Онлайн словарь
П
ПС

Психоаналитические термины и понятия-23

[loadfile: templates/common/google_ads.txt is empty]
 
о, это состояние вызывается искусственным путем, неестественно. Эйфория связана с попытками повторно пережить счастливое или радостное настроение, которое не может возникнуть произвольно. Как и восторженное настроение, она не соответствует действительной интрапсихической или внешней реальности. Вместе с тем эйфория не сопровождается гиперактивностью, характеризующей маниакальные или гипоманиакальные состояния. Обычно эйфория вызывается увеселительными мероприятиями, разрешением сложных жизненных проблем или уходом от большой ответственности; искусственно эйфорию вызывают алкоголь и стимулирующие средства (амфетамин, кокаин и т.п.). Крайние формы эйфории проявляются в органических, токсических и травматических синдромах головного мозга. “Индифферентная эйфория” — веселое настроение без соответствующей глубины аффекта — описана при шизофрении.   См. настроение, эйфория. [99, 254]     ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД (ECONOMIC VIEWPOINT)   См. метапсихология.     ЭКСГИБИЦИОНИЗМ (EXHIBITIONISM)   В широком смысле термин употребляется для обозначения действия, направленного на привлечение внимания к себе. Экс­гибиционизм, будучи одним из парных компонентов влечений, или парциальным влечением (описан Фрейдом в 1905 году в качестве составной части детской сексуальности), проявляется, как правило, в фаллической фазе в виде детских желаний обнажать собственное тело, в частности гениталии. Он тесно связан с другим частным компонентом — скопофилией и, по сути, может рассматриваться как обращение взгляда на себя. Место гениталий могут занимать другие части тела или тело в целом, вместо них могут демонстрироваться также достижения и поведение. В более узком смысле термин эксгибиционизм употребляется для обозначения перверсии у подростка или у взрослого (почти исключительно мужского пола), при которой обнажение гениталий и их показ другим необходимы для полного удовлетворения при оргазме. Эксгибиционизм как перверсия впервые был описан в 1877 году Ласегом. В психоанализе термин эксгибиционизм используется в основном в значении, не относящемся к перверсии. Эксгибиционизм как перверсия психоаналитическому лечению обычно не поддается.   См. компонентные влечения, перверсия, скопофилия. [21, 543]     ЭКСПРЕССИВНАЯ ТЕРАПИЯ (EXPRESSIVE THERAPY)   См. психотерапия.     ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ (EXTERNALIZATION)   Термин, обозначающий общую направленность психических процессов, выражающуюся в приписывании индивидом атрибутов внутренних феноменов внешнему миру. Эти процессы можно рассматривать как противоположные интернализации. Инстинктивные желания, конфликты, настроение и способы мышления (когнитивный стиль) могут проецироваться. Так, чувство злости и агрессивные импульсы могут быть причиной того, что ребенок начинает бояться чудовищ, обитающих в темноте, дикарь верит, что джунгли населены злыми духами, а параноику повсюду мерещатся преследователи. Фрейд (1911) описал паранойяльную проекцию в случае Шребера, послужившую прототипом: любовь трансформируется в ненависть, которая затем экстернализируется; в процессе такой трансформации чувств объект и субъект меняются местами. Позже Новиком и Келли (1970) были описаны другие формы экстернализации: генерализация — нормальный с точки зрения развития способ мышления, позволяющий ребенку считать, что он воспринимает окружающий его мир так же, как и другие, и защитная экстернализация, когда собственные качества проецируются и причинно связываются с другими людьми. На разграничении отдельных типов экстернализации особо настаивают детские аналитики (Furman, 1980; Sandler, Kennedy & Tyson, 1980). Они утверждают, что экстернализация, обнаруживаемая во время работы с детьми, может быть выявлена и у взрослых. Анна Фрейд (1965) предостерегает от смешения понятий экстернализации и переноса. Развивая ее точку зрения, Берг (1977) и Новик (1982) провели разграничение между экстернализированным переносом и дифференцированным. В первом случае аналитику приписывается часть внутреннего мира пациента — импульсы, запреты Сверх-Я, репрезентанты Самости, отдельные функции Я (проверка реальности и др.). Могут экстернализироваться также патологические семейные отношения. При дифференцированном переносе на аналитика проецируются детские цели, направленные на ранние объекты. Процесс экстернализации охватывает широкий спектр нормальных и патологических феноменов, как адаптивных, так и защитных. Способность индивида к экстернализации может быть использована в живописи, поэзии, литературе и других областях культурной деятельности. Она также является основой проективных психологических тестов, таких, как тест Роршаха. Концепция экстернализации позволяет сопоставить и даже объединить внешне противоположные теоретические направления: например, кляйнианское понятие проективной идентификации можно понимать как особый тип экстернализации, а принадлежащие Кохуту понятия зеркала и идеализирующего переноса — как формы экстернализированного переноса.   