Онлайн словарь
С
СЛ

Словарь значений символов-7

[loadfile: templates/common/google_ads.txt is empty]
 
ющим эфирным духом. Животные символы - орел (воздух), феникс (огонь), дельфин (вода), человек (земля) - в комплексе образуют квинтэссенцию.         КЕДР         Древо Жизни у шумеров, символ могущества и бессмертия. Аромат, долговечность, впечатляющая высота (до 30 метров) этого хвойного дерева сделали его библейской эмблемой величия и долголетия, а его древо - символом Христа. Кедр использовался при строительстве Соломонова Храма, для создания греческих и римских бюстов богов и родоначальников. Его долговечность, возможно, учитывалась кельтскими мастерами бальзамирования, применявшими в своем ремесле смолу кедра.         КЕНТАВР         Символ человека, захваченного своими первобытными инстинктами, особенно похотью, насилием и пьянством. В раннем древнегреческом искусстве кентавра изображали в виде человека с ногами коня, а затем - в виде лошади с человеческим торсом и головой. Кентавр, возможно, был мифическим воплощением реально существовавших жестоких разбойников в горах Фессалии. Согласно одному из мифов, смертный Иксион, допущенный к пиру, начал ухаживать за Герой, женой Зевса. Тот уговорил богиню облаков Нефелу явиться Иксиону в образе Геры. От соединения Иксиона и Нефелы и родился монстр - Кентавр. Он был отпущен на Землю, и от его связи с обыкновенными кобылами и произошли эти ужасные существа - дикие, вечно пьяные насильники, часто с изуродованными лицами, безуспешно противоборствующие силам добра и порядка. Как таковые, в христианской иконографии   Дикие кентавры мучают свою жертву (греческая ваза, датируемая V в. до н. э.)           они представляют чувственную страсть, прелюбодеяние и ересь. С другой стороны, существует и версия о морально безупречных кентаврах, которые вели происхождение от Хроноса. Среди них был Хирон, мудрый учитель, врачеватель и друг Геракла (в римской мифологии Геркулеса). Геракл, пустив отравленную стрелу, случайно ранил Хирона, который пожертвовал своим бессмертием ради освобождения Прометея, заслужив себе место на небе в виде южного созвездия Кентавра. Эта история может быть интерпретирована как метафора превосходства разума над инстинктом и дает повод признать, что образ кентавра имеет довольно большой диапазон толкований. Кентавры появляются также и в ведических мифах (там они названы гандхарвами), являясь символами физической силы и интеллекта.         КИНЖАЛ, см НОЖ         КИПАРИС         На Западе - мистический символ смерти и траура. В Азии кипарис - эмблема долголетия и бессмертия, как и другие вечнозеленые деревья-долгожители. В Финикии он считался Древом Жизни. В Греции кипарис имел двойственную репутацию: он был символом мрачного бога подземного царства Гадеса и более жизнерадостных богов Зевса, Аполлона, Афродиты и Гермеса. Такая противоречивость может объяснить, почему он стал символом возрождения и жизни после смерти в траурных церемониях.         КИТ         Выразительный символ колоссального в природе, но также древний символ возрождения (ковчег" и матка), в наиболее явном виде выраженный в библейском сказании об Ионе, который был проглочен и извергнут обратно "большим китом". Некоторые ученые рассматривают эту историю как аллегорию вавилонского пленения и освобождения евреев, основанную на шумеро-семитских мифах о богине хаоса Тиамат. Более вероятно, что брюхо кита представляет собой таинственный мрак посвящения, ведущего к новому, просветленному образу жизни. В Евангелии от Матфея (12:40) Христос проводит параллель между случившимся с Ионой и Своей собственной неминуемой смертью и воскресением. Три дня и три ночи пленения Ионы во чреве кита предполагают символизм "темной луны", после чего она снова появляется в виде молодого месяца. Символизм ковчега встречается и в исламских текстах. Кит связан с идеей посвящения в Африке и Полинезии. В Юго-Восточной Азии есть мифы о культовых героях, освобожденных китом. Кита часто связывают с Левиафаном. Средневековые представления о пасти кита как о воротах ада основывались на невежественных представлениях об ужасных монстрах морей и океанов. Огромный кит в романе Г. Мелвилла "Моби Дик" может быть интерпретирован как символ разрушительного подавления сексуальности.         КИШКИ         Символ лабиринта и орган тела, который считали источником эмоций и интуиции или магического знания (отсюда выражения, подобные "чувствовать нутром"). Была широко распространена идея о том, что такие положительные качества, как храбрость или сострадание, находятся во внутренностях. Древние египтяне хранили кишки выпотрошенной мумии в урне; в качестве хранилища магической силы они должны совершить вместе с душой опасное путешествие в загробный мир. Исследование внутренностей животного для предсказания будущего было псевдонаукой у этрусков и, позднее, римлян.         