Онлайн словарь
С
СЛ

Словарь значений символов-12

[loadfile: templates/common/google_ads.txt is empty]
 
тью и смешной глупостью. Царь Мидас получил от богов ослиные уши в знак его духовной ущербности (за то, что предпочел Пана Аполлону). Ослиные уши были частью шутовского колпака, а шекспировский Боттом ("Сон в летнюю ночь", 1595 г.) имеет голову осла, - насмешка над потерявшими голову влюбленными. В качестве других ассоциаций, связанных с ослом, можно также привести леность и упрямство.         ОСТРОВ         Небеса или убежище. Символ, который встречается в бесчисленном количестве мифов и легенд. В индуистской традиции остров - образ духовного мира в хаосе материального существования. Символично, что он всегда таинственное "где-то", мир обособленный, иногда духовная цель или место обитания избранных бессмертных (Острова счастья в античной мифологии и мистический Остров благословенных в Китае), иногда заколдованное место (подобно острову Просперо в "Буре" Шекспира (1611), где исправляются грешники). Некоторые из легендарных островов населены только женщинами, что наталкивает на мысль, что остров может быть символом пассивного убежища, которое одновременно привлекает и отталкивает мужчин. Так, Калипсо удерживала Одиссея на своем острове в течение семи лет, до тех пор, пока он не заскучал и не возобновил борьбу за возвращение на родину. В похожем по содержанию полинезийском мифе Кай покинул Остров женщин, когда обнаружил, что стареет, в то время как его жена Хайне вернула себе юность, катаясь на доске по волнам. Считалось, что райские острова имеют белый цвет, хотя кельтский "остров блаженных" Авалон был зеленым.         ОСТРОЛИСТ         Зимняя эмблема надежды и радости. Остролист был одним из вечнозеленых растений, которые использовали на римских Сатурналиях в середине зимы. Его использование на Рождество более тесно связано с тевтонским обычаем украшать дома остролистом в декабре. По христианской традиции, остролист ассоциируется с Иоанном Крестителем и со Страстями Господними (похожие на терн листья и кроваво-красные ягоды).         ОСЬ         Геометрический термин, символ Центра Мира, исходной точки рождения вселенной почти во всех космогонических теориях древности; стержень, вокруг которого вращается весь мир.         Axis mundi (Ось Мира) также считалась у шаманов средством перемещения возносящихся душ между различными уровнями мироздания - преисподней, землей и небесами. Ось Мира символизируют самые разнообразные предметы - от тонкого прута до массивных ко-лоннообразных сооружений, от деревьев до священных горных вершин.         ОСЬМИНОГ         Символ пучины и загробного мира, связан со спиралью, водоворотом, пауком и морской змеей. Осьминог изображался на микенских медальонах со спи-рально закрученными щупальцами и, возможно, служил морякам амулетом против опасных глубин и дурного глаза. Осьминог поразительным образом напоминает древнегреческую мифологическую Медузу: ее лицо было обращено сразу во все стороны, вместо волос у нее были змеи, а ее взгляд превращал в камень (современное название медузы произошло именно от этой аналогии). Негативная, пугающая символика, присущая осьминогу, возможно, также связана с чернильным облаком, которое выпускает испуганный осьминог. Знак Зодиака Рак, связанный с луной, водой и июньским солнцестоянием, иногда представляется осьминогом (чаще, чем крабом).         ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА         Впечатляющий образ смерти и воскрешения солнца, отразившийся в древних верованиях, что солнце погружается в воды загробного мира, перемещается в восточном направлении и появляется оттуда утром обновленным. Юнг видел параллель между этим примитивным представлением и такими сказаниями, как предание об Ионе, который появился живым и здоровым из чрева кита, или путешествие в ад, часто представлявшееся переходом души через смерть к возрождению.         ОТЕЦ         Владычество, солнечная и небесная сила, духовная, моральная и гражданская власть, рассудок и совесть, закон, элементы воздуха и огня, воинственный дух, гроза - диапазон символов, которые отражают патриархальную природу почти всех традиционных культур. В большинстве мифов и религий, хотя и не во всех, верховные боги считаются отцами.           ПАВЛИН         Сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность, гордость. Сверкающее великолепие хвоста самца павлина - причина сравнения его с бессмертными богами, а следовательно, с бессмертием. В древних культурах Индии и позже в Иране этот великолепный хвост стал символом всевидящего солнца и вечных космических циклов. Так как змеи в иранской символике считались врагами солнца, полагали, что павлин убивает змей, чтобы использовать их слюну для создания радужных брон-зово-зеленых и сине-золотых "глаз" на перьях своего хвоста. К этой легенде добавлялась идея, что мясо павлина не поддается разложению. Когда известность этой птицы достигла Средиземноморья, она стала эмблемой не только воскрешения (как в раннехристианской иконографии), но также и звездного небесного свода и, как следствие, всеединства и взаимосвязанности. В исламс\ ком декоративном искусстве единство противоположностей (солнце в зените рядом с полной луной) изображалось в виде двух павлинов под Мировым Древом.         