата и Тигра, к югу от собственно Месопотамии; по всей вероятности, область, которая в вавилонских и ассирийских надписях называется Сумир. Сеннахирим  — Санхерив.  Сеннахирим — ассирийский царь, который в 14 год царствования Иезекии вторгся в Иудейское царство, взял укрепленные города и наложил на Иезекию дань в 300 талантов серебра и 30 талантов золота (4 Цар. 18:13 и дал.); затем он послал своих военачальников с войском к Иерусалиму, будучи раздражен тем, что Иезекия вел переговоры с Египтом; эти военачальники требовали сдачи города и дерзко хулили Бога Израилева. Устрашенный Иезекия был утешен пророком Исайей, который обещал ему скорую помощь от Господа. Ночью в стане ассирийцев ангел Господень поразил 185 тысяч [18] человек, так что Сеннахирим вынужден был возвратиться в Ниневию и Иудея была спасена. Вскоре после этого сыновья Сеннахирима Адрамелех и Шарецер убили его мечем в храме Нисроха, его бога (4 Цар. 18:17 и дал.; 19 гл.; срав. 2 Пар. 32 гл.; Ис. гл. 36-37).  В развалинах Ниневии в конце прошлого столетия обнаружили собственный рассказ ассирийского царя о его экспедиции в Палестину. На найденной там печати, названой по фамилии нашедшего «Призмой Тейлора», Сеннахирим сам подробнейшим образом излагает свою историю. Эта печать представляет собой глиняную шестигранную призму, приблизительно, 63 см в вышину сплошь исписанную клинописью. На второй и третьей гранях этой призмы дается описание похода на Палестину в следующих словах:  «Мое третье военное предприятие состояло в походе на страну Хатти (Сирия). Лули, царь Сидонский, был охвачен страхом при мысли о моем царском могуществе, и убежал далеко, до средины моря (по Куюнджикской надписи — см. «Ниневия» — на Кипр); страну его я покорил. Большой Сидон, малый Сидон, Бет-Цитти, Сарепта и т. д. подчинились мне... Менахим из Самарии, Эттабал из Сидона... все цари Запада принесли мне богатые дары и драгоценности и целовали мои ноги... Продолжая свой поход, я пошел на города Бет-Дагон, Иоппе, Бекебарак, Ацур, Цидкас, которые мне еще не подчинились, взял их и увел пленников.  Высшие сановники и жители Екрона, которые заковали в железные оковы своего царя Пади, моего союзника и вассала Ассирии, и во тьме ночной с враждебным намерением выдали его Езекии из Иудеи, исполнились страхом. Цари египетские собрали стрелков из лука, колесницы... и они вышли им на помощь. Уповая на Ассура, моего господина, я сразился с ними и нанес им поражение...  Но Езекия из Иудеи не подчинился мне. Сорок шесть из его укрепленных городов, бесчисленное множество укреплений, селений, находящихся в пределах его страны, я обстрелял... при помощи осадных машин я взял их приступом; 200.150 человек (мужчин и женщин), лошадей, мулов, ослов, верблюдов, быков и овец без числа я увел и объявил военной добычей. Его самого заключил я, как птицу в клетке, в Иерусалиме (Урса-лиимму), его царском городе; я возвел против него укрепления, проход через большие ворота в его город повелел я проломать... Езекия был охвачен ужасом перед моим царским могуществом равно как и его войско и его народ и те, которых он взял, чтобы защищать Иерусалим, его царский город, и так он согласился заплатить дань 30 талантов золота, 800 талантов серебра... красно блестящих камней... дерева, обивки для роскошных стульев... богатые сокровища. Вместе с тем я велел привести за мной в Ниневию, мой царский город, его дочерей, женщин его дворца и служителей его гарема мужеского и женского пола. Для того чтобы заплатить дань и объявить о своем подчинении, он послал своего посла».  