КЛЕВЕР         Трехлистная форма клевера символизирует христианскую Троицу. Ирландцы используют один из сортов клевера в качестве национальной эмблемы, что, вероятно, восходит к почитанию этого растения кельтами за его энергичный рост весной.         КЛОУН         Наследник традиции, включающей в себя дурней (простаков или притворяющихся простаками), шутов (сообразительных проказников) и буффонов (странствующих комедиантов) - категории, которые часто смешивали. Наиболее глубокий и мрачный символизм придавали дуракам в древности. Они были инверсиями королей и правителей, их использовали как замену во время ритуалов жертвоприношения. В более общем смысле, клоуны и дураки изображают человеческие неудачи, то, как достоинство и серьезность могут моментально превращаться в фарс, или то, как мудрость оборачивается идиотизмом (при этом они играют роль козлов отпущения, принимая на себя презрение за недостатки).         КЛЮЧ         Власть, сила выбора, вход, свобода действия, знание, инициация. Золотой и серебряный ключи, пересеченные по диагонали, являются эмблемой папской власти, символическими "ключами от Царствия Небесного", которые Христос передал апостолу Петру. В соответствии с традицией, Янус, охранник дверей и ворот, также держал ключи в левой руке (считалось, что он управляет переходом от дня к ночи и от зимы к лету). Хотя ключи могут как запирать, так и отпирать двери, они почти всегда, являются зримыми символами доступа, освобождения и, в обрядах посвящения, последовательного продвижения от одной стадии жизни к другой (отсюда выражение "ключи от двери" во взрослый мир в 21 год). Египетский анк, похожий на ключ крест, символизирует   Святой Петр с ключами от ворот рая. Деталь каменного резного изображения "Сон Девы" (Нотр-Дам, Париж, XIII в.)           переход к загробной жизни. Часто ключи были эмблемами должностных лиц или вольных городов. В Японии они были символом процветания, когда имелись в виду ключи от хранилища риса.         КЛЮЧЕВАЯ (РОДНИКОВАЯ) ВОДА         Чистота, плодородие; источник духовной мудрости, спасения или исцеления. В мифологии, фольклоре и религии родники считаются святыми, магическими местами. Это представление основано частично на общей символике воды, частично - на репутации родников и ключей как источника чистой воды.         В языческих религиях родники связывали с мудростью или дарами добрых подземных духов. Целебные свойства воды из минеральных источниках, возможно, повлияли на общий благоприятный символизм родника. Родник, бьющий из-под корней Древа Жизни и дающий начало четырем рекам Рая, - христианский символ спасения.         КНИГА         Самоочевидная эмблема мудрости, науки и учения, книга также широко применяется в иконографии как символ Божественного Откровения, особенно в христианской и исламской религиях. Для арабских мистиков книга была метафорой самой жизни, всего мироздания. В некоторых легендах о Граале рыцари ищут не чашу, а книгу и потерянное слово. В живописи с книгой в руках изображались пророки, апостолы (евангелист Иоанн изображен погруженным в Книгу Откровения), Христос, Дева Мария в сценах Благовещения и аллегорические фигуры Истории, Философии, а также Музы. Книга с крестом означает Веру. Сжигание книг символизирует отречение от старых верований и традиций.   Христос Вседержитель с книгой в левой руке (греческая мозаика XI в.)           КНУТ (ЦЕП)         Сила, заклинание, власть, особенно судебная. В Египте цеп - скорее средство молотьбы, чем орудие наказания, - был эмблемой управления, правосудия и плодородия (как атрибут фаллического божества Мина). Весь этот символизм, включая сексуальный, приписывается и кнуту. Во время римского праздника Луперкалий в жертву Фавну приносились козлы, из шкур которых жрецы-луперки вырезали ремни и, обегая холм Палатин, ударяли ими встречавшихся женщин; считалось, что этот удар избавляет женщин от бесплодия и облегчает роды. Кнут, который использовал Христос, чтобы изгнать менял из храма, символизирует Его духовную власть. В искусстве кнут - также эмблема Страстей Христовых.         Бичевание было популярным в средневековье средством изгнания дьявола из ведьм и умерщвления плоти кающихся грешников. Короли очищались символически - они использовали "мальчиков для битья" в качестве своей замены. Современное использование кнута в исламе часто скорее символический процесс, нежели физическая кара.         КОБРА         Включает в себя основной символизм змеи. Кобра, поднявшаяся над землей и распустившая свой капюшон, имела особенно священную значимость в религиозном искусстве Индии и Египта. В Древнем Египте самка кобры с. распущенным капюшоном Уто изображалась на короне фараона и считалась горящим оком бога солнца Ра. Также ее изображали на стенах храмов как эмблему силы, способной или отнять, или сохранить жизнь.         