См. защита, интернализация, перенос, проекция. [75, 240, 269, 335, 637, 638, 750] ЭКСТРАВЕРСИЯ (EXTRAVERSION))   См. термины аналитической психологии: типология     ЭМПАТИЯ (EMPATHY)   Особый способ восприятия и постижения психологических состояний других людей. Буквально эмпатия означает “вчувствование” в другого человека — в противоположность симпатии, то есть “сочувствию”. Термин эмпатия восходит к эстетике и психологии ХIХ века, когда эмпатией обозначался способ понимания и объяснения объекта, основанный на моторной имитации и выводах из наблюдений над собственными кинестетическими ощущениями. Способность к эмпатии, по-видимому, связана с развитием довербальных взаимодействий между матерью и ребенком, когда желания и потребности совпадают с реакциями на них. Возможность подобных совпадений является важнейшей предпосылкой аналитической практики. В аналитической ситуации эмпатия является следствием “свободно парящего внимания” и развитой автономии аналитика, представляющей собой важный компонент его рабочего Я. Аналитик не должен относиться к эмпатии как к мистическому или трансцендентному феномену. Вербальная и невербальная активность пациента, его аффекты во время аналитической работы вызывают у аналитика резонирующие, так сказать, параллельные состояния. Самовосприятие или интроспекция аналитика становится в таком случае источником информации о пациенте. Эмпатия, следовательно, представляет собой временную и частичную регрессию Я, обеспечивающую легко обратимую идентификацию с анализируемым и тем самым служащую аналитическому процессу. Эмпатия может возникать в отсутствие вербальной коммуникации и понимания; в таких условиях она проявляется как реакция на переживание утраты аналитических взаимоотношений. Эмпатия — процесс предсознательный, автоматический и “беззвучный”. Она сосуществует с другими, более объективными способами получения информации о чувствах и поведении пациента. Чтобы добиться полного аналитического понимания, непосредственные, эмпатические впечатления должны соотноситься и интегрироваться с другой информацией. Таким образом, эмпатия включает в себя многие компоненты — аффективные, когнитивные и логические, — которые, взаимодействуя, создают почву для аналитического лечения. Эмпатия не подменяет собой анализ переноса и сопротивления, хотя и может предоставить информацию об этих процессах. Она является относительно нейтральной и лишена компонента суждения — в отличие от родственных ей феноменов сострадания и симпатии, от которых ее следует строго отделять. Состраданию и симпатии недостает объективности, они предполагают чрезмерную идентификацию и нередко приводят к появлению фантазий об избавлении. Эмпатия же в сочетании с другими способами аналитического наблюдения и понимания может стать одним из важнейших источников контрпереноса. С точки зрения психоаналитической психологии Самости (Kohut, 1959), эмпатия означает адекватное восприятие и реакцию на чувства и потребности пациента. В целом психоанализ рассматривает эмпатию как сосредоточение на внутреннем мире пациента. Поэтому среди аналитиков принято говорить об эмпатических компонентах понимания, интерпретации или вмешательства, не возводя эмпатию в ранг ос­новного принципа аналитической техники.   См. анализ, интернализация, интерпретация, интуиция, психология Самости, рабочее Я, регрессия. [61, 144, 384, 511, 556, 557, 645]     ЭРОТИЗМ (EROTISM)   Эротогенность (erotogenicity) Эротогенные (эрогенные) зоны (erotogenic zones) Основу всех терминов составляет греческое слово “эрос”, означающее сексуальную любовь и греческого бога любви одновременно (Фрейд использовал слово “эрос” для обозначения влечения к жизни, а термин “либидо” — для обозначения его энергии). Эротизм является, по сути, эквивалентом сексуальности в самом широком смысле слова, то есть сексуальности, не ограниченной только генитальными функциями. Эротизм включает в себя способность (эротогенность) к особого рода удовольствию, ощущаемому при ожидании или при возбуждении частей тела (в частности, кожи и слизистых оболочек) во время действий, соответствующих специфическим воспоминаниям и фантазиям, связанным с паттернами возбуждения и реагирования этих частей. Фрейд постулировал эротогенность в качестве количественного фактора, способного усиливаться или ослабевать, а также перемещаться от одной части тела к другой. Ощущения, чувства, мысли или действия благодаря такой эротогенности, то есть благодаря их способности быть источником сексуального возбуждения, активируют сексуальную систему. Сексуальное возбуждение распространяется на другие биологические и психические системы и ведет к особому душевному состоянию, при котором восприятие себя и объекта, а также намерения физического контакта с другим индивидом приобретают чувственную окраску. Хотя самые разные восприятия, символы или фантазии могут быть эротогенными, биологически детерминированными компонентами сексуальной системы являются определенные анатомические области тела — эротогенные зоны. Стремление к сексуальному