Об этом событии упоминается также на камне с изображением быков в Куюнджике (См. «Ниневия»). На одном из найденных там барельефов изображен царь Сенмахирим. Он сидит на роскошном престоле со скамейкой под ногами, и слуги держат над ним опахала; военачальники подводят к нему ряд пленников, которые выражают покорность. На верхней части рисунка помещена короткая, но выразительная надпись: «Сеннахирим, царь народов, царь земли Ассура, сидит на возвышенном престоле и принимает военную добычу города Лахиса». Это был именно тот город, где, согласно Библии, Сеннахирим расположился лагерем и где посланные от Иезекии предстали пред ассирийским царем (4 Цар. 18:14,17; 19:8). См. «Лахис».  Подобное совпадение библейского повествования с рассказом ассирийского памятника, на котором мы находим имена действующих лиц и множество названий мест, упоминаемых в Библии, представляет огромный интерес, несмотря на то, что еще существуют разногласия по некоторым пунктам. Разница между 300 талантами серебра Библии и 800 тал. серебра клинописей, на самом деле, по Шредеру, представляет совпадение, так как еврейский талант серебра был равен 2% ассирийского таланта. Если же Сеннахирим и умалчивает о своем ночном поражении, то это не должно удивлять нас. Когда победители ставят памятники, то они не говорят ни о чем другом, кроме своих побед. О поражениях можно узнать из других источников. Нужно считать вероятным, что если бы Сеннахириму удалось взять Иерусалим, то запись не умолчала бы об этом. Косвенное подтверждение библейского рассказа о поражении Сеннахирима мы все-таки имеем из другого источника. Грек Геродот приводит рассказ, который он слышал в Египте, о походе Сеннахирима. Этот поход угрожал гибелью Египту, но бог Фтах чудесным образом спас страну. В течение одной ночи множество крыс сгрызли все военные доспехи врага: тетивы у луков, колчаны и т. д., вследствие чего ассирийцы должны были обратиться вспять.  Царь Сеннахирим, по-ассирийски — Синахи-ирба, т.е. «Сын подарил многих братьев , по памятникам, был сыном Саргона и его наследником и царствовал 705-682 гг. до Р.Хр. Его поход на Палестину, согласно Библии, совпал с 14 годом царствования Иезекии (726-697 гг.), следовательно, около 712 г. до Р.Хр., по ассирийским же памятникам — на 4 году его царствования, т.е., приблизительно, в 701 г. до Р.Хр. Сепарваим  — Сфаруим. Сепарваим — царский город в южной Месопотамии, покоренный ассирийцами, которые выслали его жителей в город Самарию (4 Цар. 17:24,31; 19: 13; Ис. 37:13). У греков он был известен под именем Сиппара; на клинописях называется Сипаром, также «городом солнца» (Иллиополь), что подтверждает библейский рассказ о его божествах, которым приносили человеческие жертвы См. Адрамелех 2». Развалины этого города под именем Абухабба находятся близ восточного берега Евфрата к юго-западу от Багдада. Об этой Сиппаре говорится в халдейском рассказе о потопе; см. «Потоп». Сепфор  (Ципор), отец моавитского царя Валака (Чис. 22:4). Сепфора  (Ципора), дочь Рагу ила (Иофора), жена Моисея (Исх. 2:21; 18: 2; Чис. 12:1). Сера  — евр. Гафрит.  Сера. Котловина вулканического происхождения между Гермоном и Аравийским заливом, на которой находится Тивериадское озеро, со множеством асфальтовых залежей, нефтяных источников и базальтовых скал, — арена частых землетрясений, — скрывает в своих недрах также и серу, обыкновенную составную часть вулканических пород. Самородки серы местами лежат на поверхности земли, в особенности на северо-западном берегу Мертвого моря. Сера, вместе с другими горючими веществами, была средством истребления Сиддимской долины (Быт. 19:24; Лук. 17:29) и упоминается в предостережении израильскому народу (Втор. 29:23); и вообще нечестивым (Иов. 18:15; Пс. 10:6); Ассуру (Ис. 30:33); Гогу (Иез. 38:22), и жертвам последнего осуждения (Отк. 14:10; 20:10; 21:8). Сераия  — Церуя.  