В античном мире павлин считался священной птицей древнегреческой богини Геры (в римской мифологии Юноны), которая, согласно легенде, подарила ему тысячу глаз погибшего всевидящего Аргуса. Павлины широко известны как эмблема величия, королевских полномочий, духовного превосходства, идеального создания. В Древнем Риме павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора. В Персии шахский двор назывался "трон Павлина"; павлин также ассоциировался с троном индуистского бога Индры Амитабхи (который, согласно китайской традиции, является главным в буддийском раю) и с крыльями херувимов, которые поддерживают трон Иеговы. Павлин сопровождает некоторых индуистских богов, например, Сарасвати (богиню мудрости, музыки и поэзии), Каму (богиню сексуальных желаний) и бога войны Сканда (который также мог превращать яд в эликсир бессмертия). Как буддийская эмблема Авалокитешвары* (Гуань-инь в Китае) павлин символизирует сострадательную предусмотрительность. Сходное значение эта эмблема имеет в христианской церкви. Павлины иногда появляются в христианском искусстве в сценах Рождества или пьющими из кубка - в обоих случаях как символ вечной жизни. С другой стороны, христианская доктрина смиренной жизни привела к тому, что грехи гордости, роскоши и тщеславия стали отождествлять с образом павлина (эта традиция берет начало в текстах II в. н. э. "Пси-хологус"). Поэтому в западном искусстве павлин чаще всего является персонификацией Гордости. В других же культурах эта птица имеет позитивный символизм, особенно в Китае, где она служит эмблемой династии Минь. В Юго-Восточной Азии "танец павлина" отражает оригинальную идею о солнечном символизме этой птицы, ее образная "смерть" должна вызывать дождь.   Павлин (средневековый персидский рисунок)           ПАГОДА         Архитектурный символ Будды и восхождения к небесам по ступеням духовного просветления. Ступенчатые пагоды, широко распространенные в Юго-Восточной         * Авалокитешвара - один из главных бодхисатв в буддийской мифологии, олицетворение сострадания. - Прим. ред.         Азии, Китае и Японии, являются повторениями индуистского храма недалеко от Пешавара. Он стал прототипом и для конусообразных ступ, и для священных походных курганов, являющихся схематическим выражением представлений о мироздании в архитектурных формах.         Ярусы, уменьшающиеся по мере подъема, изображают шаги вверх по Мировой Горе или Мировой Оси, связывающей небо и землю. Слово "пагода", как полагают, является искаженным португальским заимствованием из санскрита "bhagavati" ("божественное").         ПАЛЕЦ         В некоторых африканских племенах каждый палец имеет свой собственный символизм; в Мали племя до-гонов связывает указательный палец с жизнью, средний палец со смертью (когда тела умерших укрывали саваном, этот палец оставляли открытым). В племени бамбара большой палец считался "исполнителем", в то время как мизинец использовали для заклинания духов.         Одобрительный жест, при котором большой палец поднят вверх, изначально нес фаллический символизм. В православном благословении тремя поднятыми пальцами содержится символический знак Троицы. Суеверие, согласно которому крест способен отводить беду, породи-ло обычай скрещивать пальцы для удачи. Символизм, связываемый с пальцами и жестами, постепенно превратился в целый символический язык, понятный многим. Замечательным примером этого является жест в виде буквы "V" - знак победы, впервые примененный в 1945 г. Уинстоном Черчиллем и после этого распространившийся по всему миру.         ПАЛОМНИЧЕСТВО         Путешествие к духовному средоточию, символ испытания, искупления или очищения, достижения цели или восхождения на новый уровень существования. В эмблематическом смысле паломничество знаменует высшую из всех религиозных актов степень посвященности.         Причина этого - древняя вера в то, что сверхъестественные силы проявляют свою мощь лишь в некоторых особых местах. В исламе это Мекка, место, где родился пророк Мухаммад; в индуизме - город Бенарес на Ганге; для буддистов и христиан - места, сыгравшие-важную роль в жизни Гаутамы Будды и Христа. Когда Святая Земля была завоевана мусульманами, огромное количество христианских паломников стало стекаться к другим местам деятельности святых и апостолов, особенно в Рим (связанный со святыми Петром и Павлом) и Сантьяго-де-Компостела (связанный с Иаковом, сыном Зеведеевым). В последнее время католики, особо почитающие Деву Марию, стекаются к местам, где она, как утверждают очевидцы, является верующим и где поэтому возможны чудесные исцеления. На Западе традиционные символы паломничества включают шар, широкополую шляпу, капюшон (иногда со знаком красного креста), фляги, пальмовые листья (означающие паломничество в Палестину), походный мешок, створку раковины (атрибут святого Иакова) и посох.         