Посох Аарона, который обернулся коброй, напугавшей фараона (Исход, 7:8-12), вполне возможно, был всего лишь коброй, поднявшейся для атаки. Нет никаких сомнений в том, что средством, выбранным Клеопатрой для самоубийства, была небольшая кобра. Крупная индийская кобра была мифологизирована и стала волшебной Нагой - хранительницей сокровищ. Эту кобру отождествляли также с Шешей или Анантой, космической змеей, на которой Вишну отдыхал между этапами сотворения мира. В буддизме кобра - символ инстинкта. В Камбодже чудесная семиголовая Нага - символ радуги, связи между землей и небом.         КОВЕР         Важный носитель визуального символизма повсюду в арабском мире и волшебное средство для перемещения из одного места в другое. Животные, птицы, деревья и геометрические узоры, вытканные на восточных коврах, придавали коврам мистический смысл. Аналогичным образом молитвенный коврик стал священным предметом для верующих. От поверья, согласно которому ковер мог поднять верующих на более высокий уровень мироздания, было уже недалеко до популярной легенды о ковре-самолете, как, например, в предании о царе Соломоне, чей ковер-самолет был сделан из легкого зеленого шелка, но был способен поднять его трон и всю его свиту.         КОВЧЕГ         Спасение, искупление, защита, приют, возрождение. История об огромном корабле - деревянном сооружении, сохранившем непрерывность жизни на земле, защитившем людей и животных от ужасного наводнения, встречается в мифологии многих народов мира. Особенно замечателен в этом смысле месопотамский "Эпос о Гильгамеше". Однако иудейская и христианская символические традиции в отношении Ковчега, по-видимому, наиболее богаты. Ковчег здесь может означать и Церковь (дающую приют под своей сенью и праведникам и грешникам), и Богородицу, ожидающую рождения Иисуса, и Самого Христа в образе Спасителя. Иудейский Ковчег Завета (ларец из акации, покрытый золотом) символизирует залог Божьего покровительства. В более узком символическом смысле ковчег используют для обозначения Земли, путешествующей в просторах Космоса; в психологии ковчег символизирует утробу.         КОЖА         Оболочка, защищающая новую жизнь, - значение, подразумевавшееся в мрачных ацтекских обрядах, во время которых жрецы бога земледелия Ксип-Тотека носили кожу, снятую с принесенных в жертву людей, что символизировало раковину, оболочку, кожуру растений нового урожая. Сброшенная кожа змеи была талисманом с тем же символическим значением. Шаманы надевали шкуры убитых животных, чтобы пользоваться их силами.         КОЗЕЛ         Мужественность, потенция, похоть, хитрость и разрушительные тенденции в мужчине; плодовитость и забота о пропитании в женщине. Двусмысленный символизм козла распадается по линии пола. Коза Амалфея была почитаемой кормилицей греческого бога Зевса (в римской мифологии Юпитера), ее рог - рог изобилия (символизм явно основан на полезных свойствах молока для питания детей). Жизненная сила козла впечатляла древних, о чем свидетельствуют его ассоциации с некоторыми шумеро-семитскими и греческими богами. На норовистом козле ездил ведический бог Агни, козел вез повозку бога Тора и был тесно связан с Дионисом (Бахусом в римской мифологии). От него перешло очень много внешних черт к Пану и сатирам. Козлы активны зимой, когда у самок начинается течка, что служит объяснением изготовлению чучел соломенных козлов, которые использовали на празднике зерна в Скандинавии; праздник проводился на Святки - время, персонифицированное в искусстве козлом. Однако потенция козла рассматривалась иудеями как похотливость. Геродот отмечает практику скотоложества в культе козла в Египте. Это могло повлиять на христианский символизм козла как персонификации нечистоты и низкого вожделения. Козлы - аналогия грешников в евангельской проповеди о Судном дне, когда Христос отделит их от овец и отправит в огонь вечный (Евангелие от Матфея, 25:32, 25:41). Отсюда, вероятно, козлиный облик средневекового дьявола, ассоциация, усиленная репутацией козла как злобного разрушительного существа. Козлы были также персонификацией глупости. В Китае, где "козел" и "ян" были омонимами, козел - позитивный мужской символ, так же как и в Индии, где, как искусный покоритель горных вершин, козел ассоциировался с превосходством. В знаках Зодиака Козерог - симбиоз козла и рыбы.   Ведический бог Агни верхом на козле (индийская акварель XVIII в.)           