Сераия. 1) Секретарь Давида (2 Цар. 8: 17), называется Сусой в 2 Цар. 20:25; 1 Пар. 18:16 и Сивой в 3 Цар. 4:3.  2) Первосвященник во время царя Седекии (1 Пар. 6:14), был убит Навуходоносором (4 Цар. 25:18,21).  3) Сын Нирии, высокопоставленный сановник царя Седекии. Иеремия поручил ему всенародно прочесть в Вавилоне его пророчество о падении Вавилона и по прочтении, привязать к свитку камень и бросить его в Евфрат со словами: «так погрузится Вавилон» (Иер. 51:59 и дал.). Серафимы,  т. е. пламенные — небесные существа, которые в видении пророка Исайи стояли вокруг Иеговы, сидящем в храме на престоле высоком и превознесенном — у каждого из них по шести крыл; двумя закрывал каждый лице свое и двумя ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: свят, свят, свят, Господь Саваоф!» Храм колебался от звука голоса их и наполнялся фимиамом. Когда Исайя в тоске подумал, что он погиб, тогда прилетел к нему один из серафимов, прикоснулся к его устам горящим углем с жертвенника и объявил ему о благодати примирения, после чего Иегова послал его проповедовать (Ис. 6:2 и дал.). Серах.  1) Дочь Асира, которая последовала за братьями в Египет (Быт. 46: 17). Сребренник  — евр. шекель. Сребренник, т. е. серебряный сикль. Тридцать сребреников, по Исх. 21:32, представляют стоимость одного раба, а по Зах. 11:12 — скупая плата верному пастуху. За эту цену Иуда предал своего Наставника (Мат. 26:15; 27:3). Серебро  — евр. кесеф.  Серебро употреблялось на изделия украшений (Быт. 24:53) и различных сосудов (Езд. 5:14). Из него делались истуканы, им они обкладывались или украшались (Исх. 20:23; Ос. 13:2; Авв. 2:19). В Ефесе велась крупная торговля маленькими храмами Дианы, сделанными из серебра (Деян. 19: 24). Для внутренней отделки скинии и храма также употреблялось серебро (Исх. 26:19,32; 1 Пар. 29:4 и дал.). Большей частью, оно все-таки употреблялось для платы и, поэтому, в еврейском языке серебро, обыкновенно, обозначало деньги. Соломону серебро привозили из Аравии (2 Пар. 9:14) и из Фарсиса (2 Пар. 9:21), откуда оно привозилось также и в Тир (Иез. 27:12, срав. Иер. 10:9).  Серебро в сокровищницах (4 Цар. 18: 15) обозначает те средства, которые собирались для общих потребностей, как, например, для постройки храма (Езд. 2:69). Серна.  Еврейское слово «цви», которое переведено словом «серна», вероятно, обозначает газель ( Antilope doreas). Это животное всюду во множестве встречается в Палестине. Благодаря своему стройному телосложению и прекрасным глазам она воспета поэтами. Она является символом быстроты (2 Цар. 2:18; 1 Пар.12:8), красоты (Песн. П. 2:7,17; 8: 14). Выражение «глаза, как у газели»,еще и теперь употребляется у арабов, когда они хотят сказать любезность женщине. Еврейское название «цви», т. е. украшение, также указывает на привлекательность этого животного. С окончанием женского рода слово цеби употребляется также как женское имя. См. «Цивья» и «Тавифа». Мясо серны, по закону, было чисто и составляло любимую пищу евреев (Втор. 12:15,22; 14:5; 15:22), поэтому ей часто приходилось спасаться от охотников (Ис. 13:14; Прит. 6:5). Серух  (Срог), сын Рагава (Реб) из рода Симова, отец Нахора, прадед Авраама (Быт. 11:20 и дал.; Лук. 3:35). Сесай  — Шешай. Сесай, Ахиман и Фалмай (Талмай) исполины, потомки сынов Енаковых, жившие в Хевроне (Чис. 13:23) и изгнанные оттуда Халевом и коленом Иудиным (И. Нав. 15:14; Суд. 1:10). Сесах  — Шешах.  Сесах (Иер. 25:26; 51:41) загадочное название Вавилона, написанное условными буквами, в обратном порядке алфавита, как если бы мы, например, написали я вместо а, и вместо б, и т.