ПАЛЬМА         Победа, превосходство, известность, долголетие, воскрешение и бессмертие. Величественная пальма с огромными, расположенными по кругу листьями была солнечным и триумфальным символом на древнем Ближнем Востоке; ее приравнивали к Древу Жизни в Египте и в, Аравии. Как источник пищи, одна из разновидностей - финиковая пальма - также была символом женского начала и плодовитости в Китае и Западной Азии. Соответственно, пальма была связана не только с культом солнца (как в Древней Греции, где ее считали атрибутом Аполлона), но и с богинями Астартой и Иштар.         Использование пальмовых ветвей в церемониях по случаю по победы (и в качестве награды победившему гладиатору) было заимствовано христианской традицией и знаменовало победу Иисуса Христа над смертью; Его вход в Иерусалим празднуется в Пальмовое (в России - Вербное) воскресенье. В христианском изобразительном искусстве пальма (символ долголетия или бессмертия) стала атрибутом многих святых и мучеников, впрочем, так же как и аллегорических фигур Победы, Славы и, по отношению к Деве Марии, Целомудрия. Святой Павел Отшельник (249-341 гг. н. э.) носил набедренную повязку, сотканную из пальмовых листьев. Пилигримов, посетивших Святую Землю, называли в западных странах "пальм еры". Изображение пальм на траурных или похоронных атрибутах символизировало воскрешение.         ПАНТЕРА, см. ЛЕОПАРД.         ПАРУСА         В искусстве - атрибут аллегорического изображения Фортуны (по причине ее капризности), а также греческой богини Афины (в римской мифологии Минервы). Более распространено изображение парусов как символов явлений, которые трудно было представить иначе: воздуха, ветра, дыхания жизни, души - как в средневековых картинах, где полные паруса изображали явление Святого Духа.         ПАСТУХ         В скотоводческих обществах - символ духовного лидерства, распространенная персонификация Христа в раннем христианском искусстве. Изображения Христа с бараном или ягненком на плечах основаны на представлениях о древнегреческом боге Гермесе (в римской мифологии Меркурии) как о защитнике стада. Гермес также пас души мертвых. Другие символы доброго пастыря включают бога Ра и "пастушеский" посох фараонов Древнего Египта; иранского бога-защитника Яму и тибетского духовного и светского лидера далай-ламу.         ПАТЕРИЦА         Епископский знак пастырской власти. Его крюкообразная форма символизирует опеку и управление паствой. Подобный посох был эмблемой власти правителя в Египте, Ассирии и Вавилоне, атрибутом Осириса и некоторых греческих богов. Патерица стала также эмблемой апостолов и других христианских святых. Иисус Христос может быть изображен с патерицей в образе доброго пастыря.         ПАУК         Лунный и женский знак; символ, ассоциирующийся с "нитью человеческой судьбы". В Индии паутина - символ "майа" ("иллюзии"), связанный с хрупкостью и фатальностью человеческого существования. В других культурах пауки часто предстают как спутники богинь Луны или даже как создатели мироздания, Они могут символизировать коварство (например, дьявольское, как в христианской традиции) или защиту от штормов (как у некоторых индейских племен в Северной Америке). Широко распространены ассоциации паука с удачей, богатством или дождем; паук, спускающийся сверху на паутине, - эмблема божественных даров.         ПЕЛИКАН         Жертвенная любовь. Символика основана на легенде, что пеликаны вырывают куски из своей груди, чтобы накормить птенцов (сейчас известно, что они достают запасы пищи из своего подклювного мешка). Раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим Свою кровь во имя спасения человечества.         Именно поэтому пеликана иногда изображают в сценах распятия Христа. Он также является символом Милосердия в натюрмортах и сыновней преданности в геральдике. Он представляет человеческую природу Христа и составляет пару птице Феникс.         