КОЗЕЛ ОТПУЩЕНИЯ         Как символ искупления чужих грехов или недостатков, "козла отпущения" или "козла Азалла" (демона пустыни) иудеи выводили в пустынную, дикую местность в День Очищения, Йом Кипур. Он символически уносил с собой накопившиеся за год грехи. Как пишет в своем фундаментальном труде "Золотая ветвь" (1890) Дж. Фрезер, в древние времена в Малой Азии в странах, пораженных засухой, чумой или неурожаем, людей, которые брали на себя грехи правителей, забрасывали камнями или приносили в жертву в качестве "козла отпущения".         КОЙОТ         Созидательная или вредоносная изобретательность. Среди индейцев Северной Америки койот имеет репутацию большого обманщика, искусного и хитрого притворщика, выдумщика. Он - персонаж многих мифов о происхождении мира и обычных бытовых сказок, приносящий то пользу, а то и вред людям. Индейцы навахо, которые опасаются убивать койотов, считают, что они появились на свете вместе с первыми людьми, предусмотрительно захватив с собой семена для обеспечения их пищей. Шошоны и другие западные племена считают, что койот ответствен за смерть, наравне с другими природными несчастьями {заморозки, наводнения). Сиу утверждают, что койот создал лошадь. Таинственный койот считается тем находчивым животным, чьими грубыми ошибками (или удачами) определяются условия жизни в этой полной неожиданностей вселенной.   Койот - плут (изображение на блюде, Северная Америка, XI-XIII вв.)           колдовство         В Западной Европе с XIII по XVIII столетия колдовство было символом общения со сверхъестественными силами, направленным во зло. До этого времени и в основном в примитивных сообществах ведьм боялись и уничтожали, но их услуги часто пользовались большим спросом. Колдовство оказалось опасным занятием, когда ведьмы стали рассматриваться не как самостоятельно действующие силы, а как слуги дьявола. Это сделало их символом, противоположным священникам, которые служили Богу. Традиции многобожества представляли божеств зла, таких, как индуистская Кали, частью естественного дуалистического порядка. По контрасту с этим, в монотеистическом христианстве сатана был ошибкой природы, и его последователи должны были быть уничтожены. На пике истерии "охоты на ведьм" они стали козлами отпущения за природные бедствия, такие, как неурожай, безумие, или за идеи, неприемлемые Церковью, - ересь или женскую похоть.         В древнем мире ведьмы были более тесно связаны с некромантией. Саул, например, советовался с Аэндорской волшебницей, которая вызвала дух мертвого Самуила, и он предсказал разгром Саула филистимлянами. Гораций описывает римскую некромантию, частью которой было заклание черного ягненка. Ведьмы использовали ночных животных (таких, как черные кошки и совы); жаб; волков или (в Японии) лисиц; змей; символы вожделения в виде козлов; ядовитые травы и такие ужасные приношения, как мертвые младенцы. Карл Юнг рассматривал ведьм как отражение темной стороны души (anima) или женской стороны человеческой натуры.         КОЛЕНО         Встать на колени или преклонить колено - знак подчинения и мольбы во всех культурах; смирение и уважение, когда это коленопреклонение в молитве или поклон королю.         КОЛЕСНИЦА         Динамичный символ власти, широко используемый в иконографии для иллюстрации могущества и быстроты передвижения богов, героев или аллегорических фигур. Триумфальный характер символизма колесницы, вероятно, в большой степени связан с потрясающей воображение мощью боевых колесниц, которые народы Центральной Азии использовали при нашествиях на Запад со II тысячелетия до н. э.         Индуистские мистики (которых позже поддержали психоаналитики-последователи К. Юнга) считали возничего (воина на боевой колеснице) символом человеческой сущности: возничий (сознание), используя вожжи (силу воли и разум), управляет лошадьми (жизненными силами), везущими повозку (тело). Как моральная аллегория колесница в настоящее время является символом триумфального восхождения духа; этот символизм был использован создателями фильма "Огненные колесницы" (огненная колесница унесла пророка Илию на небеса (2 Книга Царств, 2:11).         Символизм колеса зачастую совпадает с символизмом колесниц солнечных (например, Аполлона) или лунных (Артемиды) богов. Точно так же грохот колес сопровождает повозку германского и скандинавского бога Тора и других богов грома. Символическое значение изображений богов или аллегорических фигур часто определяется (или дополняется) символизмом тех созданий, которые запряжены в их колесницы. В соответствии с этим аллегорические фигуры Целомудрия, Девственности везет в колеснице Единорог, Вечности - ангелы, Ночи - черные кони, Смерти - черные быки, Славы - слоны (см. также таблицу). Цвет колесницы также может иметь символическое значение, так, колесница индуистской богини Индры золотая. Карта Таро с изображением колесницы означает самоконтроль.          