удовлетворению связано с этими частями тела; именно их стимуляция и вызывает сексуальное возбуждение. Они могут использоваться как для аутоэротического удовлетворения, так и для сексуального контакта с другими людьми. Психобиологические паттерны и функции этих зон могут оказывать влияние на развитие характера и на образование симптомов. Какая именно зона будет эротогенной и как она будет функционировать, обусловливается факторами развития и культуры. Любая часть тела (не только оральная, анальная и генитальная зоны) может катектироваться вторично и становиться эротогенной зоной. Обычно становятся эротогенными те части или области тела, которые обеспечивают удовлетворительный контакт с матерью благодаря вниманию, заботе и стимуляции с ее стороны. Этот контакт является также источником компонентных элементов (парциальных влечений), которые в дальнейшем определяют сексуальные цели и организуются — в большей или меньшей степени — под приматом генитальной зоны в пубертате.   См. компонентные влечения, психосексуальное развитие. [251, 280, 300, 541, 822]     ЭРОТОГЕННЫЙ МАЗОХИЗМ (EROTOGENIC MASOCHISM)   См. мазохизм.     Я, ЭГО (EGO)   Один из важнейших терминов в истории развития психоаналитической теории. Принято различать раннее и более позднее значения Я, применяемые до настоящего времени. В ранних работах Фрейд иногда использовал термин Я для обозначения всей (психической) личности; иногда оно подразумевало организованную группу идей. Те из этих идей, которые могут быть допущены в сознание, и образуют Я. Другие же являются неприемлемыми и принадлежат бессознательному. Таким образом, в своей ранней концепции Я Фрейд делал акцент на защите, одной из основных его функций. В современном употреблении термин Я принято соотносить с более поздним фрейдовским определением Я как одной из трех основных частей психического аппарата (Freud, 1923). Хотя Я располагает сознательными компонентами, многие из его операций производятся на основе автоматических и бессознательных механизмов. Раннее значение термина Я в настоящее время заменено понятием Самости. При чтении психоаналитической литературы смысл, вкладываемый в термин Я, проще определить по тому периоду, к которому относится та или иная работа. Новорожденный ребенок существует в недифференцированном психическом состоянии, из которого постепенно развивается Я. Реализация матрицы Я—Оно основывается на взаимодействии двух факторов — конституционального (генетически обусловленного развития паттернов центральной нервной системы, органов чувств и тела в целом) и переживаний в окружающем мире при взаимодействии с объектами. Я занимает позицию между первичными влечениями, основанными на физиологических потребностях, и требованиями внешнего мира; в качестве интернализированных психических репрезентантов того и другого оно служит посредником между индивидом и внешней реальностью. Я воспринимает физические и психические потребности Самости, свойства и установки внешней среды, включая объекты, и оценивает, координирует и интегрирует эти восприятия, чтобы приспособить внутренние запросы к внешним требованиям; наконец, Я снижает напряжение, исходящее от влечений и желаний, разряжая их либо путем уменьшения интенсивности влечений, либо посредством преобразования внешней ситуации. Важной задачей Я является достижение оптимального удовлетворения инстинктивных стремлений за счет сохранения “добрых отношений” как с внешним миром, так и со Сверх-Я (внутренним репрезентантом норм поведения и моральных требований). Для выполнения этой задачи необходимо защитное приспособление, редуцирующее необычайно сильные внутренние и внешние стимулы. В физиологическом отношении органы чувств устроены так, чтобы воспринимать только определенные стимулы, игнорируя либо редуцируя другие. Это особенно важно для младенца, не обладающего достаточно развитой защитой. (Физиологические механизмы младенца, служащие этой цели, проявляются в виде общего стимульного барьера или предо­хранительного щита.) В психическом отношении развиваются и сохраняются определенные защитные функции, предохраняющие от осознания конфликтных требований, исходящих от Оно (примитивных побуждений, импульсов, биологических потребностей и т.п.) и Сверх-Я, если они продуцируют невыносимую тревогу. Для эффективной работы отдельных функций Я (например, восприятия, способности передвигаться, намерения, антиципации, целеполагания, планирования, интеллекта, мышления и речи) необходимо их созревание в относительно свободной от конфликтов среде (концепция Гартманна о первичной автономии Я) или такое развитие, при котором они могут осуществляться без чрезмерных конфликтов (вторичная автономия). Согласно теоретическим положениям Гартманна и других авторов, психическая энергия, уходящая на этот конфликт, нейтрализуется и, таким образом, становится доступной для дальнейшего развития Я. В качестве составной части своей адаптации к реальности Я должно также развить способность к относительно стабильным взаимоотношениям с объектами, в частности, с противоположным полом, от которого зависит удовлетворение