ПЕНТАГРАММА (ПЕНТАКЛЬ)         Геометрический символ гармонии, здоровья и мистических сил. При использовании в магических ритуалах пятиконечная звезда обычно называется "пентакль". Судя по всему, пентаграмма первоначально появилась четыре тысячи лет назад в Месопотамии, вероятно, как астрономическая схема движения планеты Венеры. Она стала шумерским и египетским знаком звезд; как предполагают, именно она была изображена на печати царя Соломона (хотя, возможно, это был и шестиугольник) и считалась официальной эмблемой Иерусалима в 300-150 гг. до н. э. Пифагорейцы в Древней Греции, считая пентаграмму комбинацией чисел два (женское, земное начало) и три (мужское, небесное начало), использовали ее в качестве символа здоровья, мистической гармонии, союза небес и земли. Число пять в этом случае символизировало микрокосм человеческого тела и разума. С этого момента пентаграмма окончательно приобрела оккультное значение. Гностики и алхимики связывали ее с пятью элементами; христиане - с пятью ранами Иисуса Христа; средневековые колдуны - с легендарной властью Соломона над земным и потусторонним мирами.         Маги иногда изображались в головных уборах в форме пентаграммы, которые помогали призывать на помощь сверхъестественные силы. В магических ритуалах особые силы приписывались пентаклям, изображенным на пергаменте из кожи молодого бычка, но их также часто в защитных целях изображали на деревьях, камнях, амулетах и перстнях. Фауст в одноименном произведении Гете (1808) нарисовал пентакль для того, чтобы Мефистофель не смог переступить порог его дома. Пентакль с одним концом вверх и двумя вниз является знаком белой магии, известным на Западе как "нога друида"; с одним концом вниз и двумя вверх он представляет так называемое "копыто козла" и рога дьявола - характерное для символики изменение знака с позитивного на негативный при его переворачивании. Латинские и каббалистические иудейские монограммы часто выполнены в виде пентакля-талисмана, вписанного в защитный круг. Пентакль также масонский символ посвященности - "пылающая звезда".   Пентаграмма, или пентакль, - пятиконечная звезда, которую считали печатью Соломона и использовали в предсказаниях           ПЕРЕКРЕСТОК         Неизвестность, азарт, выбор, судьба, сверхъестественные силы. В большинстве древних культур перекресткам дорог придавали огромное значение. Тот факт, что они были естественной стоянкой для пилигримов, только частично объясняет огромное количество гробниц, святынь, алтарей, памятных камней, часовен или крестов, установленных около перекрестков. В Перу и других местах пирамиды строились иногда многие годы из камней, которые обязаны были нести с собой те, кто пересекал перекресток. Считалось, что их часто посещали духи, поэтому перекрестки стали местом поклонения, предсказаний, жертвоприношений, а также исполнения наказаний, казней и захоронения тех, от кого общество хотело бы избавиться навсегда. Многие африканские племена выбрасывали мусор на перекрестках, полагая, что весь вред от него будет поглощен этим местом. В Древнем Риме во времена императора Августа перекрестки охранялись двумя статуями покровителей этого места, или бога Януса, или других богов, способных смотреть сразу в нескольких направлениях, например, трехголовыми статуями Гермеса. Древнегреческая богиня смерти Геката была более ужасающим символом перекрестка, как и высший толтекский бог Тецкатлипока, который встречал воинов на перекрестке и подвергал их жестоким испытаниям. В некоторых версиях мифа о царе Эдипе перекресток стал местом его роковой встречи с незнакомым ему отцом и Сфинксом - в данном случае это место стало аллегорией судьбы. Юнг считал перекрестки материализированным символом единства противоположностей. Зачастую перекресток представляется образом человеческих страхов и надежд в момент выбора.         ПЕРЕПЕЛКА         Доброта, пылкость и храбрость - символика, основанная на рыжевато-коричневом цвете птицы, ее драчливом характере и возвращении с мест зимовки в числе первых перелетных птиц. Перепелка была связана с греческим островом Делос, мифическим местом рождения бога Солнца Аполлона и богини-охотницы Артемиды. Перепелка была эмблемой военной доблести и в Китае, и в Риме. Китайцы связывали перепелку с югом, огнем, пожаром, летом. Ассоциации перепелки со светом подтверждаются и в индуистском мифе о божествах-близнецах Ашвин, которые освободили перепелку (символизирующую весну) из пасти волка (зимы). В Европе ночные полеты перепелки связывали с колдовством, однако в общем она имела позитивную репутацию, особенно у израильтян, которым она послужила пищей в пустыне во время Исхода.         ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ         В искусстве мотивы переплетения символизируют единство и общность. Кельтское искусство в Ирландии особенно богато орнаментами в виде сложных переплетающихся линий. Подобно схожим древним традициям украшения, эти узоры выражают идею, что божественная энергия проявлялась в бесконечной космической вибрации, наиболее явно наблюдаемой в движении волн.         