д. Сестра  — евр. ахот.  Сестра. Это слово так же, как и слово брат, имеет вообще значение родства (Чис. 28:18), преданности (Песн. П. 4:9), или общения (Рим. 16:1; 3:7; Иез. 16:46). В символических оборотах речи Библии это слово применяется также и к другим предметам, кроме людей. Иов называл своим отцом гроб, а червей матерью и сестрами (Иов. 17:14: срав. Прит. 7:4: скажи мудрости: ты сестра моя»). Брак с сестрою был воспрещен законом (Лев. 18:9; Втор. 27:22; Иез. 22:11). Сети  — евр. махмор; решег. Сети, которыми ловили рыбу (Ис. 19: 8; Лук. 5:1 и дал.; птиц (Прит. 1:17) и зверей (Иез. 19:8; Ис. 51:20) часто встречаются, как символические обороты речи, обозначая хитрые планы (Иов. 18:8; 19:6; Пс. 139:6). С другой стороны, Царствие Небесное уподобляется неводу (Мат. 13:47). Сефа  — Шеху.  Сефа, место близ дома Саула в Раме, известное своим многоводным источником (1 Цар. 19:22). Сефар,  пограничная местность с арабами, потомками Иоктана (Быт. 10:30); может быть, теперешний город Саффэрз.  Сефарад — неизвестная местность, где жили выселенные евреи (Авд. 20); предполагают, что это Спарта, Сарды и т.д. Сиф  — май, см. «Месяцы». Сива,  один из слуг Саула, который впоследствии был поставлен Давидом для управления имением Саула, перешедшим к Мемфивосфею (2 Цар. 19:24 и дал.). См. «Мемфивосфей». Сиван  См. «Месяцы». Сивма.  См. «Севам». Сигон  — Сихон.  Сигон, аморрейскнй царь в Есевоне, который царствовал над областью между Арноном и Иавоком, откуда он вытеснил моавитян. Отказав евреям в свободном проходе через землю, он был побежден ими и лишился своего царства (Чис. 21:21 и дал.; Втор. 2: 26 и дал.; Пс. 134:11; 135:19). Страна Сигона была отдана коленам Рувимову и Гадову (Чис. 32:33; Втор. 29: 7 и дал.); в Иер. 48:45 Сигон означает город Сигона, т.е. Есевон. Сигор  — египетский царь, помощи которого против Салманассара тщетно искал Осия, царь Иудейский (4 Цар. 17:4). Сигор, предшественник царя Тиргака, носит также имя Сабакона, первого из Ефиопской династии на египетских памятниках он назван Шабака. По-евр. его имя произносится также Сава.  2) Один из 5 Содомских городов, куда убежал Лот. Сиддим  долина, богатая месторождениями асфальта, где некогда были расположены города Содом, Гоморра, Бела и Севоим (Быт. 14:3,8,10). Сидон  (Цидон). 1) Старший сын Ханаана, праотец самого знатного из хананейских племен — сидонян, главным городом которых был  2) город Сидон, северная граница хананеев (Быт. 10:19), в свое время самый знаменитый из финикийских городов. Гомер упоминает о богатом медью Сидоне и о искусных сидонянах; у Иисуса Навина город называется великим Сидоном (И. Нав. 11:8; 19:28). Сидои, который был расположен на берегу Средиземного моря, на узкой плодоносной полосе земли у подножия Ливана, в расстоянии более 30 км к северу от Тира, упоминается в благословении Иакова, как пограничное место Завулона (Быт. 49: 13). Сидон при разделении земли был назначен колену Асирову (И. Нав. 19:28), которое, однако, никогда не овладело им (Суд. 1:31); поэтому израильский народ постоянно страдал от враждебных сидонян (3:5; 10:12). Сидон с древних времен славился мореходством, торговлею, производством стекла, зодчеством и т.д. Построенный частью на материке и частью на маленьких островах, город имел две превосходные гавани: одну на севере и другую на юге.  Сидон долго первенствовал среди городов Финикии, пока (около 1200 г. до Р.