инстинктивных потребностей. Индивид должен научиться формировать стойкие эмоциональные, дружеские взаимосвязи с другими с минимальными проявлениями враждебности (константность объекта). Не следует рассматривать Я в качестве некоего антропоморфного исполнительного органа или как часть головного мозга. Скорее, этот термин отображает полезный способ осмысления базальных аспектов человеческого поведения. Традиционно Я определялось как группа функций, которые развиваются, подвержены самым разным нарушениям и могут стать более эффективными благодаря психиатрическому и, в частности, психоаналитическому лечению. Функции Я многочисленны, и лишь немногие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые индивиды очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в других (амбициозные, энергичные, успешные исполнители, не переносящие родительских требований; образованные и прекрасные ученые, до смешного неприспособленные в обыденной жизни). Кроме того, существуют люди, у которых заметные успехи достигаются благодаря нарушениям в сфере Я (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждениями). Тем не менее адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций Я, может принимать самые необычные формы. Поэтому оценка Я должна производиться не в целом, а с точки зрения его специфических функций. См. адаптация, защита, развитие Я, структурная теория, функции Я.     ЯВНОЕ СНОВИДЕНИЕ (MANIFEST DREAM)   См. сновиґденье, сновидения.     ЯВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (MANIFEST CONTENT)   См. сновиґденье, сновидения.     Я-ДИСТОННЫЙ (EGO-DYSTONIC)   Я-синтонный (ego-syntonic) Влечения, аффекты, представления или формы поведения, субъективно воспринимаемые наблюдающим Я как не присущие Самости, являются Я-дистонными или чуждыми Я. Противоположным понятием является Я-синтонный. В обоих терминах слово “Я” употребляется в его неуточненном значении, выражающем скорее современное понятие Самость, а не структурную часть психического аппарата. Однако, несмотря на то, что термины чуждый Самости или дистонный Самости в семантическом отношении являются более правильными, они не используются.   См. Я.   ЯЗВЕННЫЙ КОЛИТ (ULCERATIVE COLITIS)   Наиболее распространенное воспалительное заболевание кишечника. Одно из семи так называемых психосоматических расстройств, изученных Александером (1950), которые провоцируются и обостряются эмоциональными конфликтами. Первым психоаналитиком, обратившим внимание на психопатологию при язвенном колите, был Мюррей (1930). Его наблюдения были подтверждены и дополнены многочисленными исследователями — медиками, психологами, психиатрами и психоаналитиками. В характерологическом отношении многие пациенты, страдающие язвенным колитом, кажутся поверхностными людьми; их фантазия, сновидения и интро­спекция очень бедны, и они часто не осознают своих чувств. Эти особенности были названы Сифносом (1967) алекситимическими, однако психоаналитическое исследование выявляет у таких пациентов сильнейшее отрицание. Они используют догенитальные формы защиты от интенсивных примитивных садистских импульсов, направленных как на воспринимаемые реальные, так и на интернализированные первичные объекты. Если пациент распознает и мобилизует такие импульсы с сопровождающими их фантазиями (дериватами влечений), он часто оказывается способным отказаться от кишечных симптомов, но за этим нередко следуют отыгрывание и депрессия. Иногда могут наблюдаться преходящие психотические симптомы. На ранних стадиях лечения нередко приходится использовать некоторые модификации классической психоаналитической техники. Часто оказывается полезным авторитарный, но не успокаивающий, интерпретирующий стиль работы. После анализа догенитальных проблем пациента и устранения его симптомов иногда оказывается возможным классический аналитический подход. После изучения шестидесяти восьми случаев Вейнсток (1962) пришел к выводу, что за исключением больных, которым необходимо хирургическое вмешательство, с помощью психоаналитической терапии удается добиться излечения или стойкой ремиссии. Однако несмотря на многочисленные сообщения о ремиссиях после проведения психоаналитической терапии у больных, наблюдавшихся десятилетиями, роль психопатологии и аналитической терапии в лечении таких состояний остается спорной. В последние десятилетия психоаналитики отошли от лечения психосоматических состояний. Одной из причин этого является то, что лечение таких больных не совместимо с обычной психоаналитиче­ской практикой.   