ПЕРСИК         Один из наиболее благоприятных китайских и японских символов. Древесину персикового дерева, его цветы и плоды связывали с бессмертием, долголетием, весной, юностью, бракосочетанием и охранительной магией. В китайских мифах персиковое Дерево Бессмертия, о котором заботилась Царица Небес, Кси Ванг My, давало плоды каждые три тысячи лет. Шу Лао, бог долголетия, обычно изображался держащим в руках персик или непосредственно внутри этого фрукта. Древесина персика использовалась для изготовления чудесных чаш, волшебных палочек для изгнания злых духов, пророческих статуэток и изображений богов-покровителей,, ветвями персика украшают здания в китайский Новый год. Значение персика как растения, охраняющего от бед, встречается также и в Японии, в легенде об Изанаги, который победил преследовавших его богов грома, кинув в них три персика. И в Китае, и в Японии цветок персика является эмблемой чистоты и девственности. Персик - один из трех благословенных фруктов в восточном буддизме. В искусстве Возрождения персик с листочком был символом правдивости - отзвук античных времен, когда это сочетание означало искреннюю, сердечную речь.         ПЕРЧАТКА         Символ карающей руки. Отсюда ее частое использование как знака поручительства в то время, когда перчатки носили более широко, особенно особы, занимающие высокое положение. Обычай бросать перчатку в качестве вызова (позднее - бить перчаткой по лицу) возвращает к средневековым рыцарским поединкам. Обвиняемые, которые проигрывали дело в .суде, вносили в качестве залога перчатку - знак того, что они выполнят постановления суда. Перчатку использовали рыцари на турнирах, как залог любви, и правители для дарования торговых прав и поместий. Снятие правой перчатки было признанием власти господина или монарха и демонстрацией миролюбивых намерений. Белые (епископские) перчатки использовались в римской католической церкви как символ чистоты.         ПЕРЬЯ         Вознесение. В основе символизма - невесомость перьев, способность птиц летать и духовные качества, которыми наделяли птиц. В более широком смысле перья, которые носили шаманы, жрецы или правители, символизировали магическую связь с миром духов или божественную власть и покровительство. Плащ из перьев был атрибутом не только небесных богов, таких, как скандинавская богиня Фрейя, но и кельтских друидов, которые пытались с помощью магии путешествовать за пределами материального мира. Змея, покрытая яркими зелеными перьями птицы Кецаль, считалась эмблемой великого ацтекского бога Кецалькоатля, а также его власти над небом и землей. В Северной Америке считалось, что головные уборы вождей, сделанные из перьев, уравнивают их с Великим Духом и с властью богов воздуха, огня и грозы. Оперенное солнце, диск с перьями, направленными как вовнутрь, так и наружу, - у равнинных индейцев эмблема Космоса и Центра. Перья также - широко распространенная эмблема возносящейся молитвы; отсюда и символизм оперенных жезлов индейцев пуэбло, которые использовались в ритуалах, чтобы вызвать дождь в дни солнцестояния. В христианской традиции перья символизируют молитву и веру и иногда используются в качестве эмблемы добродетели, как, например, в гербе рода Медичи, где три пера в кольце символизируют веру, надежду и милосердие. В Древнем Египте перья были атрибутом нескольких богов неба, но особенно - богини справедливости Маат, которая с помощью страусиного пера взвешивала сердца умерших в загробном мире - аллегория справедливости, призванной отделять грешные души от праведных. Мнение, что белые перья - символ трусости, зародилось на петушиных боях: считалось, что белые перья в хвосте петуха - знак того, что птица лишена агрессивности, присущей чистокровным бойцовым петухам.         ПЕСОК         По очевидным причинам, символ множества. В бесплодных, засушливых регионах, особенно на севере Африки и Ближнем Востоке, песок заменял воду при мытье и чистке посуды и помещений и поэтому ассоциировался с очищением. В более общем значении он символизирует неустойчивость, уничтожение, разрушение и течение времени (ассоциация с песочными часами).         ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ         Смертность и неумолимо проходящее время. Песочные часы часто появляются в изображении благочестивого, тихого образа жизни, для иллюстрации краткости человеческого бытия, как атрибут Отца-Времени и иногда Смерти. Они разделяют символизм двух треугольников, один из которых перевернут, что означает циклы созидания и разрушения (форма барабана Шивы в индийском искусстве).         