ИМЯ БОГА (римские эквивалентыгреческих богов даны в скобках) КУЛЬТУРА В КОЛЕСНИЦУ ЗАПРЯЖЕНЫ Афродита (Венера) Античная Голуби Аполлон Античная Белые лошади Арес (Марс) Античная Волки Артемида (Диана) Античная Олени Гадес (Плутон) Античная Черные лошади Галатея Античная Дельфины Гера (Юнона) Античная Павлины Гермес (Меркурий) Античная Петухи или аисты Гефест (Вулкан) Античная Собаки Дионис (Бахус) Античная Тигры, пантеры, леопарды, козлы или кентавры Зевс (Юпитер) Античная Орлы или быки Кибела Античная Львы Посейдон (Нептун) Античная Морские коньки Тор Скандинавская Бараны Фрейя Скандинавская Лунные кошки Шива Индуистская Газели           КОЛЕСО         Один из главных символов космической движущей силы, которая управляет планетами и звездами, а также непрерывного изменения и повторения. Египтяне связывали вращающееся гончарное колесо (вероятный прообраз транспортного колеса) с эволюцией самого человечества. Первые колеса были цельными, поэтому ранние изображения колес слегка отличаются от дисков, которые представляли луну и солнце. На колеса, возможно, повлияли мотивы крылатых дисков, символизирующих скорость света. Появление около 2000 г. до н. э. колеса со спицами окончательно сделало колесо солнечным мотивом. Спицы - предполагаемые солнечные лучи, так же, как и движущая сила кругового вращения (особенно когда они изогнуты в виде дуги). Появление колесниц, имевших огромное военное значение, сделало колесо главным символом не только солнца, но и силы и владычества, особенно в Египте, на Ближнем Востоке, в Индии и Азии. Также широко распространенный символизм, особенно в индуизме и буддизме, связывал вращающееся колесо с циклами проявлений: рождения, смерти и возрождения, с Зодиаком, временем и судьбой человека.         Мотив с двумя пересекающимися линиями внутри круга (известный как колесный крест и позднее ставший третьим крестом в христианстве) предшествовал изобретению колеса и также встречался в доколумбовой Америке (когда колеса были еще неизвестны). Идеограмма, видимо, являлась символом всеобщности (круг) и частей космоса. Иногда бывает трудно разделить символизм колеса и космоса. Путаница также возникает с трехконечным знаком Тараниса, кельтского бога грома.         Боги, тесно связанные с колесом, обычно имели солнечную или всемирную власть - Ашур, Шамаш и Ваал на Ближнем Востоке; Зевс, Аполлон и иногда Дионие в Древней Греции; Вишну-Сурья в Индии. Горящие колеса скатывали с холмов в июле в день летнего солнцестояния, как бы подталкивая солнечную колесницу, чтобы она уехала за горизонт и вновь появилась на следующий день. В чудесных библейских видениях пророка Иезекииля колеса встречаются неоднократно как символ всемогущества Бога Иегевы, неумолимости Его моральных законов, неуклонного пути, которому следуют Его ангелы.         Символизм вращающегося колеса как незыблемого закона жизни доминирует в иконографии буддизма.         Колесо Бытия несет человека от одного воплощения к другому в непрерывных циклах до тех пор, пока цепляется за иллюзии. Только Колесо Закона и Доктрины способно разбить иллюзию. Будда является неподвижным центром Колеса Бытия. В даосизме также ось колеса является символом мудреца, который достиг неподвижного средоточия изменяющегося мира. Символизм колеса сильно повлиял на выбор лотоса и розы как основных символических цветов востока и запада. Изменяющиеся чакры, которые контролируют поток духовной энергии в тантрическом буддизме, часто изображаются как колеса в виде лотоса. Окна в виде роз в христианских соборах - колесообразные символы духовного развития. На более обыденном уровне колесо Госпожи Удачи - распространенная эмблема жизненных взлетов и падений и непредсказуемости судьбы.         КОЛОДЕЦ         Спасение, жизнь, знание, истина, чистота. В большинстве традиций, особенно в иудейской и исламской, колодцы имеют священное значение как источники жизни. Бог показал колодец в пустыне Агари и ее сыну Измаилу (Бытие, 21:9-21). Вода, вытекающая из земли, символизирует женскую плодовитость.         В Китае и некоторых других странах колодец был прямо связан с маткой и вагиной. В психологии - это образ шахты, ведущей в глубины бессознательного. Колодцы желаний или колодцы знаний, памяти, истины или юности наводят на мысль о символизме подземного мира как источника магических сил, а в кельтских мифах они способны возвращать жизнь павшим в бою воинам.         