См. алекситимия, психосоматические состояния. [19, 483, 628, 883]     Я-ИДЕАЛ (EGO-IDEAL)   Термин, первоначально использовавшийся Фрейдом (1914, 1921) для обозначения того, что позже было названо им Сверх-Я, то есть психического образования со специфическими психическими функциями, включающими в себя построение системы моральных норм, называемой также совестью (включая самонаблюдение и самокритику), цензуру сновидений, проверку реальности (эта функция в конечном счете стала рассматриваться как функция Я) и, наконец, формирование идеального образа себя. В настоящее время большинство аналитиков рассматривают Я-идеал как совокупность функций в структуре Сверх-Я. Некоторые авторы считают “идеальные концепции Самости” и “идеализированные качества объектов любви” двумя основными исходными частями Я-идеала. В психологии Самости эти части описываются терминами грандиозная Самость и идеализированный объект (самообъект). Другие авторы подчеркивают, что Я-идеал относится к множеству репрезентантов, дифференцирующихся на протяжении жизни: 1) идеальный: объект — образ почитаемого, идеализированного и всемогущего объекта; 2) идеальный ребенок — родительский идеал желанного и любимого ребенка, воспринимаемый этим ребенком (позже эта репрезентация становится частью того, “каким я должен стать”); 3) идеальная Самость — представление о том, кем “я хочу быть”, о том, что может обеспечивать максимальное удовлетворение и сводить к минимуму агрессивные проявления против Самости; 4) идеальные отношения — репрезента­ция желанных, оптимальных взаимоотношений. К этим четырем аспектам Я-идеала относятся репрезентанты действий, которые следует совершить или которых следует избегать, чтобы добиться желаемых отношений. Эти различные репрезентации служат “мерилом” для оценки того, насколько индивид соответствует ожиданиям со стороны своих визави; они могут также помогать выявлять причину неудач, вызывающих аффекты неудовольствия. Первичные аффекты, связанные с функционированием Я-идеала или Сверх-Я, чувствами стыда и вины, нередко перекрываются; тем не менее здесь можно провести определенные различия. Чувство стыда предохраняет интегральный образ Самости, чувство вины — интегрированность объекта. Таким образом, чувство стыда относится в первую очередь к неудачам, слабости или к изъянам Самости — к неспособности видеть себя таким, каким хотелось бы, чтобы тебя воспринимали другие. Чувство вины связано с “нападением” на других — нарушением личных норм поведения, основанных на “идеальных отношениях”. Репрезентанты Я-идеала основываются на идентификациях — как с идеализированными родителями, так и с прежними образами Самости. Однако в некоторых случаях Я-идеал может оказаться совершенно противоположным таким идентификациям. Подобная дезидентификация, или негативная идентичность, отражает интрасистемный конфликт между частями Сверх-Я (идеалами, ценностями) или частями Я. При усилении такого конфликта он может привести к патологии, например к конфликту идентичности. Расщепление идентичности часто сопровождается импульсивным поведением и значительно реже — симптомами деперсонализации. Хотя Я-идеал формируется в ходе развития Я, при некоторых патологических состояниях обнаруживаются ранние образы, связанные с проявлениями примитивных влечений (фантазии о слиянии, чрезмерные амбиции), которые сохраняются и могут повлиять на формирование Я-идеала на более поздних стадиях. Такая патология свидетельствует об уязвимости индивида к нарциссической травме и о тенденции к переживанию интенсивных архаических аффектов, таких, как гнев, стыд, депрессия и тревога, а также дериватов нарциссических аффектов — зависти, ревности, злости и презрения. А. Райх (1954) отмечала роль садистских предшественников Сверх-Я и архаических форм Я-идеала в патологических состояниях, характеризующихся незрелостью сексуальных идеалов, неустойчивостью связей Я и смешением желаемого и реальности.   См. деперсонализация, идеализация, идентичность, интернализация, конфликт, Сверх-Я, чувство вины, чувство стыда. [190, 280, 423, 432, 451, 512, 687, 705, 749, 904]     Я-УДОВОЛЬСТВИЕ (PLEASURE EGO)   См. реальность.     DЙJА VU   Dйjа racontй Этими терминами обозначается группа состояний субъективного искажения переживаемого опыта. Общим их признаком является ошибочное убеждение в том, что переживаемое в данный момент уже было пережито ранее. Имеются и другие термины, обозначающие различные проявления этого феномена. Названия отдельных проявлений феномена заимствованы из французской психиатрии XIX века. В группу этих проявлений принято относить состояния dйjа racontй (уже рассказанного), dйjа entendu (уже слышанного), dйjа eprouvй (уже свершенного), dйjа fait (уже сделанного), dйjа pensй (уже обдуманного), dйjа voulu (уже желавшегося). В психоанализе особый интерес привлекают состояния dйjа vu (уже виденного) и dйjа racontй. Состояние dйjа vu в своей полностью развернутой форме связано с чувством неудовольствия, нереальности, сноподобия, которое сочетается с ощущением сверхъестественной пророческой способности предвидеть каждую из мельчайших подробностей возникающих переживаний. Подобные феномены встречаются как в норме, так и в патологии, психической и органической. Они чаще встречаются у детей и подростков, но могут наблюдаться и в зрелом возрасте. Полного понимания природы состояний dйjа vu не достигнуто. По всей видимости, они представляют собой особый тип изменений защитной регрессии, уводящей к ощущениям такой реальности, которая отражает воспоминания о давно вытесненных бессознательных фантазиях и о конкретных прошлых переживаниях, связанных с запретными желаниями. Имеются и другие