ПЕТУХ         Бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность; вестник зари - символ солнца и духовного возрождения. Эти его качества распространены гораздо шире, чем гордыня, высокомерие, похоть, также ему присущие. Петух связан с зарей, солнцем, светом повсюду, исключая кельтские регионы и север Европы. В Китае, где его красный гребешок связывают с закатом и осенью, слово "петух" - омоним "удачной судьбы"; красный петух отводит пожар от дома, а белый - привидений; петухов могут принести в жертву, но, из почтения, не едят. Петух является символом пяти китайских добродетелей: достоинства в войне, благородства в мирное время, храбрости, надежности и великодушия (последнее - из замеченной привычки петуха предлагать найденную еду сначала курам и только потом есть самому). Живого петуха или его изображение используют в похоронной церемонии как талисман, отводящий зло.         Петух - священное животное в Японии. По этой причине ему предоставлена полная свобода передвижений в синтоистских храмах. Петух созывает верующих к молитве, также как однажды вызвал богиню солнца Аматэрасу из пещеры, где она скрывала свой свет. В буддизме петух олицетворяет чувственные желания и является одним из трех эмблематических животных (наряду со свиньей и змеей), которые сопровождают человека в круге рождения и смерти. В западном искусстве петух может персонифицировать Похоть, но в христианской традиции символизм петуха в общем позитивен. Он является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества. Флюгера на церквах в форме петуха - эмблема бдительности по отношению ко злу. Согласно народным поверьям, ночные призраки исчезают с первым криком петуха. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке. В Древней Греции петух являлся атрибутом или спутником многих богов, включая Зевса, Аполлона, Аттиса, Персефону (богов и богинь возрождения), Ареса и Афину (воинственных божеств), Гермеса (вестника богов) и Эскулапа (бога врачевания). Петух также почитался в исламе: считается, что именно он был гигантской птицей, увиденной Мухаммадом в Первом Небе рая, кричавшей: "Здесь не бог, но Аллах". Петух - обычный посланник загробного мира в кельтской и североевропейской традициях. Он управлял душами, призывал мертвых на битву, предупреждал богов об опасности. Некоторые африканские народы считают его прорицателем и обладателем тайных знаний и поэтому связывают его с колдунами.         Эмблемой Франции петух стал благодаря игре слов латинского языка, в котором слово "галлус" значит одновременно и "петух" и "галл" - древнее название жителей Франции. Еще одной историей, наложившей отпечаток на символизм этой птицы, стала легенда, что петух своими криками отсчитывал три отречения от Христа его ученика, будущего апостола Петра. По этой причине петух стал одним из атрибутов святого Петра, который, в свою очередь, считается покровителем часовщиков. Сказки, в которых животные высокомерно хвастались друг перед другом, повлияли на появление в английском языке выражения "петух и бык".         ПЕЧЬ (ДУХОВКА)         Горнило - устройство, способствующее духовному очищению и обновлению. Горящая пламенем печь, в которую по приказу царя Навуходоносора бросили юных иудеев Сердаха, Мисаха и Авденаго - библейский символ духовных испытаний. К изумлению царя, они вышли из печи невредимыми, что доказывало превосходство их Бога перед золотым идолом, которому их принуждали поклоняться. Символом очищения печь стала вследствие наблюдения металлургов и алхимиков за процессами в плавильной печи.         ПЕЩЕРА         С первобытных времен - образ убежища, укрытия, а также символ материнской утробы, рождения и возрождения, начала и средоточия жизни, центр мироздания. Пещера может иметь и противоположные негативные значения: загробный мир, у кельтов - вход в ад, в психоанализе - регрессивные желания и содержимое подсознания. В мифах и в обрядах инициации пещера часто представляется местом, где сконцентрированы жизнетворные силы земли, где вещают оракулы, где посвящаемые возрождаются в духовном смысле, где души видят небесный свет. Священные пещеры и гроты, обычно в холмах или горах (являющихся символами соединения земли и неба), - средоточие духовных сил, часто представленных в виде свода, колонны или лингама. В Мексике пещеры и карликовые божества дождя являются символами плодородия. В сказаниях о пророках, богах и героях часто фигурировали пещеры или расщелины - такие, как, например, Лейбадейская пещера, описанная греческим географом Позанием во П в. н. э. Здесь те, кто обращался к оракулу (говорившему голосом поглощенного Бездной царя-строителя Трофиния) и узнавал свою судьбу, впадали в состояние безотчетного ужаса. Пещера как духовный источник воспринималась также и в христианской традиции: ясли, установленные в пещере, стали местом рождения Иисуса Христа; в пещере на острове Патмос на святого Иоанна Богослова снизошли апокалипсические видения. Кроме того, пещера имела священное значение в Китае -ее считали подходящим местом для воскрешения погребенных здесь императоров. В тюркских сказаниях пещера была местом рождения первого человека. В пещерах с ручьями проходили ритуалы в честь бога Митры, в которых использовались листья деревьев, цветы и плоды - они могли повлиять на греческую античную философию, которая смотрела на пещеру как на метафору всего материального мира. Платон полагал, что человеческий разум как бы заключен в пещеру и видит только иллюзии - отражения реального мира, которого могут достичь лишь воображение и дух. В фольклоре пещера часто символизировала менее возвышенные вещи: сокровища Аладдина, например, которые охраняли драконы и коварные гномы.         