КОЛОКОЛ         Во многих религиях - божественный голос, проповедующий истину. У мусульман и индусов его звуки считаются отзвуками биения Божьего сердца; в Китае звуки колокола - голос космической гармонии, также они означают уважение, покорность и конец испытаний. Колокольный звон во многих частях света является призывом к молитве, а в Тибете - к послушанию и подчинению наставлениям Будды. Нежно звенящие колокольчики могли символизировать счастье, а также сексуальное удовольствие, как, например, в древнегреческих ритуалах в честь бога Приапа. Противоположное значение они имеют в иудаизме, где, подвешенные на одежду, служили знаком девственности. Колокол обычно воплощает пассивное, женское начало, его форму часто сравнивают с небесным сводом, а его язык (било) - символ языка проповедника. Его повсеместно почитали как талисман, способный отвести или даже уничтожить зло. В более общем смысле он символизирует ход времени; его звон знаменует добрые события, такие, как свадьба или победа (одним из таких символов является Колокол Свободы в США). Также он может быть символом предупреждения об опасности и символом смерти, так как иногда звонит на похоронах, как, например, в знаменитой проповеди Джона Донна "Смертельный поединок" (1631).         КОЛЬЦО         Вечность, единство, цельность, убежденность, власть, полномочия. Круговая символика делает кольцо эмблемой завершенности, силы и защиты, так же как и непрерывности - все, что вкладывается в символику обручальных и свадебных колец. Самые старые из сохранившихся до нашего времени колец (из Древнего Египта) служили либо личными печатями, либо амулетами и обычно имели форму жука скарабея, символизирующего вечную жизнь. Таким образом, с самых ранних времен кольцо стало символом подтверждения или делегирования полномочий, оккультной охраняющей силы и личного герба. Древнеримские обручальные кольца служили юридическими знаками союза. Более поздняя традиция надевания свадебного кольца, вероятно, была основана на использовании церковными иерархами колец с печаткой.         Свадебные кольца первоначально носили, как и епископское кольцо, на третьем пальце правой руки. Так называемое "кольцо рыбака" Папы Римского с выгравированным изображением святого Петра с сетью, которое ломают в день его смерти, - главная печать римской католической церкви. Простое золотое кольцо монахинь является обязательным символом их "брака" с Христом. Кольцо дожей, бросаемое в Адриатическое море в праздник Вознесения, было символом вечного процветания и мощи Венецианской морской державы. Эта мистическая церемония была введена Папой Римским Александром Ш после того, как город помог ему одержать победу над императором Фридрихом Барбароссой в 1176 году. Во многих легендах кольца часто связывали с магическими силами или спрятанными сокровищами - поверья, восходящие к преданию о кольце царя Соломона, которое было источником его сверхъестественных возможностей и мудрости.         КОМЕТА         Предзнаменование катастрофы. Древние астрономы, наблюдая любые необычные небесные явления, приписывали им дурное значение. Поэтому появление кометы предсказывало неисчислимые бедствия: войну, чуму, засуху, голод, пожары, низвержение правителей. Так, Каль-пурния в пьесе Шекспира "Юлий Цезарь" говорит: "Когда нищие умирают, не видно в небе комет, небеса так предсказывают лишь смерть королей".         КОНУС         Плодородие; как женский, так и мужской сексуальный символ, который сочетает в себе круг и треугольник, башню и пирамиду. Конус - атрибут семитской богини Астарты.         КОПЬЕ (ПИКА)         Наводящее ужас оружие кавалерии вплоть до XX в. Копье ассоциируется с рыцарством и Страстями Христовыми. Как и дротик, оно символизирует мужское начало, фаллическую мощь и мощь земли. Ассоциация копья со Священным Граалем произошла из следующей легенды. Копье, которым один из мучителей нанес раны Христу, после его смерти на кресте перешло к римскому сотнику Лонгину, человеку, который сказал: "Истинно... Человек этот был праведник". Лонгин стал святым, покровителем Мантуи, города, в который он, как считают, принес капли святой крови. Его копье приобрело целебную силу. Сломанное копье - атрибут святого Георгия и символически изображает опытного воина. Как эмблема победы копье является атрибутом Индры, индуистского бога войны. Термин "фрилэнс"* (вольнонаемный) произошел от средневековых рыцарских сообществ, предлагавших свои услуги внаем.         Копье - мужская потенция. Фаллический символизм копья встречается в чистом виде в японском мифе о боге-создателе Изанаги. Он взбалтывал океан своим драгоценным копьем, а падающие с него капли образовали первую твердую землю. Связь копья с молнией символизирует плодородие, как в финикийском искусстве, где бог бури Хадад вонзает в землю копье с зигзагообразным древком.         КОРАБЛЬ         Символ безопасности, лунный, женский знак матки или колыбели. Также символ поиска и перехода на другие уровни существования. В древности корабли символизировали небесные тела. Бороздил просторы космоса в корабле-полумесяце вавилонский бог Луны; еженощно плыл через загробный мир древнеегипетский бог Солнца. В Египте и других древних культурах считалось, что души умерших переправлялись в загробный мир на судах. Особенно известны погребальные костры викингов, на которых сжигали тела вождей, в полном боевом облачении лежащих на палубах боевых кораблей.         * Free-lance - букв.: свободное копье. - Прим. ред.         Корабль с крестообразной мачтой и крестообразным якорем был тайным раннехристианским знаком Христа, а также Церкви, как символ безопасности среди жизненных штормов. Сами здания церквей также символически именовались кораблями с нефом (от латинского слова "navis" - "корабль"), несущими пассажиров, внутренние опоры были веслами, а шпиль - мачтой. В искусстве корабль - атрибут святого Петра и аллегорической фигуры Фортуны. Корабли также стали эмблемами неуверенности в успехе - как в выражении "когда придут мои корабли".         "Корабль дураков" - образ, часто встречающийся в литературе и в искусстве, является аллегорией стремления к достижению материальных целей в ущерб духовным.         КОРАЛЛ         Целительная сила. Символизм основан на объединенном значении дерева, воды и крови. Согласно античной мифологии, средиземноморский коралл вырос из крови Медузы Горгоны. Римские амулеты из коралла предназначались для остановки кровотечения и защиты детей от болезней и злых духов. Популярным детским талисманом было также коралловое ожерелье. Некогда коралл украшал оружие и шлемы кельтов. Он был ценной наградой в Индии, где его разновидность черного цвета использовалась для изготовления скипетров.         КОРЗИНА         Аналогия оберегающего материнского тела, корзина ассоциируется как с рождением, так и с возрождением. Постаменты статуй древнеегипетских богов имели вид корзин, что подчеркивало их высокое положение. Библейский Моисей, как и многие герои других культов, был найден в плывущей по реке корзине. Корзина цветов часто означает надежду, а в Китае - долгую и плодотворную жизнь. Буддийский канон символически разделен на "три корзины" (Tripitaka), которые содержат правила дисциплины, основные доктрины и высшие доктрины. В мифологии новозеландских маори "три корзины мудрости" были спущены с небес богом Таном.         КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ         Смирение, отречение, бедность - символизм, вероятно произошедший от очевидных и закономерных ассоциаций с неплодородной глинистой почвой. Отсюда - и коричневые одежды христианских монашеских орденов. Однако на Востоке коричневый также был цветом великой китайской династии Сунь. Фрейд по этому поводу утверждал, что коричневый цвет ассоциируется с экскрементами, что находит подтверждение как в ранних, так и в современных культурах.         КОРОВА         Древний символ материнского молока и (как и бык) космических сил, сотворивших мир. Во многих культурах от Древнего Египта до Китая корова являлась персонификацией Матери-Земли. Она также символизировала луну и небо, чему причиной были ее рога, напоминающие полумесяц, и ее молоко, ассоциировавшееся с Млечным Путем. Нут, египетская богиня неба, иногда изображалась в виде коровы со звездой в животе, ноги которой стояли на четырех четвертях земного диска. Великая Мать Хатор, богиня неба, радости и любви, кормилица всех сущих на земле, также часто изображалась в виде коровы. Как защитная эмблема власти (земной и небесной) корова часто изображалась с диском солнца между рогами - отражение идеи о небесной корове-матери, заботящейся о солнце в течение ночи. Сходный по значению символизм коровы как первой кормилицы всего живого на земле содержится и в мифологии Северной Европы: Адумла, кормилица первобытных великанов, лизала лед и освободила из него первого человека или, в другом варианте этого мифа, трех богов - создателей человека. В ведической литературе корова - персонификация как неба, так и земли. Ее молоко проливается в виде плодоносного дождя. Черная корова участвует в похоронных ритуалах в Индии, а белая корова - символ просветления. Как в индуистской, так и в буддийской традиции спокойный, уравновешенный характер коровы настолько полно совпадал с представлениями о благочестивой жизни, что она стала наиболее почитаемым и священным животным. Ее поведение являло образец счастья и безмятежности: например, в древнегреческих праздничных обрядах белая телка, украшенная гирляндами из цветов, открывала процессии танцующих и поющих людей.         КОРОЛЕВА         Как и король, избранная небесами представительница своего пола, символ Луны. Король и королева составляли двойственное единство, необходимое для того, чтобы обеспечить государству счастье и процветание. В алхимии священный брак белой королевы (ртуть) и красного короля (сера) символизирует союз мужского и женского начал в процессе создания философского камня. Королевы были зависимы от своего супруга, но, оказавшись на троне суверенами, как Елизавета I (которую имел в виду Эдмунд Спенсер в своей оде "Королеве фей", 1596 г.), они быстро приобретали такое же символическое значение для страны. В древнем мире богини материнства (а также Дева Мария) считались королевами Небесного Царства, богини луны - королевами Ночи. Символические атрибуты королевы включают одежду синего цвета, кубок, корону из башенок и звезд, державу и скипетр, а также серебро.         