Хр.) он не был превзойден Тиром, который тогда стал первым, так что сидонские рубщики леса и моряки были у него на службе (3 Пар. 5: 6; Иез. 27:8). Все-таки название Сидон было тогда обычным наименованием всей Сидонской или Финикийской прибрежной страны, например, в Ис. 23:2,4,12 названием «Сидонский» обозначалась также местность, принадлежавшая Тиру; срав. 3 Цар. 16:51; 4 Цар. 23:13). Сидонские цари упоминаются еще у Иеремии 25:22; 27:3. Даже подвластный азиатским державам (после 700 г. до Р.Хр.), Сидон был еще довольно значительным торговым пунктом, пока после неудачного восстания против персов, он не был совершенно разрушен в 351 г. до Р.Хр. Во время этого восстания 40.000 человек сожгли себя вместе с имуществом в своих домах, чтобы не попасть в руки победителей. Впоследствии Сидон вновь отстроился и был под властью сириян и римлян цветущим городом.  Иисус приходил также и в пределы Сидонские (Мат. 15:21; Map. 7:24) и жители этого города приходили к Нему, чтобы получить от Него помощь (Map. 3:8; Лук. 6:17; Срав. Мат. 11: 22). На пути в Рим Павел нашел здесь христианскую церковь (Деян. 27:3). Сидон, который без сопротивления сдался мусульманам, впоследствии много страдал во время крестоносцев, будучи не раз опустошаем и вновь отстраивался, пока, наконец, не подпал под власть турок. Особенным расцветом Сидона было то время, когда турецкий султан Фахреадим здесь и в Бейруте имел свою резиденцию (1595-1634 гг.). Он выстроил громадные дворцы, развел большие плантации и парки, и поднял до значительных размеров торговлю города. После этого Сидон вновь пришел в упадок. Теперь Сидон называется Сайда и занимает только часть прежнего города с громадными развалинами стен и крепостных укреплений; он окружен роскошными садами фруктовых деревьев: оливковых, апельсиновых, тутовых и др.  Окрестности Сайды изобилуют остатками древностей. Стеклянные бутылочки, статуэтки, саркофаги особенно многочисленны в могильных пещерах, которые высечены с древних времен в известковых горах. К югу, недалеко от города, находится древний могильный памятник, который магометане называют «Неби Сейдун» (т.е. пророк Сидон) и который евреями почитается, как место, где находится «могила Завулона». Недалеко отсюда нашли в 1865 г. громадный саркофаг (надгробный памятник) из мрамора или базальта с длинной финикийской надписью, говорящей о том, что он хранит прах сидонского царя Ешмунацара (5 или 11 столетия до Р.Хр.), угрожая проклятием наглецу, который нарушит его покой. Длинная надпись на этом хорошо сохранившемся саркофаге, который теперь находится в Париже, имеет большое значение, как неопровержимое доказательство родства древнего финикийского языка с еврейским. Надпись великого царя начинается так: «Царь Ешмунацар, царь сидонян, говорит так: Я был лишен плода моих лет, разумных, готовых к войне сыновей, я, потерявший отца, сын вдовы, покоюсь в этом саркофаге, в этой могиле, на том месте, которое я сам со всем моим царством построил... И всякому, который откроет покойника этого места успокоения или возьмет саркофаг — мое место покоя, или тем, которые похоронят в этом месте успокоения, да не будет даровано покойное место в царстве теней и да не будет таковой похоронен в могиле... Я и мать моя построили дом богам сидонян в Сидоне, приморской стране, дом Ваалу Сидонскому; да соделает он вовеки свое жилище, украшение плодоносной страны, местом для царей, да сохранит он нас от нашествия врагов к границам нашей страны — и никакой человек да не откроет мое мертвое тело».  Против таких людей и таких царей, возвышали свой голос пророки Господни, возвещая грядущий суд над Сидоном (Иер. 27:3
на заглавную О сайте10 самыхСловариОбратная связь к началу страницы
© 2008-2014

online
magazines pdf download
download magazine pdf
download ebooks pdf
XHTML | CSS
1.8.11