ПИВО         Для кельтов пиво было напитком воинов и вождей племени, они верили, что оно является также и напитком богов. В Древнем Египте пиво считалось даром бога плодородия и земледелия Осириса. Кукурузное пиво в Южной Америке использовалось в ритуале инициации.         ПИОН         Имперский цветок в Китае, из-за своей эффектной красоты связанный с богатством, славой и достоинством. Также пион - японский символ изобилия, ассоциирующийся с радостью и браком. На Западе корни, семена и цветы пиона издревле имели целебную репутацию - отсюда и его название, произошедшее от греческого слова "врач", а также от имени Пеона (Пеана), который лечил богов, раненных во время Троянской войны (Пеон исцелил Аида и Ареса). Пион иногда называют "розой без шипов".         ПИРАМИДА         В Древнем Египте - "холм света", символ созидательной силы Солнца и бессмертия фараона, могилой которому она служила. Пирамидальные сооружения в других странах, например вавилонские зиккураты, на вершине которых строились храмы, имели другие символические значения. Пирамиды в Древнем Египте стали строить под руководством Имхотепа, верховного жреца бога солнца Ра (до этого устанавливали "маста-бы" с плоскими крышами). Хотя возведенная Имхотепом пирамида для фараона Джосера в Сахаре была ступенчатой, позднее архитекторы перешли к форме правильной пирамиды, облицовывая ее известняком, чтобы она светилась на солнце, чем подчеркивалось ее символическое значение. Пирамида изображала первичный курган, на который, согласно древнеегипетским представлениям о сотворении мира, упал первый луч солнца - создателя Вселенной. Массивность и подавляющая мощь этих сооружений была "вызовом вечности" - прочность здания отрицала саму смерть, а высота и гладкая поверхность символизировали абсолютное единство между захороненным в пирамиде фараоном и богом солнца. Кроме функции отражения света, наклонные треугольные стороны пирамиды имеют важную технологическую, а не только символическую значимость - обеспечивают стабильность этих огромных монументов.         ПИТОН, см ЗМЕЯ         ПЛАВИЛЬНАЯ ПЕЧЬ         Алхимический символ преображения через растворение, очищение и соединение. Плавильная печь может символически изображать трансформацию материи или испытание, а также соединение мужчины и женщины в браке.         ПЛАНЕТЫ         Древние верили, что планеты - сами могущественные боги, что сильно повлияло на развитие их символики. В течение более чем двух тысяч лет после того, как древние греки выразили эту веру в своих мифах, ведущие мыслители в области науки и религии считали бесспорным положение, согласно которому все планеты управляют событиями на земле (Солнце и Луна, безусловно, такое влияние оказывают). Хотя в XVIII в. наука и астрология разошлись в оценке этого влияния, планетарная символика к тому времени стала неотъемлемой частью человеческой жизни. Даже дни недели "основаны" на известных в древности семи планетах ("семь" впоследствии стало счастливым мистическим числом). Земля принималась в качестве неподвижного центра, а каждой планете - Луне, Меркурию, Солнцу, Венере, Марсу, Юпитеру и Сатурну - были присвоены определенные качества, основанные частично на их цвете, движении и системе "связей" между ними и сторонами света, цветами, металлами, человеческими органами, драгоценными камнями, цветками и т. д. Теория, лежащая в основе этой сложной системы символов, заключалась в том, что планеты и все аспекты окружающего мира, включая человека, взаимосвязаны. Из семи планет Луна, Марс, и Сатурн несли негативный потенциал, остальные воспринимались позитивно.         Ниже изложены отличительные черты, которые определяют планеты в космологии и мифах в западной традиции.         Меркурий (в Греции - Гермес, в Месопотамии - Набу). Молодой проворный андрогин - существо, объединяющее в себе признаки как мужского, так и женского пола. Он изображался с кадуцеем, в крылатом шлеме и сандалиях и ассоциировался с быстротой передвижения, посредничеством, разумом, красноречием, свободой воли, выбором, коммерцией, днем недели - средой, ртутью, пурпурным или серо-голубым цветом, центром, Девой и Близнецами.         