попытки объяснения сущности этих феноменов. Так, согласно одной из наиболее принятых интерпретаций, феномен dйjа vu приравнивается к сноподобным состояниям или покрывающим воспоминаниям, каждый элемент которых испытывает сильное влияние скрытых или детских переживаний. Защитный эффект маскируется аффектом неудовольствия и заключается в утешительном утверждении: “Как раньше мне удалось пережить испуг, так и сейчас я тоже останусь неповрежденным”. Состояния dйjа vu, каким образом, представляют собой компромиссное образование, возникающее на основе ситуации, одновременно символизирующей и стимулирующей возрождение прошлых воспоминаний, фантазий и желаний, связанных с неприятным аффектом. Компромисс допускает одновременное сосуществование отказа и наказания, частичного удовлетворения этих желаний и успокоения душевной боли. Состояние dejа racontй относится к событиям и переживаниям, когда у пациента возникает ложное убеждение, будто произнесенное в данный момент уже было высказано аналитиком ранее. Проявление этого феномена — бесспорное свидетельство появления новой информации для психоаналитического лечения. При этом остается неясным, включать ли в понятие “dejа racon­tй” все подобные состояния или же ограничить его рамки только теми состояниями, при которых пациент настаивает на своей правоте. Если принять на вооружение широкое толкование термина, то необходимо признать, что феномен dejа racontй проявляется повсеместно. Клинические наблюдения также свидетельствуют в пользу широкого определения. Хотя состояния dйjа vu и dйjа racontй имеют одинаковую структуру, первое из них является более специфичным и требует особого участия со стороны психоаналитика, в то время как феномен dйjа racontй представляет собой интрапсихиче­ское переживание. Большинство аналитиков считают, что для понимания состояния dйjа racontй необходимо использование переноса. Поскольку перенос является универсальным феноменом, не будет ошибкой включить эту форму парапраксиса (ошибочных действий) в события как внутри, так и вне ситуации психоаналитической те­рапии. Если рассматривать dйjа racontй в качестве парапраксиса, то следует признать его структурное сходство со сновидениями и покрывающими воспоминаниями. В таком случае содержание этого феномена может быть подвергнуто анализу аналогично тому, как анализируются сновидения. Проявления защитных желаний в состоянии dйjа racontй обусловлены, с одной стороны, потребно­стью обсудить его содержание, с другой — стремлением иметь гарантии успешного совладания с опасной ситуацией, спровоцированной переносом.   [31, 116, 277]     TRIEB   Немецкое слово, которым Фрейд обозначал эндогенные мотивационные силы. В стандартном англоязычном издании работ Фрейда переведено как инстинкт. Гартманн и Шур предложили термин инстинктивное влечение, подчеркивая тем самым психическую репрезентацию этих сил в отличие от биологических паттернов поведения, обозначаемых термином инстинкт.   См. инстинктивное влечение.     VAGINA DENTATA   Латинский термин, отражающий представление о том, что влагалище наделено зубами и способно укусить и повредить пенис во время полового акта. Легенду о vagina dentata, отражающую страх перед половым актом, слышали антропологи в различных частях света. Эта фантазия с некоторым постоянством обнаруживается у мужчин с невротическими и сексуальными проблемами, что впервые было описано Отто Ранком (1924) и более детально исследовано Шандором Ференци (1925). Она связана со страхом кастрации; вследствие смещения влагалище воспринимается с оральной точки зрения как орган поглощения. Воображаемые зубы, которыми наделено влагалище, часто символизируют отцовский пенис. Нередко символы vagina dentata содержат крыс и змей с большими зубами. У женщин также бывают бессознательные фантазии о том, что они обладают vagina dentata как средством возмездия мужчинам. Penis dentata — эквивалент vagina den­tata — отражает идею о том, что пенис наделен зубами и способен повредить влагалище. Подобные легенды сосуществуют с легендами о vagina dentata. Чаще эта фантазия встречается у женщин, но может быть и у мужчин, сочетаясь с враждебными и садистскими желаниями по отношению к женщинам. БИБЛИОГРАФИЯ Мы приняли следующие сокращения для наиболее часто упоминаемых книг и жур­налов: IJP         International Journal of Psycho-analysis JAP        AJournal of the American Psychoanalytic Association SE          Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, ed. James Strachey (London: Hogarth Press and the Institute of Psycho-Analysis, 1953—74.) PSOC    Psychoanalytic Study of the Child (New Haven: Yale University Press) PQ         Psychoanalytic Quarterly WA         The Writings of Anna Freud,  ed. Anna Freud (New York: International Universities Press, 1966—74) PMC      Psychoanalysis The Major Concepts ed. Burness E. Moore and Bernard D. Fine (New Haven: Yale University Press)     1. Abend, S. M. Identity. PMC. Forthcoming. 2. Abend, S. M. (1974) Problems of identity. PQ, 43. 3. Abend, S. M., Porder, M. S. & Willick, M. S. (1983) Borderline Patients. New York: Int. Univ. Press. 