КОРОЛЬ         Часто символ освященной Богом власти, так же как и абсолютной преходящей власти над племенем, нацией, страной. Чем сильнее была символическая связь короля со сверхъестественными силами, тем более важным были его руководящие качества, интеллект и здоровье - власть шла рука об руку с ответственностью за счастье и здоровье своих подданых. Отсюда древние жертвоприношения правителей (или заменяющих их "козлов отпущения"), когда страны настигали неурожаи и мор. Короли были символами плодородия, мудрости, военного успеха и божественного покровительства. Обожествление императоров в Риме следовало более древней традиции, в соответствии с которой короли были символическими представителями солнца; идея эта была жива и во Франции XVII в. (когда король-солнце Людовик XIV добился возвышения своей страны), и в империи инков. Два столетия спустя, во время Французской революции, Людовик XVI был казнен в качестве символической жертвы, виновной в падении благосостояния Франции. В конституционных монархиях, несмотря на ритуальные помазания и коронации, древний символизм королей как образов идеальных людей, несущих ответственность скорее перед Богом, чем перед народом, был менее выражен, что делало их промахи менее чувствительными для подданных. Традиционные символы королевской власти включают солнце (символ королевы - луна), золото, жезл или скипетр, трон или возвышение, меч и стрелы.         КОРОНА         Победа, высокое положение, достоинство, избранность - высший знак духовной или светской власти. Корона стала божественным, солнечным, духовным, защитным знаком во многих культурах (объединив символизм круга, лучей, звезд, шипов, башен и тому подобного). Но тем не менее это всего лишь вид головного убора, призванный идентифицировать, прославлять, освещать избранные персоны. Короны произошли от простых венков, обычно из лавровых или оливковых ветвей, трав, тростников и других растений, использовавшихся в свадебных и погребальных обрядах или возлагавшихся на победителя древних Олимпийских игр. Правители награждали себя более заметными венками из золота или роз, диадемами в комбинации с тканями, драгоценными камнями и перьями, и эти различные формы были постепенно объединены в изготовленные из драгоценных металлов и камней короны, которым придавалось все более и более сложное символическое значение.         В христианской традиции, в индуизме и буддизме корона символизирует духовное просветление и вечную жизнь. Мученический терновый венец Христа имел прецеденты в древности, когда им венчали приносимых в жертву людей. Многие боги носили короны, определявшие их специализацию: греческая богиня плодородия Деметра - венец из колосьев, римский бог виноделия Бахус - из виноградной лозы. В западном искусстве в коронах могут изображаться не только короли или боги, но и другие персонажи - мученики, поэты, святые и аллегорические фигуры, такие, как Вера, Надежда, Мудрость, Правда, Слава, а также сама Церковь. Иудейская синагога изображалась в виде храма со сброшенной короной.         КОСТИ         Символ смерти, но также наименее разрушаемая и самая подходящая основа для будущего телесного воскрешения. По этой причине во многих древних культурах кости бережно сохраняли под большим камнем. Северные европейские народы, от Финляндии до Северного Урала, хоронили скелеты медведей и другой дичи, чтобы обеспечить их возрождение. В скандинавских мифах бог Тор был рассержен, когда после пира он воскресил только что съеденного козла и обнаружил, что тот хромает, так как старший сын Тора высосал костный мозг из его ноги. Древние верили, что сущность личности (в Мали - сама душа) содержится в костях, это породило представление о том, что суть вещей заключена в костях или даже зарождается в них.         КОСТЬ         Неподкупность, чистота, роскошь, защита. Символ высокомерной отчужденности (башня из слоновой кости), вероятно, имеет корни в высоком статусе слоновой кости почти во всех древних культурах, где она использовалась для производства наиболее красивых и прочных произведений искусства. Моржовая кость была наделена исцеляющей силой в исламском мире, в Индии и Китае, где считалась полезной в качестве противоядия. Важные китайские чиновники носили на поясе подвески или дощечки д
на заглавную О сайте10 самыхСловариОбратная связь к началу страницы
© 2008-2014

online
magazines pdf download
download magazine pdf
download ebooks pdf
XHTML | CSS
1.8.11