Венера (в Греции - Афродита, в Месопотамии - Иштар). Прекрасная женщина. Атрибуты: лавр, мирт, роза, раковина или дельфин, факел или пылающее сердце, колесница, запряженная голубями или лебедями. Ассоциируется с любовью (божественной или земной), желанием, сексуальностью, удовольствием, возрождением, воображением, гармонией и счастьем (как вечерняя звезда), в Месопотамии с войной (как утренняя звезда), пятницей, медью, зеленым или бледно-желтым цветом, западом (как вечерняя звезда), Весами и Тельцом.         Марс (в Греции - Арес, в Месопотамии - Нер-гал). Агрессивный мужчина. Изображался в шлеме, со щитом и мечом (или копьем), иногда верхом на коне, иногда в сопровождении волка. Ассоциировался с энергией, насилием, храбростью, энтузиазмом, конфликтом, огнем, вторником, железом, красным цветом, югом, Овеном и Скорпионом.         Юпитер (в Греции - Зевс, в Месопотамии - Мар-дук). Внушительный, богоподобный, часто бородатый мужчина. Атрибуты включают: орла, змею, грозу. Ассоциировался с властью, равновесием, справедливостью, оптимизмом, организаторскими способностями, четвергом, оловом, синим цветом, востоком, Стрельцом и Рыбами.         Сатурн (в Греции - Хронос, в Месопотамии - Ниниб). Мужчина с седой бородой. Обычно изображался с серпом и часто - с костылем. Когда-то ассоциировался с земледелием, но в более общем смысле - с пессимизмом, суровостью, моралью, религией, целомудрием, созерцанием, инертностью, смертью, меланхолией, субботой, свинцом, черным цветом, севером, Козерогом и Водолеем.         В китайской астрологии Меркурий связан с севером, водой и черным цветом; Венера (в Китае - мужского пола) - с западом, металлом, белым цветом; Марс - с югом, огнем, красным цветом; Юпитер - с востоком, деревом и синим цветом; Сатурн - с центром, землей и желтым цветом.         ПЛУГ         В Ветхом Завете - символ мирного занятия земледелием; в более общем значении - мужской символ изобилия: фаллический плуг проникает в Мать-Землю.         Ритуал, во время которого китайские императоры пахали землю, символизировал их ответственность за процветание страны. Плуг - эмблема Серебряного века - символизировал необходимость трудом добывать пропитание. Кочевые народы как в Западной Азии, так и в Америке, где плуг был неизвестен до появления европейцев, некогда считали пахоту оскорбительным нарушением целостности Матери-Земли. Скопление звезд в виде плуга (группа из семи ярких звезд в созвездии Большой Медведицы) считается символом небесной энергии, создавшей многообразие из первичного единства.         ПЛЮМАЖ (КОКАРДА)         У Эмблема на шлеме рыцаря, символизирующая его под- виги, цели или мотивы его поступков, предмет его исканий, или обозначающая его собственную вассальную зависимость.         ПЛЮЩ         Бессмертие и упорство в жизни и в устремлениях. Из-за того что листья плюща охлаждали лицо, считалось, что он предотвращает опьянение - венки из плюща носили греческий бог Дионис (в римской мифологии Бахус) и его пьяная свита. Плющ также воплощал жизненную силу растений и был атрибутом воскресающих богов - Осириса в Египте, Диониса в Греции и Аттиса во Фригии. Плющ, обвитый вокруг жезла Диониса, символизирует защитное и женское рвение последователей его культа. В позднем христианском искусстве плющ был символом преданности, так же как и вечной жизни (что основано на том факте, что он продолжает расти на погибших деревьях). Увитые плющом черепа в натюрмортах - также символ бессмертия.         * Часто используется в рыцарских или дворянских гербах. Прим. пер.         ПОБЕДА         В западном искусстве персонифицировалась крылатой, с крыльями на ногах, древнегреческой богиней Никой (в римской мифологии Викторией). Ее иногда изображали возлагающей лавровый венок на голову воинов, атлетов или поэтов. Венки для победителей плели также из оливы, мирта, плюща или петрушки. Другие символы победы - триумфальная арка, корона, знамя, орел, сокол, ястреб, феникс, слон, лошадь, лев, волк, пальма, пика и зигзагообразный знак "зигрун".         ПОДКОВА         Древний талисман против дурного глаза, но только если изгиб подковы направлен вверх - это подтверждает теорию, что предполагаемая магия подковы основана на защитном символизме месяца (железо образует форму полумесяца).         ПОДСВЕЧНИК (КАНДЕЛЯБР)         Основной символизм свечи переносится и на подсвечник или канделябр, особенно известна менора* - семисвечник, описанный в книге Исход (25:31-40) как сделанный из золота семиствольный светильник с миндалевидными чашами масляных ламп (позже свечей), что придавало ему сходство с Космическим Древом или Древом Света. Семь свечей на меноре символизировали Солнце, Луну и остальные пять известных древним планет, семь дней недели, семь небесных сфер.   Менора (иллюстрация из Библии XII в.)                    * Менора, в противове
на заглавную О сайте10 самыхСловариОбратная связь к началу страницы
© 2008-2014

online
magazines pdf download
download magazine pdf
download ebooks pdf
XHTML | CSS
1.8.11