4. Abraham, K. (1916) The first pregenital stage of libido. Selected Papers. London, Hogarth Press, 1948. 5. Abraham, K. (1917) Ejaculatio praecox. In: selected Papers. New York Basic Books. 6. Abraham, K. (1921) Contributions to the theory of the anal character. Selected Papers. New York: Basic Books, 1953. 7. Abraham, K. (1924) A Short study of the development of the libido, viewed in the light of mental disorders. In: Selected Papers. London: Hogarth Press, 1927. 8. Abraham, K. (1924) Manic-depressive states and the pre-genital levels of the libido. In: Selected Papers. London: Hogarth Press, 1949. 9. Abraham, K. (1924) Selected Papers. London: Hogarth Press, 1948. 10. Abraham, K. (1924) The influence of oral erotism on character formation. Ibid. 11. Abraham, K. (1925) The history of an impostor in the light of psychoanalytic knowledge. In: Clinical Papers and Essays on  Psychoanalysis. New York: Basic Books, 1955, vol. 2. 12. Abrams, S. (1971) The psychoanalytic unconsciousness. In: The Unconscious Today, ed. M. Kanzer. New York: Int. Univ. Press. 13. Abrams, S. (1981) Insight. PSOC, 36. 14. Abse, D W. (1985) The depressive character In Depressive States and their Treatment, ed. V. Volkan New York: Jason Aronson. 15. Abse, D. W. (1985) Hysteria and Related Mental Disorders. Bristol: John Wright. 16. Ackner, B. (1954) Depersonalization. J. Ment. Sci., 100. 17. Adler, A. (1924) Individual Psychology. New York: Harcourt, Brace. 18. Akhtar, S. (1984) The syndrome of identity diffusion. Amer. J. Psychiat., 141. 19. Alexander, F. (1950) Psychosomatic Medicine. New York: Norton. 20. Allen, D. W. (1974) The Feat- of Looking. Charlottesvill, Va: Univ. Press of Virginia. 21. Allen, D. W. (1980) Psychoanalytic treatment of the exhibitionist. In: Exhibitionist, Description, Assessment,  and Treatment, ed. D. Cox. New York:  Garland STPM Press. 22. Allport, G. (1937) Personality. New York: Henry Holt. 23. Almansi, R. J. (1960) The face-breast equation. JAPA, 6. 24. Almansi, R. J. (1979) Scopophilia and object loss. PQ, 47. 25. Altman, L. Z. (1969) The Dream in Psychoanalysis. New York: Int. Univ. Press. 26. Altman, L. Z. (1977) Some vicissitudes of love. JAPA, 25. 27. American Psychiatric Association. (1987) Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, 3d ed. revised. Washington, D. C. 28. Ansbacher, Z. & Ansbacher, R. (1956) The Individual Psychology of Alfred Adler. New York: Basic Books. 29. Anthony, E. J. (1981) Shame, guilt, and the feminine self in psychoanalysis. In: Object and Self, ed. S. Tuttman, C. Kaye & M. Zimmerman. New York: Int. Univ. Press. 30. Arlow. J. A. (1953) Masturbation and symptom formation. JAPA, 1. 31. Arlow. J. A. (1959) The structure of the deja vu experience. JAPA, 7. 32. Arlow. J. A. (1961) Ego psychology and the study of mythology. JAPA, 9. 33. Arlow. J. A. (1963) Conflict, regression and symptom formation. IJP, 44. 34. Arlow. J. A. (1966) Depersonalization and derealization. In: Psychoanalysis: A General Psychology, ed. R. M. Loewenstein, L. M. Newman, M. Schur & A. J. Solnit. New York: Int. Univ. Press. 35. Arlow. J. A. (1969) Fantasy, memory and reality testing. PQ, 38. 36. Arlow. J. A. (1969) Unconscious fantasy and disturbances of mental experience. PQ, 38. 37. Arlow. J. A. (1970) The psychopathology of the psychoses. IJP, 51. 38. Arlow. J. A. (1975) The structural hypothesis. PQ, 44. 39. Arlow. J. A. (1977) Affects and the psychoanalytic situation. IJP, 58. 40. Arlow. J. A. (1979) Metaphor and the psychoanalytic situation. PQ, 48. 41. Arlow. J. A. (1979) The genesis of interpretation. JAPA, 27 (suppl.). 42. Arlow. J. A. (1982) Problems of the superego concept. PSOC, 37. 43. Arlow. J. A. (1984) Disturbances of the sense of time. PQ, 53. 44. Arlow. J. A. (1985) Some technical problems of countertransference. PQ, 54. 45. Arlow, J. A. & Brenner, C. (1963) Psychoanalytic Concepts and the Structural Theory, ew York: Int. Univ. Press. 46. Arlow, J. A. & Brenner, C. (1969) The psychopathology of the psychoses. IJP, 50. 47. Asch, S. S. (1966) Depression. PSOC, 21. 48. Asch, S. S. (1976) Varieties of negative therapeutic reactions and problems of technique. JAPA, 24. 49. Atkins, N. (1970) The Oedipus myth. Adolescence, and the succession of generations. JAPA, 18. 50. Atkinson, J. W. & Birch, D. (1970) The Dynamics of Action. New York: Wiley. 51. Bachrach, H. M. & Leaff, L. A. (1978) Analyzability. JAPA, 26. 52. Bacon, C. (1956) A developmental theory of female homosexuality. In: Perversions,ed, S. Lorand & M. Balint. New York: Gramercy. 53. Bak, R. C. (1953) Fetishism. JAPA. 1. 54. Bak, R. C. (1968) The phallic woman. PSOC, 23. 55. Bak, R. C. & Stewart, W. A. (1974) Fetishism, transvestism, and voyeurism. An American Handbook of Psychiatry, ed. S. Arieti. New York: Basic Books, vol. 3. 56. Balint, A. (1949) Love for mother and mother-love. IJP, 30. 57. Balter, L., Lothane, Z. & Spencer, J. H. (1980) On the analyzing instrument, PQ, 49. 58. Basch, M. F. (1973) Psychoanalysis and theory formation. Ann. Psychoanal., 1. 59. Basch, M. F. (1976) The concept of affect. JAPA, 24. 60. Basch, M. F. (1981) Selfobject disorders and psychoanalytic theory. JAPA, 29. 61. Basch, M. F. (1983) Emphatic understanding. JAPA. 31. 62. Balldry, F. Character. PMC. Forthcoming. 63. Balldry, F. (1983) The evolution of the concept of character in Freuds writings. JAPA. 31. 64. Begelman, D. A. (1971) Misnaming, metaphors, the medical model and some muddles. Psychiatry, 34. 65. Behrends, R. S. & Blatt, E. J. (1985) Internalization and psychological development throughout the life cycle. PSOC, 40. 66. Bell, A. (1961) Some observations on the role of the scrotal sac and testicles JAPA, 9. 67. Benedeck, T. (1949) The psychosomatic implications of the primary unit. Amer. J. Orthopsychiat., 19. 68. Beres, C. (1958) Vicissitudes of superego functions and superego precursors in childhood. FSOC, 13. 69. Beres, D. Conflict. PMC. Forthcoming. 70. Beres, D. (1956) Ego deviation and the concept of schizophrenia. PSOC, 11. 71. Beres, D. (1960) Perception, imagination and reality. IJP, 41. 72. Beres, D. (1960) The psychoanalytic psychology of imagination. JAPA, 8. 73. Beres, D. & Joseph, E. D. (1965) Structure and function in psychoanalysis. IJP, 46. 74. Beres, D. (1970) The concept of mental representation in psychoanalysis. IJP, 51. 75. Berg, M D. (1977) The externalizing transference. IJP, 58. 76. Bergeret, J. (1985) Reflection on the scientific responsi bilities of the International Psychoanalytical Association. Memorandum distributed at 34th IPA Congress, Humburg. 77. Bergman, A. (1978) From mother to the world outside. In: Grolnick et. al. (1978). 78. Bergmann, M. S. (1980) On the intrapsychic function of falling in love. PQ, 49. 79. Berliner, B. (1966) Psychodynamics of the depressive character. Psychoanal. Forum, 1. 80. Bernfeld, S. (1931) Zur Sublimierungslehre. Imago, 17. 81. Bibring, E. (1937) On the theory of the therapeutic results of psychoanalysis. IJP, 18. 82. Bibring, E. (1941) The conception of the repetition compulsion. PQ, 12. 83. Bibring, E. (1953) The mechanism of depression. In: Affective Disorders, ed. P. Greenacre. New York: Int. Univ. Press. 84. Bibring, E. (1954) Psychoanalysis and the dynamic psychotherapies. JAPA, 2. 85. Binswanger, H. (1963) Positive aspects of the animus. Zьrich: Spring. 86. Bion Francesca Abingdon: Fleetwood Press. 87. Bion, W. R. (1952) Croup dynamics. IJP, 33. 88. Bion, W. R. (1961) Experiences in Groups. London: Tavistock. 89. Bion, W. R. (1962) A theory of thinking. IJP, 40. 90. Bion, W. R. (1962) Learning from Experience. London: William Heinemann. 91. Bion, W. R. (1963) Elements of Psychoanalysis. London: William Heinemann. 92. Bion, W. R. (1965) Transformations. London: William Heinemann. 93. Bion, W. R. (1970) Attention and Interpretation. London: Tavistock. 94. Bion, W. R. (1985) All My Sins Remembered, ed. Francesca Bion. Adingdon: Fleetwood Press. 95. Bird, B. (1972) Notes on transference. JAPA, 20. 96. Blanck, G. & Blanck, R. (1974) Ego Psychology. New York: Columbia Univ. Press. 97. Blatt, S. J. (1974) Levels of object representation in anaclitic and introjective depression. PSOC, 29. 98. Blau, A. (1955) A unitary hypothesis of emotion. PQ, 24. 99. Bleuler, E. (1911) Dementia Praecox or the Group of Schizophrenias. New York: Int. Univ. Press, 1951. 100. Blos, P. (1954) Prolonged adolescence. Amer. J. Orthopsychiat., 24. 101. Blos, P. (1962) On Adolescence. New York: Free Press. 102. Blos, P. (1972) The epigenesia of the adult neurosis. 27. 103. Blos, P. (1979) Modification in the traditional psychoanalytic theory of adolescent development. Adolescent Psychiat., 8. 104. Blos, P. (1984) Son and father. JAPA_. 32. 105. Blum, G. S. (1963) Prepuberty and adolescence, In Studies ed. R. E. Grinder. New York: McMillan. 106. Blum, H. P. Symbolism. FMC. Forthcoming. 107. Blum, H. P. (1976) Female Psychology. JAPA, 24 (suppl.). 108. Blum, H. P. (1976) Masochism, the ego ideal and the psychology of women. JAPA, 24 (suppl.). 109. Blum, H. P. (1980) The value of reconstruction in adult psychoanalysis. IJP, 61. 110. Blum, H. P. (1981) Forbidden quest and the analytic ideal. PQ, 50. 111. Blum, H. P. (1983) Defense and resistance. Foreword. JAFA, 31. 112. Blum, H. P., Kramer, Y., Richards, A. K. & Richards, A. D., eds. (1988) Fantasy, Myth and Reality: Essays in Honor of Jacob A. Arlow. Madison, Conn.: Int. Univ. Press. 113. Boehm, F. (1930) The femininity-complex In men. IJP,11. 114. Boesky, D. Structural theory. PMC. Forthcoming. 115. Boesky, D. (1973) Dйjа racontй as a screen defense. PQ, 42. 116. Boesky, D. (1982) Acting out. IJP, 63. 117. Boesky, D. (1986) Questions about Sublimation In Psychoanalysis the Science of Mental Conflict, ed. A. D. Richards & M. S. Willick. Hillsdale, N. J.: Analytic Press. 118. Bornstein, B. (1935) Phobia in a 2 1/2-year-old child. PQ, 4. 119. Bornstein, B.
на заглавную О сайте10 самыхСловариОбратная связь к началу страницы
© 2008-2014

online
magazines pdf download
download magazine pdf
download ebooks pdf
XHTML | CSS
1.8.11